Цель: Познакомить обучающихся с понятием “орнамент”, дать понятие “башкирский орнамент”, “башкирские орнаментальные комплексы”, закрепить теоретические знания практическим заданием.
Задачи:
- Развитие умения анализировать полученную информацию, синтезировать выводы;
- Развитие способности к воображению;
- Формирование аккуратности и эстетического вкуса;
- Воспитание познавательного интереса к изучению материальной культуры родного края.
Оборудование:
- Магнитофон, CD диск с записями башкирской музыки;
- Компьютер и проектор;
- CD диск с мультимедийным обеспечением урока (Приложение 1);
- Карточки с опорными словами урока;
- Шаблоны “колчан” и “фартук” по количеству обучающихся;
- Краски, кисти.
ХОД УРОКА
- Здравствуйте, ребята!
Звучит музыка А. Кубагушев “Колыбельная” (пьеса для курая и симфонического оркестра) учитель на фоне музыки читает стихотворение Рафаэля Сафина [4]
Нет, совсем не зима, - начинается белая музыка.
Словно светлые гаммы, снежинки парят.
На полях декабря, сочинитель неузнанный,
Дни и ночи подряд их творит снегопад.
Снег идет синий – синий, совсем не по-зимнему,
Словно кто-то большой, отнимая покой,
За застывшей рекой все добрей и призывнее
В теплой маминой варежке машет рукой.
Нет, совсем не зима, - начинается белая музыка.
Словно светлые гаммы, снежинки парят.
Эта белая музыка – пусть продолжается…
Ах, какой же чудесный творец – снегопад.
- Ребята, какое время года за окном?
- Какие забавы дарит нам красавица зима?
- Скажите, а чем можно заняться в долгие зимние вечера?
- Как вы думаете, а чем занимались в зимние вечера наши предки? Мужчины? (Изготавливали оружие, домашнюю утварь) Женщины? (Шили, вязали, делали ковры, вышивали, украшали одежду)
- Сегодня мы с вами займемся украшением. Девочки украсят фартучки, а мальчики колчан для стрел. Украсим их в лучших башкирских традициях. Перед вами шаблоны фартуков и колчанов. Можете приступить к выполнению задания.
У ребят должен возникнуть вопрос, как украсить свои шаблоны?
Какой использовать узор?
- Ребята, вы не можете выполнить задание? (Нет) Почему? (Надо знать элементы узоров, особенности исполнения узора)
- Что мы должны знать для того, чтобы выполнить задание? (Надо знать элементы узоров, особенности исполнения узора)
- Как, называется узор, который народ использовал для украшения одежды и предметов быта? (Орнамент)
- А как мы назовем орнамент, принадлежащий какой-либо нации? (Национальный или народный)
- Ребята, исходя из нашей беседы, назовите тему сегодняшнего урока. (Башкирский народный орнамент)
Запись даты и темы урока в тетради.
Работа с учебником страница 86.
- Прочитайте первый абзац § 1. (Чтение сильным учеником)
- Ответьте на вопросы: от какого слова произошло слово ОРНАМЕНТ, что оно означает? Что означает слово ДЕКОРАТИВНЫЙ? Какое значение имел орнамент и декоративные украшения в древности? Какое значение они имеют в современном мире?
Работа в тетради.
ОРНАМЕНТ – украшенный (на доске как опорное слово).
ДЕКОРАТИВНЫЙ – украшение краса (на доске как опорное слово).
Рассказ учителя.
Декоративно-прикладное искусство никогда не существовало отдельно от других видов деятельности человека. Оно было вплетено в них, существовало как составная часть охоты, рыболовства, земледелия, других видов хозяйственной деятельности человека. И сейчас декоративно-прикладное продолжает оставаться составной частью многих видов деятельности. Особенно таких, где требуется ручной труд. Например, труд гончаров, стеклодувов, ювелиров, сапожников, портных, столяров-краснодеревщиков.
Истоки декоративно-прикладного искусства башкир, точно так же как и любого другого народа, уходят в глубь веков. В произведениях декоративно-прикладного искусства воплотились особенности мировосприятия башкир, их понимание прекрасного. Ткачество, вышивка, художественно-декоративная обработка дерева, металла и кожи, особенности украшения одежды и жилища дают нам прекрасные образцы орнамента.
- Где мы можем встретить орнамент? Скажите, ребята, теперь мы можем выполнить задание? (Нет) Почему? Что нам нужно еще узнать? (Особенности башкирского народного орнамента)
Рассказ учителя.
Орнамент составляет обязательный компонент художественного оформления вещей. У башкир это узор, который образуется сочетанием геометрических, зооморфных и растительных фигур и элементов.
Словарная работа [2]:
геометрические (на доске как опорное слово)
зооморфные (на доске как опорное слово)
растительные (на доске как опорное слово)
В зависимости от назначения орнамент располагался бордюром, отдельными розетками или сплошной сеткой.
Словарная работа:
бордюр (на доске как опорное слово)
отдельные розетки (на доске как опорное слово)
сплошная сетка (на доске как опорное слово)
В цветовой гамме орнамента наиболее распространенными были красный, желтый и зеленый цвета.
В Башкортостане выделяется шесть орнаментальных комплексов
Древнейший орнаментальный комплекс представляет собой сочетание простейших геометрических фигур: треугольники, зигзаги, параллельные косые линии, круги, вихревые розетки. Применялся он при украшении изделий из дерева. Больше всего этот комплекс был распространен в горной Башкирии.
Работа в тетради.
Основные фигуры и пояснение (на доске как опорные слова).
Кускар – бараньи рога – символ скотоводства, трав, плодородия.
Сердечко – гостеприимство.
Солярный знак – солнце.
Ромб – символ земледелия.
S-образный орнамент.
Гусиная лапка.
Рассказ учителя (с остальными комплексами знакомимся поврехностно)[5].
Другой комплекс представляют криволинейные узоры: спирали, сердцевидные и роговидные, волны, которыми украшались в основном предметы кочевого быта. Эти виды орнамента характерны для степных районов Башкортостана.
Третий комплекс, распространенный по всей территории расселения башкир, представлен стилизованным растительным орнаментом.
Четвертый комплекс, испытавший значительное влияние соседних народов – татар, чувашей, марийцев, русских и других – представлен в западных областях Башкортостана. Это группа сложных узоров, связанная с различными видами ткачества. Сюда входят многоступенчатые композиции из ромбов, треугольников, которые дополнялись парными спиральными завитками.
Пятый орнаментальный комплекс представлен украшениями в виде женских налобных повязок, аппликации на обуви в виде парных изображений животных и птиц, разделенных растительным орнаментом. Распространен был в юго-восточной части Башкортостана и Зауралье.
Шестой комплекс включает геометрические узоры ткачества и вышивки: квадраты и ромбы, простые, уступчатые, зубчатые, с продолженными сторонами, с парными роговидными завитками на вершинах, восьмиконечные розетки и др. Узоры этой группы, распространенные в западной и северной части Башкортостана и в Зауралье, применялись в орнаментации одежды и предметов убранства жилища.
Физкультминутка.
- Вспомним. О чем мы говорили?
- Что означают слова ОРНАМЕНТ и ДЕКОРАТИВНЫЙ?
- Сочетанием каких фигур образуется башкирский орнамент?
- Как располагается узор в башкирском орнаменте?
- Какие цвета распространены в башкирском орнаменте?
- Какие основные фигуры используются в башкирском орнаменте?
- Сколько орнаментальных комплексов выделяют в Башкортостане?
- Ребята, а теперь мы сможем выполнить задание – украсить шаблоны?
- Приступаем к работе, а для того, чтобы вам было проще подобрать орнамент для украшения – картинки помощники на нашем экране.
Дети выполняют задание.
Готовые работы вывешиваем на доске.
По работам подводится итог урока, проверяются теоретические знания, воплощенные в практической работе.
- Сегодня мы многому научились, порадовали друг друга. А домашнее задание для всех творческое: представьте себе, что вы дизайнер одежды. Нарисуйте модель одежды и оформите ее в национальном стиле, используя полученные сегодня знания. Урок окончен. Спасибо за урок!
Использованная литература:
- Бикбулатов Н. В. Юсупов Р. М., Шитова С. Н., Фатыхова Ф. Ф. Башкиры: Этническая история и традиционная культура. – Уфа: Научное издательство “Башкирская энциклопедия”, 2002.
- Декоративно-прикладное искусство башкир / Авт.-сост.: К. Р. Игбаев, Р. А. Хафизова, А. Р. Хуснуллин. – Уфа: РИАЗ, Информреклама, 2003.
- История и культура Башкортостана. Хрестоматия / Под ред. Ф. Г. Хисамитдиновой. – М.: АО МДС, 1997.
- Поэты Башкирии. Антология советской башкирской поезии в двух томах. Том второй. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1979.
- Родной Башкортостан: Учебник для 6-го класса. /Азнагулов Р. Г., Аминева Ф. X., Галлямов А. А. — Уфа: Китап, 2003. — 192 с.