Цель проведения:
- выявить причины низкого уровня использования ИКТ педколлективом школы;
- разработать пути преодоления низкой мотивации использования ИКТ.
План проведения педсовета:
- Открытие педсовета – директор школы (10 мин.)
- Итоги УВП за III четверть – зам. директора по УВР (30 мин.)
- Доклад по теме педсовета. Содокладчики (1 представитель от ШМО) (35-40 мин)
Весь педколлектив делится на две группы: одна идет на мастер-класс, другая на практическое занятие. Потом группы меняются местами.
- Мастер-класс “Работа с интерактивной доской” (20 мин)
- Практическое занятие “Аргументы “за” и “против” ИКТ” (20 мин)(приложение 1).
- Итоги подведения педсовета. Принятие решения педсовета. (10 мин)
Доклад на педсовете
“Методические особенности использования ИКТ”
С 2001 г. правительство нашей страны начало реализацию широкомасштабной программы “Информатизация образования”. Эта программа включает в себя различные направления: поставка компьютерной техники в школы, компьютеризация сельских школ, подключение школ к глобальной сети Интернет, обеспечение ОУ электронными пособиями, программами, перевод школьных библиотек на электронную систему каталогов. Одним из приоритетных направлений этой программы является обучение учителей-предметников ИКТ. Для этой цели по всей стране была создана сеть обучающих центров. В одном из таких центров (г. Орехово-Зуево) обучались 3 учителя (Басова Е. В., Бехтева Е. В., Захарова С. Н.) и могут продолжить обучение другие учителя нашей школы. В программу информатизации образования были вложены огромные средства, правительству нашей страны пришлось взять многомиллионный заем для её реализации. Отслеживание результатов проходит через систему различных мониторингов и тестирования ОУ. На этой неделе в таком федеральном тестировании принимают участие школы нашего района.
Чтобы выяснить, как обстоят дела в информатизации образования нашей школы, мы провели подобный мониторинг среди учащихся и учителей. Исследование этой проблемы происходит по подобной схеме, в школу приезжает группа специалистов из министерства связи и информатики и проводит опрос среди учащихся, родителей и учителей. Итак, что может увидеть обычный посетитель (использование ИКТ), если он окажется в школе в обычный день во время уроков? Слово предоставляется Рябичевой Е. А., которая проводила это исследование (анализ анкет учеников) (приложение 2).
Мы можем сделать вывод, что в нашей школе ИКТ практически не используются на уроках. Почему? Попробуем разобраться в этой проблеме.
Сегодня мы не будем подробно останавливаться на составляющих ИКТ, поэтому очень кратко их напомню. Направления информатизации школы можно разбить на пять больших блоков: администрация, учителя, учащиеся, родители и различные школьные службы. Каждый блок имеет свои цели и задачи использования ИКТ. Нас сегодня будет интересовать деятельность учителей по использованию информационных технологий. Где и как учитель может реализовать свои умения в этой технологии? Конечно, на уроке: использование электронных учебников, энциклопедий, презентаций, тестирующих компьютерных программ, тренажеров, виртуальных лабораторий и многое другое. Во внеурочной деятельности те же компьютерные программы могут помочь в работе, как со слабыми учащимися, так и с сильными учениками, при проведении факультативов, кружков.
Новые технические средства и технологии доказали свою незаменимость в школе. Они являются одной из гарантий успешной модернизации учебного процесса, будучи мощным источником информации, самообразования. Появляется возможность существенно скорректировать классно-урочную систему, отказавшись, например, частично от домашних заданий и используя освободившееся время для разнообразной творческой деятельности учащихся. Применение техники ломает стереотипы уроков; учитель просто не в состоянии сохранять статичную позу, быть ментором. Новые технологии увеличивают мотивацию учения, позволяют по-иному вести индивидуальные задания, управлять учебным процессом. Если кто-то ожидал, что он придет на урок, включит компьютер и будет ждать результат обучения, то на самом деле все оказывается гораздо сложнее. От учителя требуется большее количество времени на подготовку к урокам с применением ИКТ. Необходимо обладать определенным набором знаний, умений и навыков, чтобы подготовить и провести такой урок. Сегодня уже не приходится говорить о “страхе” перед техникой. Этот психологический барьер преодолело большинство педагогов нашей школы (по крайней мере, те, кто хотел). Сегодня речь о другом, как методически грамотно и обоснованно применить ИКТ. Достижение этой задачи возможно только через собственную практику и общение с коллегами по проблеме. А если практика отсутствует, то мы стоим на одном месте. Я уже много раз говорила своим коллегам, что на первом этапе освоения и применения ИКТ можно воспользоваться умениями детей. Пусть Ваши ученики помогут создать для урока презентации в виде своих учебных проектов. Использовать эти презентации для показа можно также с помощью учащихся. Вот Вам и проектная деятельность и информационные технологии одновременно. Конечно, необходимо потратить время на подбор материала для учащихся, предварительный просмотр презентаций, продумать, как их включить в урок. Но это и есть подготовка к уроку. Проще использовать ТСО (тряпка сырая обыкновенная).
В нашей школе на сегодняшний день есть все условия для широкого использования ИКТ. Проанализируем материально-техническую базу школы:
- общее количество компьютеров: 49;
- из них современных: 47;
- у администрации и школьных служб: 8 (директор, 3 завуча, медсестра, психолог, библиотекарь, секретарь);
- кабинет информатики: 1 и в нем 13 мест учащихся и 1 место учителя;
- компьютеры в учебных кабинетах: 18;
- компьютеры для второго кабинета информатики: 7;
- интерактивная доска в кабинете географии;
- 4 мультимедийных проектора (один находится в каб. № 22);
- принтеры: 6;
- сканеры: 3;
- имеется выход в Интернет по выделенной линии;
- создан и размещен школьный сайт в сети Интернет;
- создана большая медиатека: более 100 дисков.
Другой этап применения ИКТ, когда учитель сам создает презентации, использует диски с обучающими и другими программами, требует от учителя большего: времени, трудозатрат, а также выработанной ИКТ-компетенции. Перечислим ступени формирования информационной компетенции:
- работа с текстовыми документами;
- работа с расчетными таблицами;
- создание диаграмм и графиков;
- поиск информации в сети Интернет;
- работа с электронной почтой;
- создание мультимедийных презентаций;
- участие с детьми в компьютерных проектах (сказать о конкурсе прошлого года, посвященном знаменитом человеку);
- использование дисков при подготовке к урокам и на уроках.
Посмотрим, как сформирована ИКТ-компетентность у педагогов нашей школы (проанализировать диаграммы) (приложение 3):
Анализируя ИКТ-компетенции всего коллектива можно сказать, что хорошо освоена технология работы в текстовом редакторе. На достаточном уровне выработана компетенция создания презентаций. Остальные составляющие необходимо поднимать и вырабатывать с помощью курсов повышения квалификаций, посещения семинаров, открытых уроков в районе и школе. Как происходит применение ИКТ в различных ШМО?
Слово предоставляется представителям ШМО (приложение 4).
- Шемякина Н. А. – рук. ШМО учителей русского языка и литературы
- Мутигулина Г. Р. – рук. ШМО учителей математики
- Оськина М. А. – рук. ШМО учителей иностранных языков
- Иванова Е. В. – представитель ШМО учителей естественных наук
- Захарова С. Н. - представитель ШМО учителей нач. классов.
Сегодня на практическом занятии нам необходимо определить положительные и отрицательные стороны применения ИКТ, выявить причины низкого уровня их применения (приложение 5, приложение 6).
Решение педсовета:
- Продолжить формирование ИКТ-компетенций учителями-предметниками школы через посещение курсов ИКТ, районных семинаров по этой тематике, открытых уроков своих коллег. Ответственный – Бехтева Е. В.
- Учителям русского языка, математики, иностранных языков активнее использовать информационно-коммуникационные технологии на уроках. Отв. – рук. ШМО.
- Всем ШМО начать работу по созданию банка мультимедийных уроков. Для этого каждому учителю разработать мультимедийный урок, оформить его в текстовом и электронном виде и сдать руководителю ШМО. Отв. – рук. ШМО.
- Руководителям ШМО изучить банк мультимедийных уроков и спланировать на следующий учебный год их применение. Отв. – рук. ШМО.
- Всем учителям активнее участвовать в проектной деятельности с учащимися школы с использованием ИКТ на школьном и районном уровнях. Отв. – зам. дир. по УВР.
- Каждому учителю спланировать личный план-график освоения составляющими ИКТ. Отв. – зам. дир. по УВР.
- Администрации школы совместно с руководителями ШМО проанализировать тематическое планирование учителей-предметников и включить в него уроки с применением ИКТ.