Праздник славянской письменности

Разделы: Русский язык


«Сперва аз да буки, а потом другие науки».

1. Фрагмент видеофильма  «Из истории русской письменности».

2. Первый ведущий.

- Мы услышали фрагмент прочтения из древнерусского литературного памятника «Слово о полку Игореве», написанное неизвестным автором в 11 веке; увидели книгу, написанную на древнерусском языке. Но письменность на Руси появилась гораздо раньше.

Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности.  Ежегодно 24 мая России отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация, народ, государство.

3.Первый чтец.

Тома в обложке синей,
Знакомые тома,
В них бьётся пульс России,
В них вечна жизнь сама.
Страница за страницей…
На всё найдёшь ответ.
Нет, им не запылиться
И через много лет.

4. Первый ведущий.  

- Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек. Чтобы понять это, перенесёмся на две с половиной тысячи лет назад. Вот картинка из далёкого прошлого.

5. Сценка.

(Скифский гонец, персидский царь Дарий, военачальник персидского войска Гобрий)

СКИФ.

-  Я принёс тебе, персидский царь Дарий, подарки от наших вождей. Вот они: птица, мышь, лягушка и пять стрел.

ЦАРЬ.

-  Что означают твои дары, гонец из племени скифов? Что хотели сообщить мне этим скифские вожди?

СКИФ.  

-  Мне велено  передать тебе это молча и вернуться обратно. Если у тебя достаточно мудрости, ты сам поймёшь, о чём предупреждает тебя мой народ.(уходит)

ЦАРЬ. 

-  Что ж, Горий, надо разгадать это послание непокорных скифов. Неужели они решили сдаться нам. Мышь… она живёт в земле, лягушка – на земле, а птица – в воздухе. Значит, они решили отдать нам свои воды, земли и пространства и отдают нам вместе со стрелами свою храбрость и силу.

ГОРИЙ. 

- Нет, мой царь Дарий, я много воевал со скифами и знаю их непокорность. Скорее всего, это послание надо понимать так: «Если вы, персы, не улетите, подобно птицам,  в небеса, не зароетесь, подобно мышам, в землю, не ускачете, подобно лягушкам, в озёра, то падёте под ударами наших стрел».

(оба, недоумённо поглядев на предметы, уходят)

6.Второй ведущий.

- Вот так в древности люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.

( Презентация 1,2,3,4 слайд. Наскальные рисунки)

7. Второй ведущий.

- Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди.  Это первые шаги человека к  созданию письменности. Постепенно люди  стали заменять рисунки символами.

(5 слайд. Наскальные символы-буквы)

- Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно и понять эти знаки можно было по-разному.

8. ЗАДАНИЕ № 1.

(6 слайд. Задание 1)

На стене одной из пещер, в которой когда-то обитали древние люди, ученые нашли три изображения:

  • вход в пещеру,
  • «отпечатки» стоп ног,
  • значок-символ «Ω».

Что хотели сказать древние люди своим рисунком?

Какое из этих изображений ученые не смогли понять абсолютно точно? Почему?

Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.

(слайд 7. Возникновение письменности)

9. Первый ведущий.

( 8, 9, 10 слайд. Кирилл и Мефодий)

- На экране вы видите изображение двух братьев в монашеском одеянии. Это Кирилл   ( в миру Константин) и Мефодий ( в миру Михаил). Родом из города  Солуни (Салоники), который находится в Греции. Просветители славян, создатели  славянской азбуки, проповедники. Они были очень образованными людьми. Происходили из благочестивой славянской семьи, их отец был военачальником. Кирилл начал посещать школу с 8 лет, осваивал греческий, латинский языки. Кирилл и Мефодий участвовали в боевых походах, выполняли дипломатические миссии, переводили книги, были отправлены с просветительской миссией в Моравию. Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их языке. Поэтому Кирилл и Мефодий приступили к созданию славянской азбуки. 24 мая 863 года братья огласили изобретение славянского алфавита.

(11, 12, 13 слайд. Азбука. Глаголица и Кириллица)

- Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя. В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу. В кириллице   43 буквы, в последствии эта азбука стала основой русского алфавита.

Посмотрите, как писались буквы в кириллице и глаголице и как они назывались.

(Комментарий нескольких букв)

10. ЗАДАНИЕ № 2.

(14 слайд)

Из букв глаголицы, которые находятся в конвертах, составить все возможные слова.

11. ЗАДАНИЕ № 3.

Даны буквы (кириллица), отдельно их названия. Определить соответствие между написанием и названием этих букв.

(15 слайд. Кириллица)

12. Второй ведущий.

- В 988 году в Киеве была открыта дворцовая школа «учения книжного». Возник новый центр книжной культуры, школа соединила Киевскую Русь с европейской цивилизацией.

Книги на Руси были очень дорогими. Их делали на пергаменте: кожу овцы вымачивали в извести, высушивали, потом втирали мёд.

( 16 слайд. Книга на пергаменте)

13. Второй чтец.

Из колодезной, синей такой глубины
Вырастает мой Китеж, четыре стены,
Золочёный конёк, ставни-кружево – врозь…
Розовеет восток. Озаряется Рось.
Деревянная сказка, озёрный покой,
Для чего мне твой берег, ажурный такой?
В прихотливых изгибах узорочья крыш?
Да пастуший рожок? Да свирельный камыш?
Видно, память архивная стала болеть,
Если нечего в дебрях бетонных жалеть –
Так хотя бы тебя поманить из глубин,
Из кириллицей сотканных песен-былин.
Деревянная сказка, забытая Рось,
Ты стрелой пробиваешь мне душу насквозь.
И не знаю, зачем так бывает нужна,
Как вода из колодца, твоя старина….

14. Второй ведущий.

- На Руси долго использовали другой материал для письма – бересту. Знаки на бересту наносились костяным стерженьком.

(17, 18, 19 слайд. Берестяные грамоты.)

- С 10 века на основе глаголицы и кириллицы на древнерусском языке распространяется литература. Чаще всего это были церковные книги, поучения, учёные труды.

(20,  21, 22, 23, 24, 25, 26 слайд. Первая рукописная книга)

Видеофильм о первых печатных книгах. (по поводу этого приложения обращайтесь к автору статьи)

(27,  28 слайд. Летописцы)

( 29  слайд. Первые печатные книги на Руси)

-Со временем появились более удобные станки, а с ними и современная азбука.

15.  ЗАДАНИЕ № 4.

(30 слайд. Задание 4)

Нарисуйте красивую букву. Буквицу И в виде зверя, буквицу Г в виде птицы, буквицу Ф в виде человека.

16. Первый чтец.

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу.
Без книги хорошей я жить не могу.

17. Второй ведущий.

( 31, 32,  33 слайд. Памятники Кириллу и Мефодию)

- В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Этот праздник пришёл к нам из Болгарии, где этой традиции уже более 100 лет. И по сей день в канун праздника болгары возлагают цветы к памятникам Кириллу и Мефодию. В нашей стране праздник стал отмечаться с 1986 г. В 1992 году скульптор В.Клыков создал памятник славянским просветителям, Кириллу и Мефодию, который установлен в Москве.

18. Викторина.

- А теперь – небольшая викторина, она покажет, какая команда была более внимательна.

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ (34-42 слайды)

  1. Город в Византийской империи, родина Кирилла и Мефодия? (Солунь)
  2. Кем был отец славянских просветителей? (военачальник)
  3. Славянское государство, в которое прибыли с просветительской миссией Кирилл и      Мефодий? (Моравия)
  4. Одна из славянских азбук, ставшая основой русского алфавита? (кириллица)
  5. Когда возникла письменность у славян? (863 г.)
  6. Сколько букв в кириллице? (43)
  7. Сколько букв в современном алфавите? (33)
  8. Где используется алфавитный порядок?
  9. Где установлен памятник Кириллу и Мефодию?  (в Болгарии, в Москве)

19. Первый ведущий.

- Подошёл к концу наш праздник, и хотелось бы закончить его стихотворением

А.Яшина «Русский язык».

20. Второй чтец.

Русский язык.
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.