«Сперва аз да буки, а потом другие науки».
1. Фрагмент видеофильма «Из истории русской письменности».
2. Первый ведущий.
- Мы услышали фрагмент прочтения из древнерусского литературного памятника «Слово о полку Игореве», написанное неизвестным автором в 11 веке; увидели книгу, написанную на древнерусском языке. Но письменность на Руси появилась гораздо раньше.
Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности. Ежегодно 24 мая России отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация, народ, государство.
3.Первый чтец.
Тома в обложке синей,
Знакомые тома,
В них бьётся пульс России,
В них вечна жизнь сама.
Страница за страницей…
На всё найдёшь ответ.
Нет, им не запылиться
И через много лет.
4. Первый ведущий.
- Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек. Чтобы понять это, перенесёмся на две с половиной тысячи лет назад. Вот картинка из далёкого прошлого.
5. Сценка.
(Скифский гонец, персидский царь Дарий, военачальник персидского войска Гобрий)
СКИФ.
- Я принёс тебе, персидский царь Дарий, подарки от наших вождей. Вот они: птица, мышь, лягушка и пять стрел.
ЦАРЬ.
- Что означают твои дары, гонец из племени скифов? Что хотели сообщить мне этим скифские вожди?
СКИФ.
- Мне велено передать тебе это молча и вернуться обратно. Если у тебя достаточно мудрости, ты сам поймёшь, о чём предупреждает тебя мой народ.(уходит)
ЦАРЬ.
- Что ж, Горий, надо разгадать это послание непокорных скифов. Неужели они решили сдаться нам. Мышь… она живёт в земле, лягушка – на земле, а птица – в воздухе. Значит, они решили отдать нам свои воды, земли и пространства и отдают нам вместе со стрелами свою храбрость и силу.
ГОРИЙ.
- Нет, мой царь Дарий, я много воевал со скифами и знаю их непокорность. Скорее всего, это послание надо понимать так: «Если вы, персы, не улетите, подобно птицам, в небеса, не зароетесь, подобно мышам, в землю, не ускачете, подобно лягушкам, в озёра, то падёте под ударами наших стрел».
(оба, недоумённо поглядев на предметы, уходят)
6.Второй ведущий.
- Вот так в древности люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.
( Презентация 1,2,3,4 слайд. Наскальные рисунки)
7. Второй ведущий.
- Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.
(5 слайд. Наскальные символы-буквы)
- Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно и понять эти знаки можно было по-разному.
8. ЗАДАНИЕ № 1.
(6 слайд. Задание 1)
На стене одной из пещер, в которой когда-то обитали древние люди, ученые нашли три изображения:
- вход в пещеру,
- «отпечатки» стоп ног,
- значок-символ «Ω».
Что хотели сказать древние люди своим рисунком?
Какое из этих изображений ученые не смогли понять абсолютно точно? Почему?
Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.
(слайд 7. Возникновение письменности)
9. Первый ведущий.
( 8, 9, 10 слайд. Кирилл и Мефодий)
- На экране вы видите изображение двух братьев в монашеском одеянии. Это Кирилл ( в миру Константин) и Мефодий ( в миру Михаил). Родом из города Солуни (Салоники), который находится в Греции. Просветители славян, создатели славянской азбуки, проповедники. Они были очень образованными людьми. Происходили из благочестивой славянской семьи, их отец был военачальником. Кирилл начал посещать школу с 8 лет, осваивал греческий, латинский языки. Кирилл и Мефодий участвовали в боевых походах, выполняли дипломатические миссии, переводили книги, были отправлены с просветительской миссией в Моравию. Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их языке. Поэтому Кирилл и Мефодий приступили к созданию славянской азбуки. 24 мая 863 года братья огласили изобретение славянского алфавита.
(11, 12, 13 слайд. Азбука. Глаголица и Кириллица)
- Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя. В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу. В кириллице 43 буквы, в последствии эта азбука стала основой русского алфавита.
Посмотрите, как писались буквы в кириллице и глаголице и как они назывались.
(Комментарий нескольких букв)
10. ЗАДАНИЕ № 2.
(14 слайд)
Из букв глаголицы, которые находятся в конвертах, составить все возможные слова.
11. ЗАДАНИЕ № 3.
Даны буквы (кириллица), отдельно их названия. Определить соответствие между написанием и названием этих букв.
(15 слайд. Кириллица)
12. Второй ведущий.
- В 988 году в Киеве была открыта дворцовая школа «учения книжного». Возник новый центр книжной культуры, школа соединила Киевскую Русь с европейской цивилизацией.
Книги на Руси были очень дорогими. Их делали на пергаменте: кожу овцы вымачивали в извести, высушивали, потом втирали мёд.
( 16 слайд. Книга на пергаменте)
13. Второй чтец.
Из колодезной, синей такой глубины
Вырастает мой Китеж, четыре стены,
Золочёный конёк, ставни-кружево – врозь…
Розовеет восток. Озаряется Рось.
Деревянная сказка, озёрный покой,
Для чего мне твой берег, ажурный такой?
В прихотливых изгибах узорочья крыш?
Да пастуший рожок? Да свирельный камыш?
Видно, память архивная стала болеть,
Если нечего в дебрях бетонных жалеть –
Так хотя бы тебя поманить из глубин,
Из кириллицей сотканных песен-былин.
Деревянная сказка, забытая Рось,
Ты стрелой пробиваешь мне душу насквозь.
И не знаю, зачем так бывает нужна,
Как вода из колодца, твоя старина….
14. Второй ведущий.
- На Руси долго использовали другой материал для письма – бересту. Знаки на бересту наносились костяным стерженьком.
(17, 18, 19 слайд. Берестяные грамоты.)
- С 10 века на основе глаголицы и кириллицы на древнерусском языке распространяется литература. Чаще всего это были церковные книги, поучения, учёные труды.
(20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 слайд. Первая рукописная книга)
Видеофильм о первых печатных книгах. (по поводу этого приложения обращайтесь к автору статьи)
(27, 28 слайд. Летописцы)
( 29 слайд. Первые печатные книги на Руси)
-Со временем появились более удобные станки, а с ними и современная азбука.
15. ЗАДАНИЕ № 4.
(30 слайд. Задание 4)
Нарисуйте красивую букву. Буквицу И в виде зверя, буквицу Г в виде птицы, буквицу Ф в виде человека.
16. Первый чтец.
Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу.
Без книги хорошей я жить не могу.
17. Второй ведущий.
( 31, 32, 33 слайд. Памятники Кириллу и Мефодию)
- В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Этот праздник пришёл к нам из Болгарии, где этой традиции уже более 100 лет. И по сей день в канун праздника болгары возлагают цветы к памятникам Кириллу и Мефодию. В нашей стране праздник стал отмечаться с 1986 г. В 1992 году скульптор В.Клыков создал памятник славянским просветителям, Кириллу и Мефодию, который установлен в Москве.
18. Викторина.
- А теперь – небольшая викторина, она покажет, какая команда была более внимательна.
ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ (34-42 слайды)
- Город в Византийской империи, родина Кирилла и Мефодия? (Солунь)
- Кем был отец славянских просветителей? (военачальник)
- Славянское государство, в которое прибыли с просветительской миссией Кирилл и Мефодий? (Моравия)
- Одна из славянских азбук, ставшая основой русского алфавита? (кириллица)
- Когда возникла письменность у славян? (863 г.)
- Сколько букв в кириллице? (43)
- Сколько букв в современном алфавите? (33)
- Где используется алфавитный порядок?
- Где установлен памятник Кириллу и Мефодию? (в Болгарии, в Москве)
19. Первый ведущий.
- Подошёл к концу наш праздник, и хотелось бы закончить его стихотворением
А.Яшина «Русский язык».
20. Второй чтец.
Русский язык.
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.