Цель: Показать обусловленность свойств вещества его структурой.
Задачи образовательные:
- сформировать представления учащихся о том, что вода – это вещество;
- сформировать понятия «агрегатное состояние вещества: твердое, жидкое,
газообразное»; - сформировать представление о распространении воды на земле, ее участие в формировании рельефа земной поверхности, значении воды в жизнедеятельности живых организмов.
Задачи развивающие:
- развивать наблюдательность, любознательность, память, логическое мышление;
- развивать умение рассуждать и обосновывать свои суждения.
Задачи воспитательные:
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к природным богатствам.
ХОД УРОКА
Орг. момент.
Мы – умные! Мы – дружные!
Мы – внимательные! Мы – старательные!
Мы отлично учимся! Все у нас получится.
Проверка домашнего задания. Погода и ее прогноз.
- Что такое погода?
- Как называется наука, которая изучает состояние атмосферы и изменения погоды?
- Какие наблюдения ведутся на метеорологических станциях?
Слово синоптикам.
Ученик: Сегодня, 30 ноября в Караганде небольшая облачность, без осадков, ветер слабый, до умеренного, давление воздуха 760 мл рт. столба, влажность 75 %, температура воздуха днем - 10-15° С. Служба 3 -А класса желает вам хорошего настроения в любую погоду.
Ученики:
Народные предсказания погоды:
- Ворона под крыло нос прячет - к холоду.
- Кошка стену дерет - к непогоде, клубком лежит - к морозу.
- Если дым тянется к земле - это к снегу, дым столбом - к морозу.
Учитель: Представьте, что мы раскрутили глобус так быстро, что все цвета его синий, коричневый, зеленый, белый слились в один.
- Как вы думаете, какого цвета будет такой вертящийся глобус? Почему? (синий). Правильно, потому что ¾ поверхности занимает вода.
Отгадайте загадку:
Я и тучка, и туман. Я река и океан.
Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)
Объявление темы урока. Вода в природе.
Практическая работа. Составить диаграмму, показывающую распространение воды и суши.
Учитель: Возьмите круг, разделите его на 4 части, 3 части закрасьте голубым цветом, 1 часть коричневым.
Учитель приглашает всех учеников отправиться в путешествие с капелькой воды.
Сценка
Ученик: Спросил на днях малыш сосед у струйки, льющейся из крана: откуда ты?
Автор: Вода в ответ
Капелька: Издалека, из океана.
Ученик: Потом малыш гулял в лесу, росой искрилась вся поляна. Откуда ты? -
Автор: спросил росу.
Капелька: Поверь, и я из океана.
Ученик: На поле лег туман седой. Малыш спросил и у тумана. Откуда ты? Ты кто
такой?
Капелька: И я, дружок, из океана.
Ученик: Ты, газировка, что шипишь?
Автор: И из бурлящего стакана донесся шепот:
Капелька: «Знай, малыш, и я пришла из океана».
Все (ученик, автор, капелька): Удивительно, не так ли? В супе, в чае, в каждой капле, в звонкой льдинке, и в снежинке, и в дождинке, и в росинке, нам откликнется всегда океанская вода.
Учитель: Почему везде встречается океанская вода, ведь мы не пьем соленую воду?
Практическая работа
Вода - это вещество, выявляем основные свойства воды.
- Два стакана. В одном - вода, в другом - молоко. Сравните их. Какого цвета молоко? А вода? (Вывод: вода бесцветна)
- Посмотрите через молоко на открытку, а затем через воду (Вывод: вода прозрачна).
- Понюхайте воду. Чувствуете ли вы запах? (Вывод: вода не имеет запаха)
- Сделайте из стакана глоток воды. Имеет ли она вкус (Вывод: вода не имеет вкуса)
- Налейте немного воды на картонку. Наклоните ее. Что произошло? (Вывод: вода текуча)
- Положите кристаллики соли в стакан с водой. Что с ней произошло? (Вывод: вода растворитель)
Приложение 1 (после каждого опыта ученики делают вывод, учитель показывает свойство воды на слайде)
Путешествие продолжается.
Послушайте сказку.
Жили-были лиса, да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная. Как называется эта сказка? Какое время года описывается в начале сказки? Почему вы так решили?
Мы построили ледяную избушку. Лед твердый и поэтому человечки получились с крепкими связями. Но после зимы приходит весна. Ярко начинает светить солнце. Избушка в лучах солнца переливается и сверкает как хрустальная. День ото дня она становится все красивее и красивее. Вы улыбаетесь, не согласны? Почему?
Человечкам становится жарко, и они отодвигаются друг от друга, потеряв крепкие связи, они превратятся в человечков жидкости. Так что у нас будет вместо избушки? (маленькое лесное озеро)
Солнце пригревает все сильнее и сильнее. Человечки отодвигаются еще дальше, теряют связь и поднимаются в воздух, превратившись в пар. (Из жидкого состояния превратились в газообразное, и они улетели).
Они испарились, поднялись и образовали облака. Ветер подхватил облако и понес над землей. Оно встречалось с другими облаками и становилось все больше и превратилось в тучу. А на земле люди ждали тучу и дождя.
Явление природы: Круговорот воды в природе
Вывод: Вода бывает в трех состояниях – твердом, жидком, газообразном.
Решение проблемной задачи:
Учитель: Повадился Змей Горыныч деревни разорять, людей к себе в рабство уводить. Однажды схватил он детей и посадил в свою темницу: мол, подрастут к весне, тогда и съем. Но дети были такие смекалистые: подняли шум, гам, что у Горыныча все три головы разболелись. Тогда решил он обхитрить детей и сказал: «Ладно, выпущу вас на волю, если принесете мне чистой ключевой воды, нос одним условием: воду чтобы принесли без посуды!»
Согласились ребята, но как им решить эту проблему?
- Что надо сделать, чтобы проблема была решена?
Класс делится на 2 группы, каждой из которых предлагается идти своим путем решения задачи
1 группа работает над вопросом: Что я знаю о воде?
2 группа: Что делать с посудой?
Приложение 2
Вывод: Воду можно заморозить в посуде и принести Горынычу уже в твердом состоянии без посуды.
Работа по учебнику. Задания по рядам:
1. Прочитайте раздел, в котором описан переход воды из одного состояния в другое.
2. Прочитайте часть текста, где говорится о распространении воды на поверхности земли.
3. Прочитайте раздел, где говорится о влиянии воды на земную поверхность.
Блиц-турнир
- Где быстрее испаряется вода? (в лесу, в поле, в пустыне или в море)
- Куда направляется испарившаяся влага?
- Всегда ли вода жидкая?
- Откуда берутся родники?
- Почему вода в колодцах холодная?
Игра «Вода – не вода»
Учитель называет слово, если названное слово обозначает то, что содержит воду – школьники должны встать, если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба) – поднимают руки, если называется предмет или явление, не имеющее никакой связи с водой (ветер, камень) – учащиеся хлопают в ладоши.
- Цвет, ветер, лужа, облако, камень, водопад, рыба, река, мост, книга, ручей, окно, мел, чай и т.д.
Из книги рекордов Гиннеса
А знаете ли вы, что …
- Самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 году, ее размер равен 9 см.
- Самый сильный дождь шел целых 12 месяцев с 1 августа 1860 по 31 июля 1861 года.
- Самое глубокое озеро - Байкал. Его глубина 1 км 940м.
Загадка:
С горы, сбегая без труда, она гремит как гром.
В морозный день она тверда - руби хоть топором.
Нагрей ее - и к небесам она взлетит тогда,
Теперь ты мне ответишь сам: зовут ее… (Вода)
Обобщение урока.
Итак, сегодня мы с вами совершили путешествие с капелькой воды.
- Что нового узнали на уроке?
- В каких трёх состояниях находится вода в природе?
- При каком условии образуется лёд?
- Отчего лёд может растаять?
- При каком условии вода превращается в пар?
Выставление оценок.
Домашнее задание.
Прочитать дополнительный текст «Подземные воды. Колодец».