Цели.
Обучающие:
- познакомить детей с жизнью и творчеством П.П. Бажова;
- обучать умению характеризовать поступки героев;
Развивающие:
- развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст,
- продолжать формировать навык анализа художественного произведения;
- развитие грамотной устной речи;
- совершенствовать технику чтения, формировать навык выразительного чтения;
Воспитательные:
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание нравственных качеств;
- воспитывать интерес к предмету.
Оборудование.
- учебник “Литературное чтение” 4 класс (авт. Л. Ф. Климанова),
- толковый словарь Ожегова,
- портрет П. П. Бажова,
- выставка книг “Уральский сказитель”,
- презентация к уроку, экран, проектор.
Ход урока
1. Сообщение темы урока, актуализация знаний
Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством интересного писателя, писателя – сказочника, нашего земляка. Я предлагаю вам разгадать кроссворд. Если мы с вами разгадаем его правильно, то сумеем прочитать фамилию того, кому посвящен этот урок.
- Место в руднике, где вырубают руду, каменный уголь.
- Ценный камень уральских гор.
- Уральские горы богаты рудой, из которой делают … Что?
- Ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя.
- Что мечтал сделать из камня Данила-мастер?
- Итак, наш урок посвящен уральскому сказочнику Павлу Петровичу Бажову.
2. Вводная беседа
Учитель. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно лучистые веселые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали - это наш Бажов! Слово “наш” часто добавлялось к имени писателя. Люди его так любили, что произносили с гордостью: “Наш Бажов”.
Павел Петрович Бажов родился в семье заводского мастера металлургического завода 28 января 1879 года. В городе Сысерти, расположенного недалеко от Екатеринбурга. Родители, Августа Стефановна и Петр Васильевич, много горя и нужды в жизни узнали. В Сысерти сохранилась усадьба, принадлежавшая родителям Павла Петровича. В 1982 году на её базе был создан музей. Обстановка показывает быт семьи и условия в которых рос П. Бажов.
Когда пришло время учиться, Павла отдали в 3-ю земскую школу. Здесь учитель заметил способного и смекалистого мальчика и посоветовал родителям обучать сына дальше. Бедность семьи не позволяла мечтать о гимназии или реальном училище, и поэтому Павла отдали в Екатеринбургское духовное училище, в котором была самая низкая плата за обучение. Окончив в 14 лет училище, он поступил в Пермскую духовную академию. После её окончания Павел должен был стать священником, но решил отказаться от духовной карьеры и стал учителем. Почти 15 лет он преподавал русский язык. Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей. Павел Бажов много путешествовал по Уралу, интересуясь историей родного края, народными сказками, легендами, позже ему пришлось работать журналистом.
Бажову было около 60 лет, когда он стал писателем. В 1939 году была опубликована его первая книга “Сказы старого Урала”, так сначала называлась его знаменитая “Малахитовая шкатулка”. Сборник “Малахитовая шкатулка” объединил 14 произведений. Затем из года в год “Малахитовая шкатулка” пополнялась всё новыми и новыми сказами. Всего Павел Петрович Бажов написал 56 произведений.
Учитель. Какие сказы Бажова вы читали?
Дети.
- “Огневушка – Поскакушка”
- “Малахитовая шкатулка”
- “Хозяйка медной горы”
- “Серебряное копытце”
- “Каменный цветок”
- “Горный мастер”
- “Хрупкая веточка”
- “Голубая змейка”
- “Синюшкин колодец”
- “Иванко Крылатко” и т. д.
Учитель. Главной темой его сказов и легенд стало творчество и мастерство рабочих Урала. Сказы Бажова принесли ему заслуженную славу. В Москве есть Улицы, названные “Имени Павла Бажова” и “Малахитовая”, а на ВВЦ по мотивам сказок сооружён фонтан “Каменный цветок”. По сказам было снято несколько мультфильмов. Многие знают пьесу “Серебряное копытце”, оперу К. Молчанова “Каменный цветок”, одноименный балет С. Прокофьева. В Екатеринбурге поставлен памятник. А школьница из г. Асбеста Алена Сонина сочинила стихотворение:
В синем звенящем уральском морозе,
Мудрую душу в морщинах храня,
Взгляд, отведя от застывшей берёзы,
Павел Петрович глядит на меня.
Близкий, как дедушка, мудрый как сказка,
Добрый, как песня, седой, как Урал…
Кажется, будто напрасно две даты
Кто-то на камне пред ним написал.
Павла Петровича Бажова часто называют волшебником. А почему? Он, что, действительно занимался колдовством, как старик Хоттабыч? Нет, конечно. Это волшебство писателя, который смог написать “Малахитовую шкатулку”. Сегодня на уроке мы приоткроем знаменитую “Малахитовую шкатулку” и познакомимся с одним из сказов Бажова “Серебряное копытце”.
3.Словарно-лексическая работа
Учитель. Прежде чем знакомиться с произведением, давайте уточним смысл отдельных слов и выражений.За помощью обратимся к толковому словарю Ожегова.
- барская рукодельня - ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитьё).
- взъесться – невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить.
- голбчик – приступка для выхода на печь.
- пожитки– мелкое имущество, домашние вещи.
- похлёбка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.
- несподручно– неудобно, неловко.
- пособник – помощник в делах.
- покосные ложки – широкие, пологие овраги, покрытые травой.
- статочное ли дело – (устар.) хорошее ли дело.
4. Первичное восприятие текста
Чтение сказа П. П. Бажова “Серебряное копытце” подготовленными учащимися.
5.Физкультминутка
6. Работа над содержанием
Учитель. Ваши впечатления от прочитанного? Понравилась ли вам сказка? Чем?
Учитель. Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом?
Дети. Кокованя был одинок, тоскливо ему было одному. Кокованя не был счастлив, одиночество его угнетало.
Учитель. А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?
Дети. После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому то и “кошку драную” подобрала, и на предложение Коковани согласилась. Девочка, как и Кокованя, нуждалась в любви, заботе, внимании.
Учитель. Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу?
Дети. Зажили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу
Учитель. Можно сказать, что они были счастливы?
Дети. Да. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья, родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.
Учитель. Почему же им так хотелось увидеть Серебряное копытце? Выберите один из вариантов ответа (с.194 учебника)
- каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо;
- герои были бедными, надеялись продать камни и зажить богато.
Дети выбирают один из вариантов, обосновывая свой выбор.
Учитель. У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не подаются искушению, не жадничают на дармовщинку, прекрасно понимая, что богатство не синоним счастья.
Учитель. Почему всё-таки “чудо” произошло именно с Дарёнкой и Кокованей?
Дети. Герои были вознаграждены за любовь и доброту, за душевность и ласку.
Учитель. На следующем уроке мы продолжим работу над произведением.
7. Итог урока
Учитель. Подведём итог урока. Проверим, какими вы были внимательными слушателями и читателями. Вам надо ответить на несколько вопросов викторины.
Викторина
1. Кому был посвящен наш урок?
2. Почему Бажова называют волшебником?
3. Как называется знаменитый сборник сказов П. Бажова?
4. Назовите произведение по иллюстрации. Внимание на экран. (Иллюстрации к сказам П.П.Бажова)
- “ Огневушка – Поскакушка”
- “Малахитовая шкатулка”
- “Хозяйка медной горы”
- “Серебряное копытце”
5. Часто сказки заканчиваются такими словами: “Сказка – ложь, да в ней намек ...” А какой урок извлекли вы? Какие выводы, сделанные на этом уроке, вам пригодятся в жизни?
- Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни.
- Богатство – не синоним счастья.
- Желаешь себе добра – делай добро другим.
8. Рассматривание выставки книг
9. Домашнее задание
Перечитать сказку; подготовить пересказ понравившегося отрывка.