Интегрированный урок по курсам "Мы и окружающий мир" и "Основы православной культуры" по теме "Семья. Родство и родословная. Почитание родителей. Начальное понятие о добре и зле в их нравственном и духовном измерении" (система развивающего обучения Л.В.Занкова, 1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Дать представление о нравственных и духовных ценностях православной традиции; познакомить с церковной терминологией: икона, заповеди, молитва, церковнославянский язык; подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между обществом и человеком; обобщить и расширить  знания по теме: «Семья»; учить добывать знания самостоятельно из справочной литературы.
  2. Формировать общеучебные навыки: умение ориентироваться во времени и пространстве, анализировать, синтезировать, делать выводы и обобщения; развивать связную речь, нравственное мышление, стремление к деятельному участию в жизни семьи.
  3. Формировать у детей систему духовно–нравственных ценностей и с их позиции оценивать свои действия и поступки; дать возможность почувствовать связь между поколениями.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • таблицы и карточки со словами,
  • обозначающими родственные связи;
  • «генеалогические древа» и рисунки учащихся;
  • «Конституция»,
  • «Библия для детей»;
  • икона с ликом Иисуса Христа;
  • репродукция иконы «Родословие Иисуса Христа»;
  • раздаточный материал «Заповеди»;
  • фонограмма «Отче наш» в исполнении духовного хора,
  • использование мультимедийного комплекса.

1. Орг. момент

(Проверяю готовность учащихся к уроку, настраиваю на работу.)

2. Беседа о семье

Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему…

- К сегодняшнему уроку я давала задание: узнать, что означает слово «родословная»; нарисовать «генеалогическое древо» семьи, составить рассказ о своей семье, упомянув обо всех её членах.

- Как вы думаете, какова тема этого урока?

- Верно. Сегодня на уроке мы будем говорить о семье, о родителях, об отношениях между родителями и детьми, о законах, существующих в обществе людей.

(Тема выводится на экран. Приложение 1. Слайд 1.)

(Ученик читает стихотворение Л.Куклина «Семья» («Букварь» стр. 38, авторы Т.М. Андрианова, И.Л. Андрианова) наизусть. Как вариант – использование мультимедийного комплекса. Слайд 2.)

Очень люблю, когда все собираются.
Белою скатертью стол накрывается.
Бабушка с мамой, папа и я,
Мы называемся вместе – семья.

- О ком не упомянули в этом стихотворении? (О дедушке, братьях, сестрах, племянниках и др.)

- Назови членов твоей семьи.

- Кем ты приходишься каждому из них?

- Как ты понимаешь значение слова «семья»? (Это родственники, живущие вместе: муж и жена, родители и дети… Семья и члены семьи – это любящие нас люди: мама, папа, братья, сестры…)

3.Проверка усвоения понятий, обозначающих родственные связи

- Какие слова, обозначающие родственные связи, относятся к вам, какие – к вашим маме, папе, бабушке: дочь, сын, мама, тетя, внук, сестра, племянница, муж, жена?

(Вопрос взят из учебника «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова).

На доске прикреплены таблицы:

Я   ПАПА   МАМА   БАБУШКА
ДОЧЬ   СЫН   ДОЧЬ   ДОЧЬ
 СЫН   .......   ......   МАМА

 (Вызванные учащиеся выходят к доске, берут предлагаемую учителем табличку и прикрепляют под одной из таблиц на доске, объясняя свой выбор. Вариант проведения – дети с места отвечают, а учитель прикрепляет табличку на доску.

Образец рассуждения при выполнении данного задания: я – дочь для своей мамы, поэтому прикрепляю табличку ДОЧЬ  туда, где Я; но и моя мама тоже дочь, но для моей бабушки, поэтому вторую табличку ДОЧЬ креплю в столбик МАМА...)

4. Работа с учебником («Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова; часть 2, стр. 31.)

(Учащиеся читают текст вначале самостоятельно, а затем вызванный ученик читает его вслух. Вариант проведения – использование мультимедийной установки. Слайд 3.)

ТЕКСТ: Любое общество образуют люди разного возраста – от стариков до новорожденных младенцев. Старшие заботятся о младших, растят детей, передают им свои знания, опыт. Взрослые сыновья и дочери заботятся о стариках.

-   Объясните мне значение слова «общество».

-  Может ли общество состоять из людей одного поколения? Почему    нет? Как вы понимаете значение слова «поколение»?

  1. Как вы понимаете значение слов «родители», «родственники»?
  2. От какого слова произошли эти слова-понятия? (Род – это все наши предки, которые жили до нашего рождения.)
  3. Какими еще словами мы можем расширить данный ряд родственных слов? (Слайд 4: род, родство, родословная, родня, родной, родимый, Родина, родинка, родник, народ и др.)

5. Проверка дом задания

- Какие прекрасные родословные вы составили вместе с родителями! Я чувствую с какой любовью вы это делали, как перебирали старые фотографии!

(Работы учащихся вывешены на доске. Вместо рисунков можно было наклеить фотографии, сделать соответствующие подписи.)

- Что же означает слово «родословная»? Где мы можем посмотреть значение этого и любого другого слова? (В толковых словарях русского языка.)

Слайд 5.

С.И. Ожегов « Словарь русского языка»: «Родословная – это перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства».

- Сколько поколений представлено в вашей работе?

(В работах учащихся представлены 3, реже 4, поколения.)

- Кого мы относим к старшему поколению? (Прабабушки и прадедушки; бабушки и дедушки.)

-   А к самому молодому? (Мы, наши братья и сестры…)

- Мы обязательно рассмотрим ваши древа и послушаем ваши рассказы о семье на уроках литературного чтения. Каждому будет предоставлена возможность рассказать о своих предках, о своих родителях и об отношениях внутри семьи.

6. Знакомство с законами, существующими в обществе

(Учебник «Мы и окружающий мир», часть 2, с. 44-45. Вариант - использование мультимедийного комплекса.)

- Как вы относитесь к своим родителям?

- За что вы любите их? Только ли за то, что они покупают игрушки, вещи, водят вас в развлекательные центры..? (Нет. Они произвели нас на свет, учат нас правильно жить, лечат, защищают, оберегают, помогают, любят  нас…).

- Родители учат нас. А откуда они узнали, что – хорошо, а что – плохо, как надо поступать, а чего делать нельзя?

- Существуют общие для всех законы жизни. О них мы узнаем, прочитав тексты на экране (в учебнике).

(Читают специально подготовленные учащиеся. Слайд 6.)

Первый ученик: Человек живет в государстве, которое устанавливает обязательные для всех законы. Например, есть закон о правах ребенка, закон об образовании и многие другие. Все они основаны на главном законе страны - ее Конституции. Нарушения законов караются судом.

Второй ученик: Есть еще очень важный – нравственный закон, который сложился в результате всей жизни человека в обществе.

Стремитесь соблюдать нравственные законы нашей жизни, и к вам придет уважение окружающих.

Проверка первичного восприятия:

  1. Вспомните, что такое «государство»? Подберите синонимы к этому слову-понятию. (Родина, Отечество, отчизна…)
  2. Где записаны все законы государства? (Показывается учащимся Конституция и ставится на доску.)
  3. Какие нарушения законов, наказуемые судом, вы знаете?
  4. Что означает выражение: «Он живет по совести»?
  5. Какие поступки человека можно назвать «нравственными» (хорошими, правильными)? А какие - «безнравственными» (нехорошими, неправильными)?

7. Беседа с учащимися о Боге. Первичное знакомство с Господней молитвой

- Кто же составил и дал людям нравственные законы, где они записаны?

(В центре доски - икона с ликом Иисуса Христа. Показывается и выставляется на доску «Библия для детей».)

- Бог сотворил человека по своему образу и подобию и дал ему 10 ЗАПОВЕДЕЙ – законов праведной жизни.

Каждый человек сам решает, какой дорогой ему идти, что делать – хорошее или плохое, доброе или злое. Но когда человек нарушает нравственные законы, делает не то, что велит его совесть, а то, на что его толкает бес (злое начало), то он испытывает стыд, тоску, мучается и страдает. В любом из нас идет вечная борьба между добром и злом. Мы несем полную ответственность за свои поступки и за своих близких перед Богом и людьми.

Вездесущий и Всеведущий Бог всегда рядом с нами и ведает обо всех наших делах – добрых и злых. Он долготерпелив и всемилостив, но не беспредельно, пока люди не превышают меры своих грехов. Но он не мстит, а наставляет, принимая искреннее раскаяние и покаяние, и всегда дает возможность исправиться, встать на путь праведный.

Как же удержаться от греха и «жить по совести»? Для этого Господь дал нам средство, устное послание Небесному Отцу нашему – МОЛИТВУ, произнося которую мы укрепляемся в духе, становимся сильнее.

- Представьте, что мы находимся в храме и послушайте, как звучит эта молитва на церковнославянском языке.

(Слушаем Господню молитву в исполнении духовного хора. Изображенный на экране алтарь помогает «перенестись» в храм, создать торжественное высокое настроение. Слайд 7.)

8. Пятая заповедь Господа (знакомство)

-  В молитве, верящие в Бога люди, называют Господа: «Отче наш».

- Отче, старче, сыне, мати…- так на церковнославянском языке обращались к человеку.

- Как будут звучать эти обращения сейчас?

- Подумайте, почему к Богу мы обращаемся «Отче»?

- Тот, которого нам не дано никогда увидеть и познать до конца, называется нами как самый близкий для каждого человек: Отче наш, Отец наш небесный. Мы, вкладывая в это обращение всю нашу великую любовь, в то же время зовем Его на Ты, как сказали бы своему родному отцу.

- Опять мы вернулись к семье, к самым близким и родным для нас людям – к маме и папе. Христианское представление о семье несколько отличается от рассмотренного нами ранее. Семьей считаются только отец, мать и дети.

- Какие отношения должны быть в каждой семье?

- Одна из заповедей (пятая) подсказывает, как должны детиотноситься к своим родителям: «Чти отца твоего и мать твою, и продлятся дни твои на земле».

(Детям раздаются листы с записанными десятью заповедями, обращается внимание на пятую. На экран выводится слайд 8. Остальные заповеди подробно будут рассмотрены на других уроках.)

- Почему Бог говорит нам не о дружбе и  любви, а о почитании? Как вы понимаете значение слова «почитание»? (Чтить, почитать – относиться к кому-либо с глубоким уважением и любовью.)

-    Посмотрите, ребята, на экран (слайд 9). На этой иконе изображено Родословие Иисуса Христа. Из Священной истории люди узнали, что, живя на земле, наш Бог почитал своих родителей и прародителей. Прародители – это самое древнее поколение. Каждый должен знать и помнить своих предков. Если мы забудем о них, мы можем вскоре забыть и о том, кто мы такие сами, где мы родились, где наша Родина. О таких людях говорят, что это «Иваны, не помнящие родства».

Запомните: грубость, неуважение, непочтительное отношение к самым дорогим людям, которые дали нам жизнь, воспитывают нас – очень большой грех. Не нарушайте этот Закон!

9. Литературная загадка

- Сейчас я прочту отрывок из сказки. Кто ее автор? Как она называется?

Дверь тихонько отворилась,
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут:
Знать, не будет ей обидно!

- Вы ответили на первые два легких вопроса, попытайтесь  ответить на третий – трудный: почему царевна решила, что «тут люди добрые живут»?

- Обратите внимание на строчку: «Под святыми стол дубовый…».

Тут–то и кроется отгадка третьего вопроса. В православных русских семьях всегда вешали домашние иконы в правый угол, зажигали перед ними негасимую лампадку, подливая в неё время от времени масло, чтобы фитилек все время горел ровным маленьким пламенем. Украшали икону красивым вышитым полотенцем, следя, чтобы оно сияло белизной. Вот этот красный (т.е. красивый) угол с иконами и говорил каждому входящему, что «тут люди добрые живут», т.е. верующие в Бога и боящиеся греха.

- А есть ли иконы в вашем доме?

10. Итог урока. Домашнее задание

- Итак, с какой заповедью мы познакомились сегодня?

- Какие соблазны вам уже приходилось преодолевать в жизни?

- В каких жизненных ситуациях?

- Какое «оружие» дал нам Бог в помощь в борьбе со злыми силами и соблазнами жизни?

- Следующий урок будет посвящен «второму рождению» человека, его «духовным» родителям – крестным, вашим именинам. Постарайтесь узнать, откуда (из какого языка) пришло ваше имя, почему родители выбрали для вас именно его.

Урок окончен. С Богом.

Список используемой литературы

  1. Иванова С.Ф. Введение во храм Слова. Книга для чтения с детьми в школе и дома. М.: Школа-Пресс, 1994.
  2. Энциклопедия для детей. Т. 6, ч. 1. Религии мира. М.: Аванта +, 1996. – 720 с.: ил.
  3. Основы православной культуры. Учебно-методические материалы. Методическое пособие для учителей регионального предмета «Основы Православной культуры». Составители: Еременко А.Г., Покладова Е.В., Соболь А.Г. Краснодар, 2006.

Презентация