Использование современных педагогических технологий в школьных курсах истории и обществознания

Разделы: История и обществознание


Хороших методов существует ровно
столько, сколько существует хороших учителей

Вступление

Когда мы говорим о формах обучения, то имеем в виду ту или иную организацию учебной деятельности учащихся. Формы обучения не являются чем-то неизменным. Помимо развития школы, изменения задачи содержания обучения меняются и формы организации обучения; отмирают старые, возникают новые. Некоторые формы обучения, как, например, урок, долго и надежно служат человечеству. Но это не значит, однако, что урок как форма обучения не изменялся на протяжении времени В настоящее время мы имеем дело с единой педагогической практикой, напротив, настоящий этап развития образования характеризуется существенным обновлением содержания и методик обучения, стандартизацией образования. Значительно возрастает доля творческого труда в составе, профессиональной деятельности и увеличивается число преподавателей, вовлеченных в конструирование учебного материала и учебного процесса. Поэтому и сегодня актуальным является вопрос: “ Что нужно для того, чтобы провести эффектный, интересный урок для учащихся?” А. Дистервег сказал: “Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить”.

В своей работе я ставлю цель: найти ответ на поставленные вопросы: “Как научить ребят находить истину? Как сделать урок эффективным, интересным для ребят?”

Основная часть

Глава I. Современные образовательные технологии.

Сколько бы лет учитель истории не преподавал, он все время сам продолжает учиться.

Старая латинская поговорка гласит: “Пока мы учим - мы учимся”. Учитель следит за развитием исторической науки, учится преподавать свой предмет. В опыте работы других учителей, в методической литературе он находит интересные предметы объяснения трудного материала, своеобразное построение урока. Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием новых педагогических технологий, позволяющих значительно повысить, эффективность обучения. Чтобы узнать педагогические технологии, необходимо познакомиться с ними, изучить их. Я взяла тему самообразования “Школьные технологии”, изучила сборник “Современные образовательные технологии”. К.Т. Селевно. Итогом этой работы стал реферат, выступления с материалами реферата на заседаниях ГМО учителей истории. К выступлениям на секции была оформлена наглядность.

Так что же такое современные образовательные технологии?

Педагогическая технология - направление педагогики, имеет цель повышения эффективности образовательного процесса, гарантии в достижении запланированных результатов обучения.

Педагогическая технология представлена тремя аспектами:

  1. Научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, издающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения, проектирующая педагогические процессы.
  2. Процессуально-описательным: описание процесса.
  3. Процессуально-действенным: осуществление процесса.

1. Каждая педагогическая эпоха породила свое поколение технологий: В 50-е годы появилась педагогическая технология и овладела умами на 30 лет. 60-е годы - это идеология программированного обучения, 70 годы - теория проблемного обучения. Для педагогической технологии 90 годов общепринятым становится термины образовательная технология. Образовательная технология - это новейшее направление - его расцвет только начинается. Сегодня он выражается в признании характера образовательного процесса, внимание к субъективности ученика и начавшихся работах по проектированию личностно-ориентированных образовательных технологий. “ Сегодня разрабатываются концепции подлинно-развивающего образования, идеалом которого становиться “человек способный” и “человек свободный”. Субъектом образования становится личность “способная ориентироваться во всем многообразии современного мира”. Сегодня имеется четыре класса образовательных технологий:

1. “Традиционные методики” (ТМ): основной учебный период - урок; используемые методы обучения - объяснительно-иллюстративный и эвристический; преобладающие организационные формы обучения - беседа и рассказ; основные средства диагностики - текущие устные опросы без фиксации и обработки результатов и письменные контрольные работы по окончании изучения темы. Технологий этого класса довольно много.

2. Модульноблочные технологии (МБТ): основной учебный период - модуль или цикл (уроков); используемые метода обучения - объяснительно-иллюстративный, эвристический и программированный; преобладающие организационные формы обучения - беседа и практикум; основные средства диагностики - текущие письменные программированные опросы (тесты) без фиксации и обработки результатов, письменные программированные контрольные работы или зачеты по окончании изучения темы.

З. Цельноблочные технологии (ЦБТ): основной учебный период - блок (уроков); используемые методы обучения - объяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный и проблемный; преобладающие организационные формы обучения - лекция, беседа и практикум; основные средства диагностики - текущие устные вопросы или письменные контрольные работы без фиксации и обработки результатов и устные или письменные зачёты по окончании изучения темы. Типичные образцы цельноблочных технологий - лекционно-семинарские системы разных видов.

4. Интегральные технологии (ИТ): основной учебный период – блок (уроков); используемые методы обучения – обьяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный, проблемный и модельный с тенденцией к преобладанию последнего; преобладающие организационные формы обучения - семинар, практикум, самостоятельная работа и семинар-практикум; основные средства диагностики - текущие устные опросы или письменные контрольные работы с фиксацией и обработкой результатов и устные или письменные зачеты (тесты) по окончании изучения темы.

Схема “Поколение образовательной технологии”.

Анализ методической, педагогической, научно-методической литературы показывает, что в области образовательной технологии – широкий спектр инновационных технологий

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий. Поэтому я рассмотрела теорию следующих технологий:

  1. Современное традиционное обучение.
  2. Проблемное обучение.
  3. Игровые технологии.
  4. Групповые технологии.
  5. Коллективный способ обучения.
  6. Коллективное творческое дело.
  7. Педагогика сотрудничества.
  8. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконика и В.В Давыдова.
  9. Технология развивающего обучения основе схемных и знаковых моделей учебного материала. (В.Т Шаталов).
  10. Технология логико-смысловой схемы Э. В Штейнберга.
  11. Технология творческого развития учащихся А.З. Рахимова.

После теоретического изучения этих технологий решила использовать их в педагогической практике, в связи с чем ряд уроков был дан с использованием тех или иных технологий. Постараюсь рассказать, какие технологии использую в своей работе, чтобы урок был эффективным, интересным для ребят.

2. Современное традиционное обучение.

Термин “традиционное обучение” подразумевает прежде всегда

классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Каменским. Этой системе более 350 лет, но до сих пор она является преобладающей в школах мира.

2.1. Урок - основная форма обучения. Об уроке как об основной форме организации обучения написано немало. Что же такое урок?

Урок - это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся, форм организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. Это форма организации, для которой характерны признаки:

  • определенный возрастной состав группы, который сохраняется на период обучения;
  • ведущая роль учителя в руководстве процессом обучения;
  • определенное расписание занятий и программа;

В уроке представлены все педагогические элементы учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические звенья. Функции урока состоят в достижении цели. Задача учителя - четкое и правильное определение цели (чего хочет добиться учитель, что поможет ему в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута).

Что же такое цель? Цель - это предлагаемый, заранее планируемый результат деятельности учащихся, уровень обученности, развитости, воспитанности.

Цель должна быть конкретной, с указанием средств ее достижения и переводом в конкретные дидактические задачи, которые отражают учебную деятельность учащихся в конкретных учебных ситуациях. Дидактическая задача дала основание для выделения типов урока:

  1. Урок изучения нового материала.
  2. Уроки совершенствования знаний, умений, навыков.
  3. Уроки обобщения и систематизации.
  4. Комбинированный урок.
  5. Уроки контроля.

2.2. Педагогические требования к современному уроку.

Из задач, которые общество ставит перед школой, вытекают требования к совершенному уроку. Эти требования можно разделить на 4 группы:

  • воспитательные;
  • дидактические;
  • психологические;
  • гигиенические.

Вот характеристика каждой группы требований:

1. Воспитательные требования к уроку:

  • формирование научного мировоззрения, любви к родине, высших моральных качеств, трудолюбия;
  • формирование эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью;
  • формирование активного отношения к жизни;
  • формирование высокой гражданственности.

2. Дидактические требования к уроку:

  • четкая организация проведения урока, рациональное использование каждой минуты;
  • правильная постановка перед учащимися цели и конкретных задач урока;
  • эти требования выполняются па основе хорошо продуманного тематического и поурочного планирования;
  • каждый элемент структуры урока - это определенный шаг к достижению общей дидактической цели задачи;
  • ее структурой урока должна связываться методикой его, она должна быть гибкой и учитывать, как методы влияют на результат урока;
  • обеспечение познавательной активности детей на уроке, рациональное сочетание словесно-наглядных, практических методов с
    проблемными;
  • связь данного урока с предыдущим;
  • вооружение учащихся новыми способами выполнения действий;
  • формирования на их основе навыков и умений;

3. Психологические требования к уроку:

  • учитель должен всесторонне изучать и учитывать на уроке психологические особенности каждого ученика: его мышления, памяти, узнавания, припоминания, заучивания, воспроизведения, внимания, воображения, воли;
  • психологическое состояние учителя и учащихся влияет на результаты урока, поэтому учитель должен отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное состояние на уроке;
  • на результаты урока влияет отношение учащихся к знаниям, учениям. Оно зависит от мотивов учения и других факторов, поэтому учитель должен уметь руководить мотивами, поддерживать положительные мотивы, формировать интерес и потребности к знаниям, создавать чувство радости, познания, удовлетворения успехами в работе;
  • все требования должны быть разумными, проверенными, доступными для школьника, они должны быть уверены, что эти требования диктуются необходимостью;
  • учитель контролирует точность, тщательность и своевременное выполнение учащимися каждого требования, все это должно сочетаться с педагогическим тактом и уважением к детям.

4. Гигиенические требования к уроку:

  • соблюдение температурного режима, норм освещения;
  • учитель должен следить, чтобы дети не переутомлялись ни физически, ни умственно; не должно быть однообразия в учебной работе, должно быть чередование слушания с практическими работами.

Таковы общие требования к современному уроку.

2.3. Условия организации урока

Что нужно для того, чтобы провести эффективный интересный урок для учащихся? В первую очередь надо знать, каковы условия организации этого урока. Анализ учебного процесса показывает, что имеются две группы условий:

1 группа – социально-педагогические:

1. Наличие квалифицированного творчески работящего учителя с хорошей дидактической подготовкой.

2. Высокий уровень обученности учащихся, соответствующих данному моменту.

3. Наличие хорошего учебника и наглядных учебных пособий, ТСО.

4. Наличие благоприятного психологического климата, хороших отношений между учителем и учащимся.

2 группа – дидактические:

1. Содержание материала должно быть связано с жизнью, отражать научную истину, соответствовать современному уровню развития науки, а методы: к уровню новейших достижений дидактики.

2. Обязательные сочетания слова и наглядности, использования ТСО.

3. Сочетание обучения с целенаправленным воспитанием.

4. Необходимо побуждать интерес к материалу, повышать эмоциональность приемов преподавания. Наличие такта и юмора у педагога.

5. Необходимо правильно определить степень трудности учебного материала и методов обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

6. Инструкции доступности материала.

7. Формирование знаний, умений, навыков на практике.

8. Контроль над качеством усвоения знаний и применением их на практике, за темпом работы класса и отдельных учащихся. Оценка работы и поощрения любого успеха.

9. Соблюдение правил школьной гигиены и режима дня для учеников.

Глава II. Какие образовательные технологии использую в своей работе?

1. “3ернышки моего таланта”- из опыта работы по традиционному обучению.

В классно-урочной системе образования каждый отдельно взятый урок представляет звено в системе обучения и как содержанием, так и методикой связан с предшествующими и последующими уроками.35лет педагогической работы в школе дали возможность, выполняя требования к уроку и условия его организации провести большое количество уроков и освоить поведение всех его типов.

Необходимо отметить, что в проведении данных уроков есть общие приемы работы. Выполняя современные программы, я особое внимание уделяю на такие “детали”, как хронология, термины.

На первом уроке истории особое внимание уделяю оформлениютетради. Первые два листа отводятся для хронологической таблицы, последние для исторических терминов. Даты, термины встречаются на каждом уроке. Они вписываются в данные таблицы. Овладение хронологией дается школьнику далеко не сразу, поэтому обязательными элементами урока будет работа с хронологией и терминами.

Формы работы различны:

1. Карточки: учитель показывает дату, дети называют событие.

2. Хронологический диктант.

3. Написаны даты на доске. Выписать события, указанные учителем.

4. Узнай событие, узнай дату. Ученики получают карточку с наклеенными фрагментами контурной карты. Получают карточку с датой. Рассказать о событии.

5. Историческая путаница.

6. Найдите ошибки в тексте.

1. Историческая зарядка (учитель называет термины, дети объясняют событие).

2. Историческая цепочка (один ученик называет термин, другой определение. Кто не смог ответить - встает. Для них - мини цепочка).

3. Исторический диктант. .

4. Четвертый лишний театр: трагедия, комедия, монархия.

5. Составь кроссворд.

6. Объясни происхождение крылатых выражений.

Такие формы работы и многие другие:

  • развивают представление о времени и помогают в усвоениихронологии;
  • формируют исторические понятия.

Обязательные моменты урока работа с картой, т.к. исторические события происходит не только во времени, но и пространстве. Поэтому надо создавать у учащихся правильное представление о месте, где происходило событие. Территория является ареной всех исторических событий и условия местности определяют ход событий (Событие + место называется локализаций). Локализация не отдельная, обособленная от их изучения работа. Она включается в общий учебный процесс и достигается при помощи наглядных пособий; исторических карт, схематических планов, военных операций, диафильмов, видеофильмов. Таким образом, карта, картографические пособия и другие наглядные пособия - необходимые и обязательные пособия на каждом моем уроке.

На каждом уроке обязательным элементом является работа с текстом учебника. Учебник, содержащий систематическое изложение материала, предусмотренной программой и подлежащей усвоению, является основным учебным пособием школьника. Задачи, которые я ставлю перед собой, следующие: на уроках истории систематически работать с учебником, облегчить детям сознательное закрепление материала, научить их работать с книгой, самостоятельно извлекать исторические знания из книги, оперировать материалами, содержащимися в учебнике. Применяю следующие приемы:

  1. Все виды чтений (объяснительное, комментированное, выборочное, самостоятельное).
  2. В рассказе учителя ссылка на текст учебника (на странице найти описание, высказывание).
  3. Разбивка текста на части. Выделение главного. Составление плана.
  4. Работа над терминами, определениями, выводами.
  5. Осмысливания исторического материала. Работа над вопросами и заданиями.
  6. Работа по анализу содержания рисунков, исторических документов.

Таким образом, вся система моей работы направлена на формирование способностей глубокого усвоения исторических знаний.

2. Проблемное обучение.

Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30 годы. Сегодня под проблемным образованием понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительной деятельности. Проблемное обучение основано на создании проблемных ситуаций.

Организация проблемного обучения предлагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению проблемных ситуаций.

Какие методические приемы использую при создании проблемных ситуаций?

1. Вопросно-ответная форма применялась в древности. В наше время не прекращаются попытки ее усовершенствования. В активизации познавательной деятельности вопросы имеют важное значение. Умелой постановкой вопроса можно создать противоречие ситуации.

На уроке истории в 5 классе по теме “Падение Римской рабовладельческой республики при постановке вопроса: почему пала Римская Республика” дети отвечают: “Удар республике наносят рабовладельцы ”.

Учитель. “Это верная мысль, но не главная. Кому в Риме принадлежала власть? Вы отвечаете рабовладельцам. Оказывается, те, кто господствовал в Риме, и разрушили республику. Как понять это противоречие? Такая постановка вопроса привела к созданию проблемной ситуации.

Таким образом, проблемными являются те вопросы, которые вызывают у учащихся интеллектуальные затруднения, и в тоже время посильные для самостоятельного нахождения ответа. Формулировка вопроса логически должна быть связана не только с новыми, но и прежними знаниями ученика.

2. Ученик, учебное пособие являются важнейшими источниками вопросов, задач, заданий. Научить школьника работать с книгами – это значит научить его учиться.

Какова специфика работы с книгой при проблемном обучении? Какие виды работы ученика с книгой характерны при проблемном обучении? Для проблемного обучения важно научить ученика самостоятельно работать с учебником, вырабатывая навыки умения осмысленного чтения. Используя такие приемы работы выделить главную мысль параграфа, составить план, ответить на вопросы, составить вопросы к тексту, постановка вопросов к себе и поиск ответов.

Например: изучая тему “Франция в XVIII в.”, в учебнике читаем “…феодальное общество делилось на 3 сословия: 1- духовенство, 2-дворянство, а все остальные слои населения - 3 сословие. Какие слои входили в 3 сословие?”

3. Проблемное изложение материала учителем. Рассказывая материал “Февральская революция 1917” даю детям информацию о календаре событий с 17 февраля по 14 марта 1917. Совместно с ребятами составляем календарь событий, а затем переходим к выполнению проблемных заданий.

4. Проблемное задание - ею выполнение требует усвоения многих фактов данного урока, побуждает вспоминать ранее пройденные факты.

Так при изучении темы “Февральская революция 1917 год” выполняем следующие задания: Почему победила Февральская революция? Как могло случиться, что всего за 8 дней развалилась монархия, державшаяся веками и в течение 3-х лет первой русской революции? Каков итог революции? Сравни 1-ю и 2-ю революцию.

Задания бывают несколько видов:

  • логически-поисковые - связаны с выполнением задания на преображение новых знаний и усовершенствование старых.
  • констатирующие - работы, включающие познания и описания новых знаний.
  • творческие проявление учеником эмоционального отношения к фактам, явления, личности.

Для успешной работы по проблемной технологии необходимо отбирать самые актуальные задачи, использовать эту технологию в различных видах работы, осуществлять личностный подход и мастерство учителя для развития активной познавательной деятельности ученика.

3. Игровые технологии.

Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека. Игру как метод обучения люди использовали в древности. Широкое применение игра находит и в педагогике A.M .Горький писал: “Игра - путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить”. В своей работе я использую игровую деятельность в следующих случаях:

1. В качестве части урока (при работе с хронологией и терминами).

Словарная разминка, хронологическая разминка (фронтальный опрос с элементами соревнования по группам).

Словарное лото: на доске написаны с одной стороны слова, на другой - значения. Соединить стрелками слова и значение. Какая команда сделает быстрее?

Хронологическая дуэль: команды задают вопросы, требующие знание дат, словарная дуэль - аналогичная работа с терминами.

Словарный аукцион: учащимся предлагается назвать слова: термины, имена, географические названия по одной теме. Побеждают те, кто больше знает слов и назовет слово последним.

Светофор: у учащихся 3 круга зеленый - да, красный - нет, желтый - возможно. Слушая высказывания учителя, ребята выражают с помощью светофора свое отношение к услышанному.

Этот же светофор можно использовать при оценке ответов. Дети поднимают красный - 5, зеленый - 4, желтый - 3.

У меня нарезаны треугольники разных цветов, которые я вручаю за ответы на уроке.

Работая с терминами: провожу игру “Поле чудес”, “Пойми меня”.

2. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока.

При проведении повторительно-обобщающего урока “Русь в IX-XIV веке” проводила игру “Что? Где? Когда?” в 6-м классе.

1. “Славянский поселок” - картина: расскажи о жизни и занятии славян. Как образовалось древнерусское государство показать на карте.

2. Как представляешь Древний Киев? Расскажи об управлении государством? Назови имена князей?

3. Почему Русь распалась на самостоятельные княжества? Покажи княжества карте.

4. Кому принадлежат слова, и с какими событиями они связаны: “Когда нас всех не будет, тогда все ваше будет”.

  • “По льду летели с лязгом, громом. К мохнатым грибам наклоняясь”.
  • “Я хочу как словом, так и делом наперед всем быть?”

5. Какие захватчики вторглись в пределы Русского государства?

6. Рассказать о монголо-татарском нашествии и о разгром крестоносцев.

7–8. Две музыкальные паузы.

Для игры прошу ребят дома подготовить по 5 вопросов. Лучшие вопросы отбираю для игры. Ребята с интересом слушают: “Вопрос для знатоков задает Смагин Саша” это усиливает интерес к игре, так как не знают, чьи вопросы взяты для заданий

При проведении обобщающего урока “История Отечества IX-XVIII век” - проводила “Звездный час”.

3. Игровые технологии используют во вне классной работе.

В 5-м классе проводила КВН “Мифы Древней Греции”.

Сценарий пишут учащиеся 10–11-го класса они же ведущие, инструкторы готовят малышей к КВНу. Жюри и счетная комиссия из ребят 10–11-го класса (зависит от того, в каком классе преподаю).

В 6Б классе провожу игру “Час веселых состязаний”. В 7–8-м классах провожу “Брейн-ринг”.

На выпускном вечере провожу КВН между командами выпускников и родителей.

Таким образом, игра находит широкое применение в учебно-воспитательном процессе.

4. Групповые технологии и коллективное творческое дело.

Групповые технологии требуют временного разделения класса на несколько групп для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения реализовать на практике и представить найденный совместный результат. Эта форма работы лучше обеспечивает учет индивидуальных особенностей и открывает большие возможности для коллективной познавательной деятельности.

Какие разновидности групповых технологий использую в работе:

1. Групповой опрос для закрепления и повторения материала. Разбиваю класс на группы. Группа получает перечень вопросов.
Консультант ведет опрос: зачитывает вопрос, желающий из группы отвечает. Ответы ученика, если нужно дополняются, оцениваются консультантом. Работа групп происходит в полголоса, чтобы не мешать. Вопросы и задания для групп - различны.

2. Общественный смотр знаний - одна из форм групповой познавательной деятельности. Общественный смотр знаний по теме "3 революции в России” провожу следующим образом: на последних картах - консультанты два варианта выполняют задания на карточках.

  • Исторические термины.

Диктую значение - дети записывают термин. Как правило, беру 10 терминов - для оценки. Выполнив работу - передаем на последнюю парту консультантам для проверки.

Хронологический диктант.

  • Тесты.
  • Историческая личность, историческая путаница, кому принадлежат слова.
  • Географические название. Имена.
  • Устные вопросы (5 заданий проверяют консультанты, выставляя оценки за каждый вид работы. Шестое задание отмечают правильные ответы. Средний балл является оценкой за урок).

3. К групповым технологиям относятся и технологии нетрадиционных уроков.

В практике своей работы провожу уроки - путешествия “В городе – башни Афины”, “Географические открытия в XVI веке”, уроки-конференции. “Россия в 1991–1998 году”. Во внеклассной работе, в связи с тем, что кабинет истории одновременно является центром военно-патриотической работы, ежегодно провожу совместно с советом ветеранов микрорайона конференцию “Сталинградская битва”. Это битва мне близка, так как на ней погиб мой дедушка, а отец участник ВОВ.

С групповой технологией тесно связаны технология коллективных творческих дел - КТД. Это так называемая коммунарская методика. На первом уроке истории я формирую микро коллективы. Методика формирования очень проста. В классе 25-30 человек, готовлю 30 квадратиков по 5 штук (красные, синие, зеленые, белые, желтые) 2 способ - беру 5-6 открыток, разрезаю на 5 частей. Каждый ученик выбирает себе тот знак, который ему понравился. Выбравший один цвет - составляют психолого-совместимый коллектив. Затем выбирается командир группы. Микро коллективы сформировались и работают в течение учебного года.

Большую сложность для учителя вызывают уроки по темам “Культура”, так как в школе нет необходимой наглядности. Уроки, по данным темам я провожу, как уроки - студии.

Творческие группы получили задание:

  1. Литература.
  2. Театр.
  3. Изобразительное искусство.
  4. Музыка.

Выбираем художественный совет; в который входит художественный руководитель, музыкальный редактор, заведующий литературным отделом, звукооператор, фотограф.

Учащиеся знакомятся с материалом, дополнительной литературой, определяют жанр своего выступления. Затем приступают к написанию сценария, подбору наглядности и музыкального сопровождения. Каждый год провожу эти уроки. В этом году провели интегрированный урок с учителем литературы. Группы выступали по темам: романтизм, реализм, футуризм, модерн, абстракционизм.

Каждая группа в своем направлении осветила развитие литературы, музыки, живописи, театра в России на рубеже веков. Являясь классным руководителем 9 “Г” класса во внеклассной работе использовала коммунарскую методику. В классе 5 звеньев, действует совет командиров, учебный сектор, совет трудоргов. Другие советы создаются по мере необходимости. Мероприятия в классе провожу на основе КТД.

С ребятами подготовили классный час “проблемы современности”, творческие группы подготовили выступления:

  1. Вредная привычка курение.
  2. Алкоголизм.
  3. Наркомания.
  4. СПИД.

Выступления были интересны 1 группа - рассказ, с показом сценок, исполнением песен на тему курение. 2 группа - суд над алкоголизмом, 3 группа - выступление агитбригады, 4 группа – информационный лист.

Каждая группа подготовила наглядность. Этот классный показали своим родителям, а затем я осветила тему “Подростки и наркотики”.

В этом году я классный руководитель 11 “Р” – но коммунарская методика приносит свои плоды. Два года класс заслуживает звание “ Лучший класс года”.

Коллективные творческие дела - это социальное творчество, направленное на служение людям творчество личности. А цель школы воспитывать общественно-активную творческую личность, способную сделать вклад в построение правового демократического общества.

5. Технология опорных схем.

Шаталов Виктор Федорович - разработал и воплотил на практике технологию интенсификации обучения, особенностью которой является оформление учебного материала в виде опорных схем – конспектов.

Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, заменяющие смысловое значение. Опорный конспект – система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию взаимосвязанных элементов целой части учебного материала. В своей практике я пока использую только опорные схемы, так например при изучении темы “Колониальные империи” даю следующую схему:

Страна Территория Население
Азия 56% 48%
Африка 90% 88%
Америка 27% 6%
Всего 67% 60%

Данный метод использую при изучении других тем. “Внутренняя политика России в начале XIX в.”провела, с использованием этой технологии.

Схема

Изучая тему. “Образование единого государства России. Иван III” в 10-м классе даю ребятам схему (она приведена выше).

На базе опорно-узловых каркасов строится технология Штейнберга Валерия Эммануиловича, получившая название логико-смысловая схема ЛСС.

Познавательные способности человека связаны прежде всего с органами чувств. Развитие этих органов - результат с одной стороны эволюции органического мира, с другой стороны - социального развития. Чтобы обеспечить развитие личности путем развития способностей познанию, в качестве исходной базы решения проблемы взяли функцию мозга.

Речь идет о разделении функций правого и левого полушарий. Правое обеспечивает наглядное восприятия мира, левое управляет речью и связанными с нею процессами. Для рассматриваемой проблемы угли; что при освоении материала правое полушарие накапливает через органы чувств информацию, а левое - настраивает на логическое описание. Данные функции мозга способствуют развитию мышления, причем прорисовывание, прописывание, проговаривание усиливает обобщение информации. Об этом говорят попытки учителей - новаторов иллюстрировать информацию. Вот почему в основе технологии Штейнберга В.Э. опорой служат своеобразные каркасы, а так как правое полушарие отвечает за смысловой компонент мышления, а левое за логический, то технология носит название логико-смысловая схема.

Таким образом, на базе опорно-узловых каркасов стоят логико-смысловые координаты путем размещения узелков на память. Выполнение этой работы обеспечило переработку поступающей информации и накопление на каркасе результатов переработки. Так сформировалась логико-смысловая модель содержащая два компонента - логический - в виде системы расстановки координат и узлов; - смысловой - в виде кодирующих понятий, названий координат и узлов.

В своей работе я два года использую данную технологию, начала с того, что сначала на ЛСС размещали только материал параграфа, а позднее перешли к рассмотрению целой темы. Такие уроки как, например: “Башкортостан в XX-е годы”, “Реформы Александра II” и “Гражданская война и интервенция” даны с применением этой технологии.

Логико-смысловая модель достигает все цели урока. Данный метод уделяет внимание межпредметным и внутрипредметным связям, систематизирует логическое последовательное изложение материала, по данной технологии достигаешь хорошей активизации мыслительной деятельности. Материал излагается, используя блочный метод. На протяжении урока устанавливается хорошая взаимосвязь “учитель - ученик”. Данная технология не исключает другие методы обучения: использование ТСО, плакаты, раздаточно-дидактический материал, тесты.

6. Педагогика сотрудничества.

В концессии среднего образования РФ сотрудничество трактуется как идея совместной развивающий деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатом этой деятельности. Важнейшее место занимают отношения “учитель-ученик”. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами. Сотрудничество в школьных коллективах принимает различные формы.

Педагогика сотрудничества красной нитью проходит через все технологии так как в центре стоит ученик, личность, который по своему, талантлив и красив. Как сказал Волошин: “Ребенок - непризнанный гений. Средь буднично серых людей”. И задача учителя обратить внимание на внутренний мир ученика, где таятся еще не развитые способности и возможности. Цель - разбудить, вызвать к жизни эти внутренние дела и возможности, использовать их для более полного развития личности. Эти же требования выдвигают новые дидактические принципы: технологизация и гуманизация. Гуманно-личностный подход - это ключевое звено всех педагогических технологий, поэтому основная задача в моей работе создать условия ученику для собственного развития, развивать творческую личность, воспитывать воспитанного человека решается через комплекс уроков, внеклассных мероприятий и в работе с родителями.

7. Технология творческого развития профессора А. З.Рахимова.

7.1. Немного истории.

В сентябре 1975 г. при Башкирском государственном педагогическом институте была организована Лаборатория педагогической психологии с целью изучения проблемы массового формирования творческого мышления школьников в процессе обычного, повседневного обучения. Это стало началом общественного движения за развивающее обучение, направленное на творческое развитие детей. Инициатором создания этой исследовательской работы и нового движения выступил только что возвратившийся из аспирантуры кандидат психологических наук Ахмет Закиевич Рахимов. И вот позади 30 лет. Время вполне достаточное, чтобы иметь определённые результаты многолетнего труда.

Заслуженный деятель науки, доктор психологических наук, профессор, академик Международных академий психологических и педагогических наук, Президент Башкирской Ассоциации “Творческое развитие” Рахимов А.3. - автор нескольких новых направлений в области Педагогической психологии. Это:

  • психодидактика - наука о закономерностях достижения профессиональной вершины;
  • педагогическая акмеология - наука о закономерностях достижения профессиональной вершины;
  • психодидактика творчества - наука о формировании творческой личности;
  • нравология - наука о нравственном воспитании;

По результатам конкурса, проведённого МО РФ, официально признана научная школа профессора Рахимова А.3. по проблеме творческого развития Авторитет школы особенно вырос, когда по итогам Всесоюзного конкурса школьных учебников два учебника признаны лучшими. Это “Физическая география СССР” профессора В.К. Сухова и “Неорганическая химия” профессора С.Т. Сатбалдиной. Победа этих учебников была обеспечена логико-психологической концепцией, разработанной руководителем лаборатории А.3. Рахимовым.

7.2. Чем отличается технология от методики?

Одна из основных задач современной школы состоит в использовании таких методов обучения, которые способствуют развитию творческого характера мыслительной деятельности. Современные методы обучения должны совершенствоваться. Необходимо не просто совершенствовать содержание, формы, методы и средства обучения, а требуется коренное изменение самой технологии.

Метод - путь, способ изложения, исследование. В школьной практике говорят не о методе, а о методике. Методика обучения - этo система методов, приёмов, правил, указаний, предписаний, рекомендуемых учителю для организации учебно-познавательного процесса. В последнее время вместо самой обычной методики учителям понравилось говорить технология. Что же такое технология?

Техне - мастерство, логос - учение (греческое слово), т.е учение о мастерстве. Применяется технология обычно в производственной сфере. В сфере образования обязательное выполнение технологии дает ожидаемые и планируемые результаты, а её нарушение ведёт к снижению качества. Педагогическая технология - это совокупность знаний о способах и средствах организации учебной деятельности, ведущих к качественным изменениям в личности обучаемых и достижению заданных результатов.

Исходная форма учебной деятельности состоит в совместном выполнении группой учащихся распределенных между ними учебных действий. Организация совместной учебной деятельности предполагает чтобы дети овладели действиями целеполагания, планирования, реализации, рефлексии.

Эти механизмы обеспечивают возможность общения учащихся по реализации учебной деятельности. Общение со сверстниками и создает условия для развития творчества в ребенке и для формирования у него волевых компонентов деятельности по утверждению, отстаиванию и защите своих интересов. Задача учителя - научить детей работать вместе, т.е. совершенствовать совместную учебную деятельность по формуле Высоцкого: “Научишься сам, когда научишь другого”. Ученик на уроке должен почувствовать себя активным творцом.

Совместная деятельность направлена на практическое решение участниками трупп поставленных задач. Групповая работа опирается на учебное действие: дети фиксируют в учебных тетрадях ход совместной работы, обсуждают полученные группой результаты, оценивают успехи каждого, утверждают самооценки членов группы. Учитель на уроке организует совместные действия учащихся как внутри группы, так и между группами.

Основой организации совместной деятельности является применение особых графических и знаковых схем и моделей, использование которых позволяет учащимся фиксировать ход совместной работы и её результаты.

Главное педагогическое правило - не расслаивать учеников на сильных и слабых, организовывать взаимообучение детей методом совместной групповой учебной деятельности.

Технология обучения предполагает подробную разработку всего сценария урока с точным выделением компонентой и логики учебной деятельности ученика и руководителя деятельности ученика. Это особая форма педагогического средства для учителей с подробным научным изложением каждого урока.

7.3. Структура технологии урока творческого развития.

Учитель, начинающий работать по деятельностной технологии, должен осознать, что учебная деятельность проходит три этапа (работа по схеме).

Схема

7.4. Типы уроков.

  1. Урок анализа домашних заданий.
  2. Урок выравнивания знаний.
  3. Урок постановки учебной задачи.
  4. Урок решения учебной задачи.
  5. Урок формирования общего способа
  6. Урок моделирования содержания материала или способов решения.
  7. Урок самоконтроля.
  8. Урок самооценки.
  9. Урок учебной деятельности (творческого развития).
  10. Урок усвоения групповых форм учебной деятельности.

По данной технологии проведены уроки “В поисках личности”, “Наследница Римской Империи”, “Мир в середине XX века” и другие.

Глава III. Разработка уроков по истории с использованием современных образовательных технологий. Приложение