Пояснительная записка
Данная программа рассчитана для обучающихся 7-х классов средней общеобразовательной школы и рассчитана на 68 ч. Занятия организуются в целях углубления знаний учащихся в разделе рукоделие в учебном предмете “Технология”. Вязание крючком - один из древнейших видов прикладного искусства. В наши дни стало модным украшать одежду и предметы быта изделиями, связанными коротким крючком и длинным. Данная программа рассматривает практически все виды вязания крючком. Это филейное вязание, ажурное вязание, вязание брюггерского кружева, тамбурное вязание, из которых можно создать различные изделия: салфетки, панно, прихватки, создать узоры для наволочек, манишек, кофточек, платьев, жилетов, пальто.
Задачи:
- Освоение техническими и специальными знаниями при изготовлении изделий крючком;
- Овладение техникой вязания крючком брюггерского кружева, филейного вязания, ажурного вязания,тамбурного вязания, общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектной деятельности, навыкам безопасности труда.
- Развивать познавательный интерес, интеллектуальные, творческие способности.
- Воспитывать трудолюбие, терпение, целеустремленность, предприимчивость.
Данная программа предусматривает изучение приемов вязания брюггерского кружева, ажурного вязания, филейного вязания, тамбурного вязания и применение его в современных условиях. Содержание программы соответствует двум уровням сложности.
Режим проведения занятий – традиционный.
Формы проведения занятий – теоретические, практические, лабораторно- практические, проектная деятельность.
Используемые методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный,
- репродуктивный,
- частично-поисковый,
- метод проекта
Уровни обученности - репродуктивный, новшество, новаторство.
Базовый уровень | |
Знать
|
Уметь
|
Повышенный уровень | |
Знать
|
Уметь
|
Репродуктивный уровень – обучающиеся знакомятся с историей кружева, его изделиями способами их изготовления.
Новшество – на основе полученных знаний обучающиеся овладевают техникой вязания кружев. Самостоятельно подбирают схемы, материалы, инструменты, оборудование.
Новаторство – обучающиеся выполняют изделия различных кружев самостоятельно по образцам, но с консультацией учителя по необходимости. В процессе теоретического обучения учащиеся знакомятся с историей возникновения вязания крючком и его видами; с соответствием толщины нитки и номера крючка, с правилами безопасности работы с крючком, с видами тесьмы, с понятием гипюрного вязания.
В процессе практического обучения учащиеся знакомятся со схемами видов вязания крючком, с самостоятельным составлением схем, с выполнением различных видов вязания крючком, с овладением способами соединения данных кружев в узоры. Данная программа направлена на формирование знаний и развитие умений, определяющих выбор будущей профессии во всех сферах социально - трудовой деятельности, а также ориентирует на выбор профессий в 10 классе – художественно - эстетический и технологический. Содержание курса разработано с учётом знаний, полученных обучающимися в школьном курсе изучения химии, биологии, экологии, изобразительного искусства и включает в себя межпредметные связи по следующим темам:
- Состав и свойства нитей – с биологией, химией.
- Гигиенические аспекты готового изделия – с экологией.
- Цветовой спектр. Зрительные иллюзии – с изобразительным искусством.
Системы практического обучения:
- Предметно - операционная.
- Конструкторско-технологическая.
Конечный результат:
- Освоение приёмов работы при изготовлении разнообразных кружев
- Выполнение - проекта.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | История возникновения вязания. Инструменты и материалы. |
2 | 1 | 1 |
2. | Основные элементы техники вязания крючком | 12 | 3 | 9 |
3. | Вязание от середины. | 2 | 0.5 | 1.5 |
4. | Ажурное вязание. Его применения. | 14 | 3 | 11 |
5. | Обвязывание изделий традиционным кружевом. | 8 | 2 | 6 |
6. | Запуск мини - проекта. Основы проектирования. Кружева из отдельных мотивов. |
14 | 3 | 11 |
7. | Декоративные отделки. | 8 | 2 | 6 |
8. | Ирландское кружево.. | 4 | 0.5 | 3.5 |
9. | Подведение итогов. Оформление проектной папки. | 4 | 2 | 2 |
10. | Проведение выставки. | 2 | 2 | |
ИТОГО | 68 | 17 | 51 |
Содержание программы
1. История вязания – 2 часа
Урок 1. Вязание один из видов декоративно - прикладного искусства и его роль в быту русской семьи. Ассортимент бытовых изделий (на основе простейшего вязания.). Инструменты и материалы. Виды крючков. Подбор крючков в соответствии с выбором ниток. Подготовка ниток к вязанию.Урок 2. Санитарно – гигиенические требования и правила безопасности работы с инструментами. Организация рабочего места. Приемы вязания воздушных петель – «косичка». Петли подьема. Вязание столбиков без накида.
2. Основные элементы вязания крючком - 12 часов
Урок 1 (3) Клубок ниток как образ народного творчества. Использование ниток бывших в употреблении. Приемы вязания и условные обозначения петель в схемах. Понятие схемы рисунка. Чтение схем. Расчет петель и вязание образцов по схемам.
Урок 2 - 4 (4 - 6) Вязание полотна. Вязание рядами. Основные способы вывязывания петель (под переднюю стенку, за ножкой и т.д.) Вязание изделий прямоугольной формы (прихватка, коврик, подставка под горячее и т.д.)
Урок 5 - 6 (7 - 8) Основные мотивы традиционных русских орнаментов вязаных изделий. Правила и приемы выполнения столбиков с одним, двумя, тремя накидами. Схемы вязания различных сеточек. Филейное полотно.
Урок 7 - 8 (9 - 10) Расчет петель и вывязывание более сложных образцов по схемам - квадраты в ажуре (вязание рядами). Способы вязания квадратов в зависимости от назначения изделия.
Урок 9 - 10 (11 - 12) Цветовая гамма. Подбор ниток по цветовой гамме. Вязание пышных столбиков, Введение в работу нитки другого цвета. Техника вязания цветных узоров (цветные фестоны, трехцветный узор, двухцветный узор с пышными столбиками).
3. Вязание от середины 2 часа
Урок 1 - 2 (13-14) Общие понятия композиции. Последовательность и правила зарисовки схем вязания по кругу. Два способа вязания по кругу. Плотное вязание по кругу. Правила начала и окончания вязания. Чтение схем. Соединение рядов при вязании по кругу. Ажурное вязание по кругу. Узоры для вязания от середины - розетка с пышными столбиками, звездочка, шестиугольник, ажурный квадрат, роза. Использование отдельных мотивов для изготовления изделий – прихватка, коврик и т.д.
4. Ажурное вязание - 14 часов
Урок 1 (15) Традиционное русское кружево. Виды кружев. Районы художественных промыслов по плетению кружев на коклюшках (Вологда, Вятка, Елец, Волхов). Кружево в традиционном русском костюме (рубаха, передник.) Подбор ниток и крючков для вязания кружев. Правила и приемы выполнения столбиков в набор.
Урок 2 (16) Роль кружева в оформлении столового и постельного белья в русских семьях. Чтение схем. Вязание узкого кружева.
Урок 3 (17) Работа с журналами по вязанию. Запись узоров и их схем. Традиционные продольные кружева - особенности изготовления .Расчет и набор петель начального ряда. Вязание образцов по схемам.
Урок 4 - 6 (18-20) Практическая работа: изготовление продольных кружев. Работа по схемам.
Урок 7 – 10 (21-24) Использование кружева в изделиях для оформления современного интерьера. Традиционные поперечные кружева - особенности изготовления. Чтение схем продольных кружев. Расчет и набор петель начального ряда. Вязание образцов по схемам.
Урок 11 – 14 (25-28) Практическая работа - изготовление кружевных полос. Работа по схемам.
5. Обвязывание изделий традиционным кружевом - 8 часов
Урок 1 - 2 (29-30) Основные правила обвязывания изделий традиционным кружевом. Особенности обвязывания изделий круглой, квадратной или прямоугольной формы. Способы прибавления петель при выполнении кружева. Узоры для обвязывания изделий кружевом. Отделка платочка кружевом. Выбор и подготовка ткани – способы подготовки края ткани.
Урок 3 - 8 (31-36) Отделка платочка кружевом. Выбор, способа подготовки края ткани для отделки платочка. Практическая работа - выполнение кружева.
6. Кружева из отдельных мотивов - 14 часов
Урок 1 - 2 (37-38) Гипюрные кружева или кружева из отдельных мотивов. Использование отдельных мотивов при изготовлении изделий. Виды изделий. Способы соединения мотивов: 1 - соединение кромок уже готовых мотивов в одно полотно иголкой, полустолбиками без накида или столбиками без накида; 2 – соединение мотивов в процессе вязания последнего ряда. Зависимость способа соединения от рисунка.
Урок 3 – 6 (39-42) Квадратные мотивы. Вывязывание квадрата из угла несколькими способами. Изготовление кружева или самостоятельного изделия из квадратных мотивов используя различные способы соединения.
Урок 7 - 10 (43-46) Круглые мотивы. Изготовление кружева или самостоятельного изделия из круглых мотивов, используя различные способы соединения.
Урок 11 - 14 (47-50) Шестиугольные мотивы. Изготовление кружева или самостоятельного изделия, из шестиугольных мотивов используя различные способы соединения.
7. Декоративные отделки - 8 часов
Урок 1 – 2 (51-52) Использование декоративных отделок на трикотажных и сшитых из ткани изделиях. Разнообразие отделок - окантовочные кружева, объемные цепочки, шнуры, оборки. Накладные отделки – схемы, особенности технологии выполнения и соединения с изделием. Виды накладных отделок. Выполнение накладной отделки - мелкий зигзаг.
Урок 3 – 8 (53-58) Накладные отделки. Работа со схемами, техника изготовления. Выполнение накладной отделки - фестончики с ажуром, цветочная гирлянда, спиралька, оборочка. Выполнение отделки окантовками - узелки по краю или пико, закрутка – «рачий (обратный) шаг, обвязка витыми цветными цепочками.
8. Ирландское кружево - 4 часа
Урок 1 - 2 (59-60) Из истории кружева. Суть работы в ирландской технике. Работа с журналами мод. Кружева в одежде на картинах великих художников. Вязание образцов - сеточка: «пико», «чешуйки», «гипюр».
Урок 3 - 4 (61-62) Выполнение мотивов для ирландских кружев: кружочек, клевер, листик, стебель с кружочком, цветочек, розетка, ромашка.
9. Подведение итогов - 4 часа
Урок 1 – 4 (63-66) Окончательная отделка образцов и изделий. Оформление проектной папки.
10. Проведение выставки
Урок 1 – 2 (67-68) Организация и проведение выставки работ учащихся.
ЛИТЕРАТУРА.
- Фарафошина Н.В. “Художественное вязание” “Алфавит” 1993.
- Еременко Т.И. “Рукоделие” Москва Легпромбытиздат 1989.
- Кришталёва В.С. “Вязание узоров крючком” Москва Легпромбытиздат 1989.
- Терешкович Т.А. “Школа вязания” Минск “Полымя” 1995.
- Терешкович Т.А. ООО «Хэлтон» Минск 2000.
- “Модели сезона” №3,4 1992.
- “Журнал мод” 2000г. - 2008г.
- Ракова С.А. «Академия развития» Ярославль 2002.
Учебно-материальная база курса:
- Инструкция по технике безопасности при работе с ручными инструментами.
- Инструменты и приспособления – крючки №3 – 5, иглы ручные, ножницы, булавки английские, наперстки.
- Нити мулине в пасме, ирис, хлопчатобумажные и шерстяные нити, нитки швейные № 40.
- Ткани х/б, льняные.
- Дидактический материал по вязанию крючком.
Перечень примерных мини – проектов:
- Детский шарфик.
- Воротник.
- Детский плед.
- Салфетка
- Панно.
- Наволочка для диванной подушки.
- Прихватки.