Пятнадцать веков античности в истории мировой культуры дали человечеству неизмеримо много. Это был поистине небывалый взлет, выразившийся в прекрасных творениях литературы, философии, архитектуры, театра, скульптуры и живописи. Термин «античность» в переводе с латинского «antigus» означает «древний» и употребляется по отношению к истории и культуре Древней Греции и Древнего Рима.
В своем развитии античное искусство прошло несколько периодов, оно знало эпохи величайшего расцвета и упадка.
Обратимся к периодизации художественной культуры Древней Греции. Традиционно в ней выделяют следующие этапы:
1) крито-микенский (III- II тыс. до н.э.);
2) гомеровский (ХI-VIII вв до н.э.);
3) архаика (VII-VI вв. до н.э.);
4) классика (V-IV вв. до н.э.);
5) эллинизм (III-I вв. до н.э.)
В художественной культуре древности крито-микенскому искусству принадлежит одно из почетных мест. Два его виднейших центра – остров Крит и город Микены дали название этому искусству. Творцами критской цивилизации были народы не установленного пока происхождения. Их культура зародилась примерно в начале II тыс. до н.э. Основными её центрами были сам остров Крит, с его процветающими тогда городами и острова Эгейского моря (поэтому этот период еще называют «Эгейским»). Историки, кстати, называют эту цивилизацию минойской по имени мифического критского царя Миноса, а её создателей минойцами, (отсюда - еще одно название этого периода – «микенско-минойский»).
Крито-микенский мир на протяжении многих столетий сыграл роль образцовой художественной мастерской для огромного региона. Тогда были созданы прекрасные памятники архитектуры, скульптуры, живописи. Этот мир знал письменность; Крит оставил после себя так называемое «линейное письмо А», еще не расшифрованное учеными, а архивы Микен
«Линейное письмо В», которое в 50-х годах 20 века удалось расшифровать англичанам Дж. Чедвику и М. Вентрису.
Своеобразие крито-микенского искусства - в особом понимании жизни природы и места в ней человека, а так же в свободе обращения со старинными традициями и предписаниями религиозных ритуалов. Кроме того, оно уделяло огромное внимание внутреннему миру человека.
Достижения эгейских мастеров стали наследием Эллады (Эллада – это название Греции на греческом языке, эллины - само название греков). Можно с уверенностью сказать, что без этого не было бы создано классических памятников древнегреческого искусства, которое прославилось на весь мир.
Легендарная крито-микенская культура была открыта в начале XX век благодаря археологическим раскопкам Генриха Шлимана. Пользуясь поэмами Гомера как путеводителем и сверяя местность по данным в них описаниям, он открыл ряд старинных поселений. Крупнейшей находкой Шлимана были древние Микены с их знаменитыми «Львиными воротами». Они служили центральным входом в крепость Микены и были сложены из 3-х огромных каменных глыб (длинна верхнего камня 5м.- толщина 1м.). Над пролетом расположена треугольная известняковая плита с рельефным изображением колонны - священного символа правителя Микены, а бокам застыли фигуры царственных львов. Мощные стены складывались из огромных, весом 5-6 тонн, грубо отесанных каменных глыб, лежащих одна на другой, щели между ними тщательно заполнялись глиной и мелкими камнями. Позже эту кладку назовут «циклопической», поскольку греки более старшего поколения считали, что её создали одноглазые великаны - циклопы.
Несколько лет спустя (тоже в начале XX в.) англичанин Артур Эванс во время раскопок на острове Крит открывает остатки огромного дворца в г. Кносс. Кносский дворец не имеет четкой планировки и напоминает лабиринт. Это строение заставляет вспомнить миф о Лабиринте. Согласно мифу, на Крите когда-то царствовал Минос. У него был подземный дворец - Лабиринт, с такими запутанными ходами, что никто не мог оттуда выбраться. Там обитало чудовище Минотавр полубык-получеловек. Афиняне платили дань Миносу - каждый год посылали ему несколько юношей и девушек, которых съедал Минотавр. Афинскому герою Тесею удалось убить Минотавра и самому выйти из Лабиринта с помощью клубка ниток, который ему дала дочь Миноса Ариадна.
Как будто бы это просто сказка, похожая на сказки других народов мира, но с каждым новым историческим открытием приходится убеждаться, что мифы не лгут: они только расцвечивают художественной фантазией реальное историческое зерно. Лабиринт, оказывается, действительно существовал. Сказание о чудовищном быке, тоже имеют какую-то историческую основу. Стены Кносского дворца покрыты многочисленными фресками с изображением быка.
Главное украшение дворца - это деревянные колонны, окрашенные в красный цвет. Свободно группируясь, колонны образуют торжественные ряды у входа во дворец, а затем как бы легко сбегают вниз по лестнице. Кносский дворец огромен: центральное место в огромном архитектурном комплексе площадью 120x120 м занимает большой прямоугольный двор, к которому со всех сторон примыкают построенные в разное время 2,3-х и даже 5- этажные помещения. Все они соединены длинными коридорами, галереями, многочисленными лестницами и световыми колодцами. Второй этап развития Древней Греции называется гомеровский. В период античности жили сказители, знавшие множество преданий о богах и героях. Они странствовали по стране и на пирах рассказывали их нараспев, под звуки лиры. Греки верили в достоверность сказаний, которые передавались из поколения в поколение. Таким сказителем был Гомер. О нем ничего точно не известно. Сами греки не знали, когда он жил. Семь городов спорили о чести быть родиной Гомера. Вероятнее всего он жил в 8 веке до н.э., по преданию, он был слепым. Его считали автором 2-х поэм - «Иллиада» и «Одиссея». О чем эти поэмы? «Иллиада» - поэма о троянской войне (Илионом в древности называли Трою). Причины и ход войны в поэме не излагаются: всем грекам с детства была хорошо известна история войны. События о которых идет речь в «Иллиаде» произошли в течении 50 дней в конце войны, когда она шла уже 10-й год. «Одиссея» повествует о возвращении домой после взятия Трои одного героя - хитроумного Одиссея, царя острова Итака, он долго странствовал, пережив множество несчастий и опасностей.
Но не только творчеством Гомера известен этот период. Образцом искусства этого этапа является знаменитая амфора из Дипилона. Впервые у греков громадный сосуд оказался связанным с захоронением, но оставался на земле как памятник человеку. Возможно, стремление сделать форму сосуда человекоподобной (его высота 1,5 м) связано с необходимостью видеть в нем увековеченный образ, хотя и условный. Любопытно, что у такой вазы есть скромный двойник в виде другой амфоры, хранящий пепел усопшего и зарытой в землю. Эти сосуды стояли на одной вертикальной линии и сообщались: по особым памятным дням в верхнюю амфору наливали жертвенную жидкость, которая просачивалась в могилу. Украшена амфора геометрическим узором меандром, выполненным очень точно, очевидно, с использованием линейки и циркуля, и расположенным в соответствии с членениями сосуда. Она проста по форме и отличается редким чувством пропорций.
Между греческими городами-государствами постоянно вспыхивали конфликты, соперничество между ними было своеобразно «узаконено» в состоявшихся впервые в 776 г. до н.э. спортивных турнирах, получивших название «Олимпийские игры».
Соревнования были открыты для всех и на время их проведения провозглашалось перемирие. Это правило неукоснительно соблюдалось всегда, поэтому особенно чудовищно выглядело нападение Грузии на Осетию во время проведения последней Пекинской олимпиады Первоначально, Олимпийские игры носили религиозных характер, все спортивные достижения и победы посвящались богам. Они способствовали объединению греков, говоривших на одном языке и поклонявшихся одним и тем же богам. Известно, что греки относились к гончарному ремеслу не только как к средству создания необходимой в быту посуды, но и прежде всего как к искусству. Стремление художника к более точной передаче образов и сюжетов реального мира во многом определило появление чернофигурной и краснофигурной вазописи. В росписи ваз стали использовать густой черный лак, естественный цвет глины подкрашивали охрой, так что после обжига она приобретала ровный оранжево-красный тон. На таком фоне четко выделяется силуэты людей и животных.
Если гомеровский период приучил древних художников мыслить строго логически, то архаика продвинулась еще дальше, создав единый архитектурный язык - ордерную систему.
Давайте вспомним, как назывался основной тип храма и три вида архитектурного ордера, (периптер; дорический; ионический; коринфский)
Архитектура архаики немыслима без скульптуры, они тесно связаны, поскольку скульптура предназначалась для религиозных комплексов и украшала фронтоны зданий. К сожалению, время сохранил ничтожно-малое количество греческих подлинников. Большинство доступных нам скульптурных произведений это лишь копии выполненные позднее римскими мастерами. Если верить Плутарху, который, возможно, слегка преувеличивал, - «в Афинах было больше статуй, чем живых людей» Вспомните, как назывались первые образцы греческой скульптуры? Каковы их, особенности? (курос, кора)
Идея греческой скульптуры очень точно выражена в словах общественного деятеля V в. до н. э. Иерикла: «Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности». Ничего лишнего таков главный принцип искусства и жизни Древней Греции.
Мы переходим к изучению четвертого периода Греческой культуры - классике. V век до.н.э. - время расцвета древнегреческих полисов. Афины превращаются в крупнейший политический и культурный центр Эллады. В истории это время принято называть «золотым веком Афин». Именно тогда здесь велось строительство многих архитектурных сооружений, вошедших в сокровищницу мирового искусства. В народе сложилась пословица, наиболее точно выражающая значение этого города:
Да ты - чурбан, коли Афин не видывал;
Осел - коли, увидев, не пришел в восторг;
Верблюд - коли покинул их по своей воле...
Высшим достижением древнегреческой архитектуры классической
эпохи считается ансамбль Афинского Акрополя - общественного и культурного центра Афинского государства. Многократно разрушенный, ограбленный и превращенный в руины, этот памятник «золотого века» античной культуры все же и сегодня сохраняет величавость и органичную стройность. Акрополь ~ большой продолговатый холм, возвышающийся над городом (акрополь - верхний город) и венчающий его храмами, посвященный покровительнице города Афины богине мудрости и справедливой войны.
Давайте войдем в Акрополь через центральный вход Пропилеи. Пропилеи представляют сооружение из 3-х частей. В центре находились ворот с 5-ю проходами вдоль колонн. Здесь во время праздников шли горожане, вели жертвенных животных. С севера к ним примыкала пинакотека (картинное хранилище), с юга Пропилеи уравновешивает легкий и изящный храм Ники Аптерос (Бескрылой) - богини Победы. Согласно легенде, богиня принесла грекам победу над персами, а потом жители не захотели с ней расставаться и изобразили её бескрылой, они посчитали, что богиня уже никогда не сможет покинуть их город.
Пройдя Пропилеи, мы оказываемся на большой площади, в центре которой возвышалась огромная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), Чуть правее находится главный храм Афинского Акрополя - Парфенон. Он был сооружен в период 447 по 438 гг. до н.э. архитектором Иктином и Калликратом. Храм занимает самую высокую точку холма и виден из любой точки Акрополя и города. Дорические колонны придают этому периптеру особую монументальность и мужественную красоту. По преданию, в святилище Парфенона находилась 12-и метровая статуя Афины Парфенос (Девы), выполненная из слоновой кости и покрытая золотыми пластинами.
Как назывался такой вид скульптуры? (хрисоэлефантинная) На северном склоне холма находится храм Эрехтейон. Он строился позже, в последней четверти V в. до н.э., по в полном согласии с замыслом и планировкой. Эрехтейон по контрасту с Парфеноном, кажется почти причудливым. Каждый, из его 4-х фасадов, оформлен по-разному.
Планировка Акрополя продумана и выверена, хотя очевидная симметрия заменена более сложным принципом ритма и равновесия. В самом деле: справа от Пропилеи - миниатюрный храм - беседка Ники Аптерос, слева - массивное и гораздо большее по размерам помещение пинакотеки. Казалось бы, где же равновесие? Но вспомним, как располагаются постройки дальше. Там обратное расположение; справа - величественный Парфенон, слева - небольшой и изысканный Эрехтеон. Таким образом, уравновешиваются обе стороны ансамбля. Дальше развитие греческой скульптуры тесно связано с мифологией. Все вы знаете, что именно в Греции произошла революция в представлениях о человеке и его лире. Прежде объяснение непонятных явлений черпалось из мифологии. Где жили греческие боги? (На горе Олимп). Каких богов вы знаете? (Зевс, Аид и т.д.).
Именно греческая мифология и предопределила следующий этап развития скульптуры.
О том, насколько хорошо вы владеете греческой мифологией, мы и узнаем, попытавшись объяснить значение нарицательных выражений, пришедших к нам из эллинских мифов.
Итак, объясните выражение и историю его появления:
- «Сизифов труд» (бесполезная, тяжелая работа)
- «Ахиллесова пята» (слабое, уязвимое место)
- «Кануть в лету» (бесследно исчезнуть)
- «Дары данайцев» (коварный замысел, предательство, вред)
- «Троянский конь» (коварный замысел, предательство, вред)
- «Авгиевы конюшни» (крайний беспорядок)
- «Рог изобилия» (неиссякаемый источник богатства)
- «Под Эгидой» (защита, покровительство)
- «Яблоко раздора» (причина сопора, разлада)
- «Ящик Пандоры» (источник всяких бед)
Сегодня мы познакомились с развитием греческого искусства на различных этапах развития культуры, величайшее значение которого трудно оценить даже для последующих поколений.