Профилактика дисграфии и дислексии на уроке через систему дидактических игр

Разделы: Начальная школа


Цель данной статьи - привлечь внимание учителей и родителей к недостаткам речи у младших школьников, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь, по русскому языку и чтению. Чаще всего низкие оценки по родному языку родители и учителя объясняют либо невниманием ребенка и рассеянностью, либо недобросовестным отношением к учебе. Тем временем, учащиеся не получают своевременно необходимую помощь, что приводит к стойкой неуспеваемости по письму и чтению.

Разобравшись в причинах неуспеваемости по родному языку и исключив их, учитель должен направить ребенка на консультацию к логопеду, что позволит успешно обучать ребенка в массовой школе, а "не засыпать" его двойками и бесконечным переписыванием текстов.

Большинство детей к моменту обучения в школе полностью овладевают правилами звукопроизношения, имеют довольно обширный словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения грамотой протекает одинаково.

К сожалению, в течение последних лет моей практики в школе наблюдается тенденция неспособности поступивших в школу детей в полной мере овладеть процессом чтения и письма на этапе всего букварного периода. Связано это с тем, что значительная часть детей при поступлении в школу имеет различные нарушения в развитии устной речи или отдельных ее компонентов. А, как правило, все недостатки устной речи, если их вовремя не устранить, обязательно переходят в письменную речь и в дальнейшем формируются вторичные речевые дефекты – нарушения письма и чтения.

Чаще всего неспособность к письму и чтению, известная под названием дисграфии и дислексии, обусловлена тем, что у ученика недостаточно развит фонематический слух (фонематическое восприятие) и он страдает фонематическим недоразвитием речи (ФН) или фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН). Специфика детей с ФН и ФФН речи заключается в следующем: ребенок плохо различает и узнает фонемы в звуковой структуре слова, не представляет себе звукового и слогового состава слова и не чувствует звуковой ткани языка, с трудом овладевает навыками языкового анализа и синтеза, необходимыми для формирования полноценных процессов письма и чтения..

В результате на письме у таких детей появляются специфические ошибки, не связанные с применением орфографических правил русского языка. Приведу примеры таких ошибок:

  • пропуск гласных и согласных букв ( день - днь, между - межу);
  • перестановка букв, лишние буквы (лужа - нулжа);
  • пропуск слогов, лишние слоги (дорожке - дожке, тишина - тишинына);
  • замены гласных в ударном положении (задача - задоча);
  • замены йотированных гласных ( идёт - идют, посёлок - посялок);
  • замены согласных:
  • свистящих - шипящих (золотистый - жолотистый);
  • парных по звонкости - глухости (картофель – картовель, дупло - тубло);
  • сонорных (ржи - лжи, мебель - небель);
  • аффрикатов (птицы - птичы, цветы - чветы);
  • обозначение твердости - мягкости согласных на письме гласными (кругом - крюroм, люди - луди);
  • обозначение мягкости при помощи "Ь" (васильки - василки, большие - болшие);
  • недописывание слов (мышка - мышк);
  • замены слов, искажение слов (мишка - книжка, лепечут - требпечут);
  • раздельное написание приставок и слитное написание слов, предлогов (по лицу - полицу, столбом - с толбом)

У детей с ФН и ФФН речи может быть нарушено и чтение, т.к. между нарушениями устной речи, письма и чтения существует тесная взаимосвязь. Этой категории детей свойственны следующие трудности при овладении чтением: они не могут слить буквы в слоги, а слоги в слова, хотя буквы им уже известны. Такие дети читают, набирая слова по буквам, и при этом допускают специфические ошибки:

  • пропуск букв, слогов, предлогов;
  • замена и перестановка букв, слогов;
  • "застревание" на какой-либо букве, слоге, слове;
  • недочитывание окончаний слов;
  • искажение слов;
  • добавление лишних букв, слогов и даже слов;
  • "угадывание" слов.

Все рассмотренные выше ошибки являются проявлением дисграфии и дислексии, обусловленной недостаточной сформированностью у школьников фонетико-фонематических процессов. Интересно, что у одних детей замена и смешение букв на письме и при чтении сочетается с искаженным произношением звуков (ФФН), у других – нет (ФН). Второе встречается чаще. Связано это с тем, что дефекты произношения могут быть исправлены в дошкольном возрасте, а при поступлении в школу детей с правильным произношением ни родители, ни учителя не подозревают, что за внешним благополучием речевого развития у ребенка может скрываться фонематическое недоразвитие речи. Незначительные же, на их взгляд, искажения слов (например: вместо слова мебель ребенок говорит небель и пр.) не воспринимаются всерьез. И даже когда у таких детей на письме появляются специфические ошибки, родители и учителя часто связывают их с невнимательностью и отвлекаемостью ребенка на уроке, с плохим поведением и небрежным отношением к учебе. А иногда родители обвиняют учителей в недостаточном внимании последних к своему ребенку. В связи с этим, учителя начинают дополнительно заниматься с такими детьми, а слова с ошибками "не на правила" заставляют прописывать несколько раз, переписывать целиком предложения и даже тексты. Но результаты такой работы незначительны, и специфические ошибки вновь и вновь появляются в письменных работах учащихся. Все это приводит к тому, что такие дети попадают на консультацию к логопеду лишь во втором и третьем классе, когда ошибки "не на правила" имеют уже более стойкий и системный характер, а, следовательно, и преодолевать их приходится дольше и труднее. Вследствие этого дети данной категории в основном любят уроки математики, а уроки чтения и письма для них "пытка".

Итак, если в классе, обученном грамоте, есть ученики, которые делают рассмотренные выше специфические ошибки на письме или при чтении, учитель должен знать: их надо направить к логопеду. Так же это должны понимать и родители. Ведь такие ошибки не исчезают сами собой, а искореняются только тогда, когда ребенок полностью овладеет навыками звукобуквенного анализа слова, научится отчетливо представлять себе слого- звуковую структуру каждого слова, сравнивать и сопоставлять сходные и различительные признаки звуков и букв, вот тогда для ошибок "не на правила" не останется места.

Но что делать, если при образовательном учреждении нет логопедического пункта, или по каким-либо другим причинам ребенок не может посещать коррекционно-развивающие занятия логопеда? Из опыта своей логопедической работы в школе могу сказать, что иногда родители, получившие мою консультацию и соответствующие рекомендации, занимались с детьми дома самостоятельно и достигали значительных успехов в преодолении ошибок, связанных с ФФН.

К сожалению, с каждым годом количество таких детей увеличивается и, по оценкам разных специалистов, составляет в среднем 25-30% от общего числа первоклассников, поступивших в школу. Переполненность логопункта создает очередность зачисления детей с различными речевыми нарушениями, в том числе и с ФН и ФФН на логопедические занятия. Поэтому детям приходится ждать оказания специализированной логопедической помощи довольно длительное время, за которое эта категория детей может перейти в разряд слабоуспевающих или неуспевающих по русскому языку и чтению.

В связи с этим, можно рекомендовать учителям включать в уроки обучения грамоте, русского языка и чтения упражнения по развитию фонематического восприятия и фонематических представлений, тем более, что учителя, как и логопеды, тоже учат детей различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные, соотносить звуки и буквы, производить звуко-буквенный анализ слов и т.д.

Мною была разработана система дидактических игр, способствующих развитию фонематического восприятия и формированию фонематических процессов. Апробация данной системы была проведена на базе НОУ Школы Ворожейкина “Эрудит” г. Красноярска в 2005-2006 учебном году. Для исследования был выбран класс, наиболее неблагоприятный в плане речевого развития детей. В результате, сначала значительно снизилось количество специфических ошибок, повысилась успеваемость учащихся данного класса по русскому языку и чтению, а в дальнейшем и качество обучения. Мониторинг качества обученности, проводимый в то время Управлением Образования Ленинского района г. Красноярска, показал 100% качество обучения учащихся данного класса по русскому языку и чтению (в то время, как по окружающему миру – 52%). В связи с этим, можно с уверенностью утверждать, что регулярное и систематическое использование подобных упражнений на уроке позволяет значительно сократить количество выше перечисленных ошибок у учащихся, а в некоторых случаях и полностью предотвратить их появление.

Чтобы работа по развитию фонематического слуха имела системный характер и продолжалась в течение всего учебного года (а не ограничивалась несколькими уроками на этапе обучения грамоте), а также не отнимала много времени на уроке и не набивала "оскомину" у детей, рекомендую проводить такие упражнения в виде дидактических игр. Применение дидактических игр, как одного из наиболее продуктивных средств обучения, позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Ведь о том, что игра - это часть учебного процесса, знает только учитель, ученик же не подозревает об этом,- он играет. Во-вторых, игра помогает, наряду с формированием и развитием фонематического восприятия, организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к урокам русского языка, воспитывается любовь к родному языку. В-третьих, игру можно применять в различных вариантах (иногда использовать только фрагменты игры), обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал по русскому языку разноуровневого характера. В-четвертых, на примере дидактической игры учитель может реализовать задачи не только по развитию собственно фонематического восприятия, но и решить конкретные задачи самого урока, соотносящиеся с ключевыми вопросами программы по русскому языку в начальной школе.

Предлагаю специфический комплекс из данной системы игр, который может быть использован учителями без помощи логопеда на уроках обучения грамоте, русского языка и чтения с целью профилактики у детей дисграфии и дислексии.

1. "Незнайка с кармашком".

Цель: развитие ФВ, совершенствование звукобуквенного и слогового анализа слов, развитие внимания. Профилактика дисграфии.

Ход игры

I вариант. В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния. (Один ребенок показывает указкой, остальные читают хором.).

П вариант. В кармашек вставляется слоговая (звуковая) схема слова. Вокруг вывешиваются различные картинки или слова. Нужно выбрать слова, соответствующие схеме .

Количество играющих: 1 и более человек.

2. "Телевизор".

Цель: развивать ФВ, развивать и совершенствовать звуковой анализ и синтез в речевой деятельности учащихся. Профилактика дисграфии на фоне ФФН. Отрабатывать навыки чтения.

Ход игры

На экране телевизора прячется слово или картинка. На наборном полотне вывешиваются картинки на каждую букву (или звук) спрятанного слова по порядку. Ребенок (дети) должен по первым (или последним, или третьим и т.д.) буквам (звукам) слов на картинках сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал(и) слово, экран телевизора открывается.

Например:

I вариант (по первым буквам): спрятанное слово (месяц) изображено картинкой. На доске картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля. (Отгаданное слово записать буквами.)

П вариант (по первым звукам): спрятанное слово (месяц) записано буквами. На наборном полотне картинки: медведь, экскаватор, семёрка (семь), индюк, цапля. (Обязательно соотнести, как отгаданное слово слышится и как пишется. Почему?)

Количество играющих: от 1 и более человек.

3. "Рассели животных".

Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух.

Ход игры

Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поселить их в окошки с прорезями. (Обязательно включать лишние слова со сходными звуками.)

Например: Домики с буквами Ц и Ш. Выложены следующие картинки: СОБАКА, ЦАПЛЯ, ЛЯГУШКА, ЦЫПЛЕНОК, СИНИЦА, МИШКА, МЫШКА, КУРИЦА, КОШКА, ЩЕНОК. Предварительно, все слова проговариваются.

Количество играющих: 1-2 человека (или весь класс, поделенный на 2 команды).

4. "Собери цветок".

Цель: дифференциация оппозиционных звуков, развитие фонематического слуха и аналитико-синтетической речевой деятельности у учащихся.

Ход игры

На столе лежит "серединка" цветка. На ней написана буква (например, С).

Рядом выкладываются "цветочные лепестки", на которых нарисованы картинки (или слова) со звуками [с, з, ц, ш]. Надо среди этих картинно-"лепестков" выбрать те, где есть звук [с].

Количество играющих: l–3 человека (или весь класс, поделенный на 2 команды).

5.. "Рыбалка".

Цель: развивать ФВ, упражнять детей в выборе слов с одним и тем же звуком, закреплять навыки звукового анализа.

Ход игры

Дается установка: "Поймать слова со звуком [л]" (и другими).

Ребенок берет удочку с магнитом на конце "лески" и начинает "ловить" нужные картинки со скрепками. "Пойманную рыбку" ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.

Количество играющих: 1 и более человек.

6. "Собери букет".

Цель: развитие фонематического слуха, дифференциация звуков [р-л], упражнять детей в различении основных и оттеночных цветов.

Ход игры

Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ребенку говорят: "Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [ л ], а в какую со звуком [р]. (розовая - [р], голубая - [л]). Рядом лежат цветы разного цвета: зеленого, синего, черного, желтого, коричневого, фиолетового, оранжевого, малинового и т. д. Учащиеся расставляют цветы. Синий цветок должен остаться.

Количество играющих: 1-2 человека (или весь класс, поделенный на 2 команды).

7. "Почта".

Цель: упражнять детей в различении слов со сходными звуками, развивать фонематический слух, закреплять понимание словообразующей функции каждой буквы (звука). Расширять объем словаря, закреплять правописание слов, профилактика дисграфии, развитие скорости чтения.

Ход игры

Вывешиваются два-три “почтовых ящика” с обозначением букв, дифференцируемых звуков (парные согласные, сходные согласные с-ш, з-ж, ш-щ, ч-ц, м-н, л-р, безударные гласные а-о, и-е-я, ь-ъ, ь - отсутствие ь, и пр.). У учащихся – “письма-слова” с соответственно пропущенными буквами или “письма-картинки” с соответствующими звуками. Дети должны разложить “письма” в нужные ящики. По окончанию работы “почтальоны” проверяют правильность выполнения работы.

Количество играющих: 1-3 человека и более (весь класс).

8. "Найди ошибку".

Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать навыки звуко - буквенного анализа слов, развивать ФВ и внимание. Профилактика дисграфии.

Ход игры: Детям раздают карточки, на которых 4 картинки, начинающихся на одну и ту же букву. Ученики определяют, на какую букву начинаются все слова и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схеме, если они есть.

Количество играющих: 1-4 человека (или весь класс, поделенный на группы или команды).

9. "Речевое лото".

Цель: развивать умение выделять в словах общий звук (букву), находить картинки с заданным звуком, развивать внимание, фонематический слух. Автоматизация звуков, развитие скорости чтения.

Ход игры

Детям раздаются карты с изображением 6-ти картинок (вместе со словами под картинками). Ребенок определяет, какой звук есть во всех. Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: "У кого есть это слово?" Выигрывает тот, кто первый закроет все картинки на большой карте без ошибок

Количество играющих: 1-18 человек (можно играть парами или группами).

10. Лото "Читаем сами".

Цель: развивать фонематическое и зрительное восприятие, развивать звуко - буквенный анализ слов, учить различать гласные и согласные, дифференцировать твердые и мягкие согласные. Профилактика дисграфии, обусловленной ФФН, развитие скорости чтения.

Ход игры

I вариант. Детям раздаются карты, на каждой из которых написаны 6 слов. Ведущий показывает картинку и спрашивает: "У кого из ребят написано название картинки? (У кого слово?)". Выигрывает тот, кто первый заполнит карту без ошибок.

П вариант. Детям раздаются карты. Ведущий показывает звуковую схему слова, учащиеся соотносят ее со словом у себя на карте. Выигрывает тот, кто безошибочно заполнит свою карту схемами слов.

Количество играющих: 1-8 человек (можно играть группами).

11. "Найди слова в слове".

Цель: расширять объем словаря, закреплять правописание слов, понимание словообразующей роли каждого звука. Автоматизация звуков в словах, профилактика дисграфии.

Ход игры

На доске вывешивается картинка с исходным словом, дети записывают его в тетрадь буквами). Дается установка: "Возьмите буквы из исходного слова, составьте из них новые слова и запишите ".

Количество играющих: 1-3 человека и более.

12. "Математическая грамматика".

Цель: автоматизация звуков, закрепление фонематического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения, обогащение словаря, профилактика дисграфии.

Ход игры

Ребенок должен выполнить действия, указанные на карточке ("+", "-") И при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов найти искомое слово.

Например: С+ТОМ-М+ЛИСА-СА+ЦА=? (столица).

Количество играющих: 1-2 человека и более.

13. "Допиши словечко".

Цель: автоматизация звуков, развитие ФВ, процессов анализа и синтеза, понимание смыслоразличительной функции звука и буквы, развитие речи, интереса к родному языку, любви к поэзии. Профилактика дисграфии.

Ход игры

На карточке рифмованный текст, стихи, в которых одно слово (или больше) пропущено. Учащиеся должны собрать из букв разрезной азбуки рифмованное слово и записать его.

Например: Воробей взлетел повыше, видно все с высокой __________(крыши).

Количество играющих: 1-2 человека и более.

14. "Занимательная грамматика".

Цель: закрепление фонетического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения и словообразования, развитие ФВ и профилактика дисграфии.

Ход игры: Сложить слово из двух слов по схеме:

Слова - слагаемые, составляющие слоги, зашифрованы по принципу кроссворда. Например:

1) Первый слог - наименьшее трехзначное число.

Второй слог - обозначает часть головы человека, где находятся глаза, рот, нос, только во множественном числе. Вместе - главный город страны. (Cтолица)

2) Первый слог - личное местоимение. Второй слог - тоже личное местоимение. Вместе обозначают то, что мешает движению на дорогах (ямы).

Выше перечисленные игры можно использовать не только на логопедических занятиях по развитию фонетико-фонематических процессов, но и на уроках обучения грамоте, русского языка, чтения и др. Ценность таких игр заключается в том, что на их материале учитель можно отрабатывать также скорость чтения (см. "Незнайка с кармашком", лото "Читаем сами" и т.д.), слоговой состав слова (см. "Занимательная грамматика", "Математическая грамматика" и др.), развивать орфографическую зоркость (см. игру "Допиши словечко", "Почта" и т.д.), использовать вместо распределительных диктантов (см. игру “Почта).

Помимо всего прочего, они способствуют снятию напряжения и страха письма у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность в графолексической деятельности, и создают положительный эмоциональный настрой в ходе урока. А главное, радуясь возможности поиграть, ребенок с удовольствием выполняет любые задания учителя и необходимые упражнения, что естественным образом стимулирует познавательную деятельность и правильную речь ученика, как устную, так и письменную.

Таким образом, своевременное выявление детей с ФН и ФФН речи, комплексная и системная работа с ними логопеда, учителя и родителей, позволяет повысить успеваемость детей по чтению и русскому языку, помогает ребенку избежать трудностей и проблем в усвоении чтения и письма, которые не исчезают потом в средней и старшей школе.