Тип урока: изучение нового материала, комбинированный.
В теме “Почвы и почвенные ресурсы” изучается вторым, после урока “Почвы и их разнообразие”.
Урок авторский, разработан по материалам элективного курса “Экологический мониторинг” и экологической практики.
В учебнике Бариновой И.И. данная тема не выделена в отдельный урок, но необходимость данного урока связана с получением учащимися более глубоких знаний о свойствах почв и в дальнейшем применении знаний на практике.
Цели урока.
Обучающая
- Изучение свойств почв.
Развивающая
- Формирование умений полевых и биоиндикационных исследований почв.
- Развитие знаний приобретенных на уроках географии, химии и биологии.
- Развитие познавательного интереса к предмету.
Воспитательная:
- Формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся.
Оборудование: образцы почвы на каждую парту, экспертные карты, список растений, фотографии растений, таблицы по определению свойств почв, почвенная вытяжка, стакан, лакмус.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Беседа с классом.
- Что такое почва?
- Из чего состоят почвы? (Заполнение схемы)
Как можно доказать, что почва состоит из этих элементов?
Вы ребята сказали, что почва это плодородный слой земли. Давайте разберем слово плодородие по составу – плод и род, т.е. плодородие это свойство почв обеспечивать растения необходимыми условиями для роста и развития. А этими условиями являются вода, воздух, минеральные и органические вещества, горные породы. Все эти элементы влияют на свойства почвы. Приступим к изучению нового материала.
3. Новый материал.
Сообщение темы урока “СВОЙСТВА ПОЧВ”.
Сообщение цели урока: Исследование свойств почвы с помощью полевых методов и методом биоиндикации.
Для изучения свойств почв проведем мини- исследование.
Для работы Вам выданы экспертные карты, которые вы должны заполнить во время урока. (Приложение 1)
Исследовательская работаСуществует несколько методов позволяющих получить важную информацию о механических, химических и физических свойствах почвы, о ее богатстве и плодородие. К таким методам исследования относятся полевой и биоиндикационный. Полевые методы позволяют быстро, без сложных лабораторных исследований, получить важную информацию о механическом составе и физических свойствах почвы, о ее богатстве и плодородии. Большую помощь в этом оказывает биоиндикация, так как какие – либо изменения в среде обитания быстро проявляются в изменении состава растительных сообществ - в увеличении участия распространения одних видов и снижении доли других. К примеру, интенсивное поступление на поля азота вызывает перемены в видовом составе сорняков: начинают доминировать лебеда, марь белая, мокрица, бодяк полевой, вьюнок полевой.
По структуре выделяют два типа почв:
Структурные Хорошо разрыхленные, комковатые, много пор. |
Бесструктурные уплотненные или состоят из мелких пылевых частиц, пор нет |
Какие почвы более плодородны и почему?
У вас на парте есть образец почвы, рассмотрите его, определите тип почвы и занесите данные в карточку.
Мы с вами знаем, что по составу почвы делят на:
Тяжелые (глинистые и суглинки) и легкие (песчаные и супесчаные).
Состав можно определить методом мокрого шнура. Влажную почву скатывают в шнур.
Вид шнура | Состав почвы |
не скатывается | песчаная |
скатывается, но не сворачивается | супесчаная |
скатывается, сворачивается и трескается | суглинистая |
Скатывается, сворачивается и не трескается | глинистая |
На исследуемом участке почва скатывается в шнур, но не сворачивается.
Определите состав почвы. Данные занесите в карточку.
Плодородие.
- Что такое плодородие почв (способность обеспечивать растения условиями для нормального развития).
- Важный показатель плодородия – это наличие гумуса или перегноя.
- Как можно определить плодородие?
Плодородие | Растения-индикаторы |
Высокое Среднее Низкое |
Малина, иван-чай, сныть, чистотел
копытень, кислица, валериана. Майник двулистный, медуница, дудник, грушанка, купальница, гравилат речной. Сфагновые мхи, наземные лишайники, черника, брусника. |
По списку растений (приложение 2, 3) определите плодородие почв.
Кислотность – одно из характерных свойств почвы нашей местности. Повышенная кислотность отрицательно сказывается на росте и развитие ряда растений. Это происходит из-за появления в почве вредных для растения веществ, таких как, растворимый алюминий или избыточный марганец. Они нарушают белковый обмен, сдерживают процесс цветения и образования плодов и семян. Реакция почвы обусловлена соотношением в почвенном растворе водородных и гидроксильных ионов. Если в почве преобладают протоны водорода, то реакция почвы будет кислая, а если – гидроксид ионы – щелочная. Для растений оптимальным является нейтральная среда, но некоторые хорошо развиваются в слабокислой среде, а другие в слабощелочной. Например, капуста. В кислой среде растение заболевает килой. Поэтому почву необходимо нейтрализовать, то есть внести вещества содержащие гидроксид ион.
Как определить кислотность почвы? Сделать это можно двумя способами: при помощи индикаторной бумаги и при помощи растений – индикаторов. В первом случае готовим почвенную вытяжку и опускаем в нее лакмус. Как изменится цвет лакмуса, если реакция кислая, нейтральная, щелочная?
Демонстрация опыта с почвенной вытяжкой.
Во втором случае рассматриваем растения, произрастающие на данной почве. Существует три группы растений: ацидофилы, базофилы, нейтрофилы.
ГРУППА | БИО-ИНДИКАТОР | РН ПОЧВЫ |
1.1. Ацидофилы | Сфагнум, подбел, кошачьи лапки, хвощ полевой, щавелек малый | 3,0-4,5 Сильно-кислая |
1.2 Ацидофилы | Черника, брусника, калужница болотная, лютик ядовитый, вейник наземный | 4,5-6,0 Кислая |
1.3. Ацидофилы | Папоротник м., колокольчик широколиственный, малина, | 6,0-6,7 Слабо-кислая |
2. Нейтррофилы | Лисохвост луговой, клевер гибридный, мятлик луговой. | 6,7-7,3 Нейтральная |
3.1. Базофилы | Мать-и-мачеха, осока мохнатая, лядвенец рогатый, гусиные лапки | 7,3-7,8 Слабо-щелочная |
3.2. Базофилы | Бузина сибирская, вяз шершавый, бересклет бородавчатый. | 7,8-9.0 Щелочная |
Определите по списку растений кислотность почвы.
Водный режим.
Влажность определяется на ощупь и при помощи растений.
На ощупь: если руки, после того как подержали почву в руках, сухие и легко отряхаются, то почва сухая; если руки стали грязными, то почва достаточно обеспечена влагой; если при сжимании из комка вытекает вода, то влага находится в избытке.
Группа растений | Влажность почвы | Растения - индикаторы |
гигрофиты | влажные, заболоченные почвы | багульник, камыш, мята перечная, голубика |
мезофиты | достаточно обеспеченные влагой | тимофеевка луговая, пырей, ежа сборная, клевер луговой, мышиный горошек |
ксерофиты | сухие почвы | кошачья лапка, очиток, ковыль, лишайники. |
Определите влажность почвы, результаты занесите в карточку.
Глубина залегания грунтовых вод.
Установление глубины имеет значение для уточнения свойств почвы и выработки рекомендаций по их мелиорации. Многие растения плохо развиваются, если уровень грунтовых вод имеет небольшую глубину.
Индикаторная группа | Глубина грунтовых вод |
Костер безостый, клевер луговой, подорожник большой, пырей ползучий | Более 150 см |
Полевица белая, овсяница луговая, горошек мышиный, чина луговая | 100-150 см |
Таволга вязолистная, канареечник | 50-100 см |
Осока лисья, осока острая, вейник Лангсдорфа | 10-50 см |
Осока дернистая, осока пузырчатая | 0-10 см |
Определите глубину залегания вод по списку растений, который у вас есть.
Итак, ребята, мы изучили основные свойства почв и при помощи метода биоиндикации определили свойства почв на исследуемом участке.
Какие результаты у вас получились?
Сделайте вывод по свойствам почв.
4. Закрепление.
Сегодня на уроке мы изучили свойства почв и методы их изучения. А где эти знания вам могут пригодиться?
Ответьте на вопросы теста.
Тест
1. Определить какая почва, если из шнура образуется кольцо, но трескает.
А) суглинистая;
Б) песчаная;
В) супесчаная.
2. На кислой почве произрастают?
А) базофилы;
Б) ацидофилы;
В) нейтрофилы.
3. Как уменьшить кислотность почвы. внести минеральные удобрения?
А) внести торф;
Б) известкование;
В) мелиорация.
4. Какая почва плодороднее?
А) структурная;
Б) бесструктурная.
5. Каково плодородие почвы, если на ней произрастают лишайники и мхи?
А) высокое;
Б) среднее;
В) низкое.
6. Ксерофиты это:
А) обитатели сухих мест;
Б) заболоченных мест;
В) увлажненных мест.
Проверка: 1-Б, 2-Б, 3-В, 4-А, 5-В, 6-А.
За каждый правильный ответ начисляется балл, по числу баллов выставляется оценка.
5. Домашнее задание.
Составить рекомендации по улучшению свойств почвы.