Урок алгебры. 7-й класс. "Квадрат суммы. Квадрат разности"

Разделы: Математика

Класс: 7


Знание только тогда знание,
когда оно приобретается усилиями
своей мысли, а не памятью.
Л.Н.Толстой

Цели:

  • воспитание усидчивости, умение взаимодействовать в группе, самостоятельно добывать знания;
  • развитие навыков исследовательской работы, учить анализировать, выделять главное, строить аналогии;
  • познакомить учащихся с формулами сокращённого умножения (а + b)2; (а - b)2 и показать, как применять данные формулы к преобразованию выражений, построить алгоритм нахождения квадрата суммы и разности двучлена.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

Домашнее задание: §22, № 371(2;4); 373(4).

II. Устная работа. Задания записаны на доске.

1) Найти квадраты выражений m, -6, 3а, 7х2у2. ( m2, 36, 9а2, 49х4у4.)

2) Найти произведение 5а и 6с. Чему равно удвоенное произведение этих выражений? (30ас, 60ас)

3) Прочитать выражения:

а) х + у; в) (m + 2)2; д) (а - b)2;

б) к2 + с2; г) d – p; е) с2 – d2.

4) Перемножить данные многочлены: (3 - а)(4 + а). (12 + 3а - 4а + а2 = 12 - а + а2 )

Учитель: Сегодня на уроке вам предстоит побывать “исследователями” и открыть две формулы: (а + b)2 и (а - b)2. Я, надеюсь, вы проявите максимум усилий для достижения этой цели, тем более что всё необходимое у нас с вами есть: это умение трудиться и не сдаваться перед трудностями.

III. Изучение нового материала.

На доске записаны примеры в три столбца, средний из них закрыт.

I

II

III

1) (m + n) (m + n) =

(m + n)2

= m2 + 2mn + n2
2) (c + d) (c + d)=

(c + d)2

= c2 + 2cd + d2
3) (х + у) ( х + у)=

(х + у)2

= x2 + 2xy + y2
4) (p + q) (p + q)=

(p + q)2

= p2 + 2pq + q2
5) I группа

(7 + а) (7 + а)=

I I группа

(b + 4) (b + 4)=

(7 + а)2

 

(b + 4)2

= 49 + 14a + a2

 

= b2 + 8b + 16

Учащиеся объединяются в две группы и получают задание:

Найти произведение многочленов, записанных в I столбце.

Вопросы к учащимся:

1) Есть ли что-то общее в условиях и ответах?

2) Можно ли выражение в I столбце записать короче? (Открыть II столбец)

Учитель: Вы уже начали исследование темы урока, т.к. находили произведение двух одинаковых двучленов, т.е. возводили в квадрат сумму двух выражений.

Давайте проанализируем III столбец:

1) Что явилось результатом умножения? (Трёхчлен)

2) 1-й член – квадрат первого слагаемого;

2-й член – удвоенное произведение первого и второго слагаемых;

3-й член – квадрат второго слагаемого.

Учитель: Давайте запишем общую формулу (а + b)2 = а2 + 2аb + b2.

Учитель: изменится ли результат, если возвести в квадрат не (а + b), а (а - b)? (В столбцах I и II заменить в выражениях “+” на “ - ”)

Учащиеся проверяют результат и получают, что “-” стоит только перед удвоенным произведением.

Решить у доски: (5х + 4)2 и (9а - 2 b)2.

IV. Закрепление нового материала. (Индивидуальная работа, помощь учителя при необходимости)

1. Каждому учащемуся даётся карточка в виде таблицы. Выбрать правильный ответ из предложенных А, Б, В (учащиеся сидят по одному).

Задание

Ответ

А

Б

В

1. (с + 11)2

2. (7у + 6)2

3. (9 – 8у)2

4. (2х – 3у)2

с2 + 11с + 121

49у2 + 42у + 36

81 – 144у + 64у2

2 – 12ху + 9у2

с2 – 22с + 121

49у2 + 84у + 36

81 – 72у + 64у2

2 + 12ху + 9у2

с2 + 22с + 121

49у2 - 84у + 36

81 + 144у + 64у2

2 - 6ху + 9у2

Результаты работы проверить по записи, сделанной на обратной стороне доски: 1 – В; 2 – Б; 3 – А; 4 – А.

Учитель: Можно ли составить алгоритм возведения в квадрат суммы и разности двух чисел?

Ученик: Да, чтобы найти квадрат суммы двух чисел, надо:

1 – найти квадрат первого числа;

2 – прибавить удвоенное произведение первого числа на второе;

3 – прибавить квадрат второго числа.

Ученик: Чтобы найти квадрат разности двух чисел, надо:

1 – найти квадрат первого числа;

2 – вычесть удвоенное произведение первого числа на второе;

3 – прибавить квадрат второго числа.

2. Прочитать формулировки правил возведения в квадрат суммы и разности двух чисел по учебнику, стр. 90, 91.

По желанию учащихся - сформулировать, кто готов прочитать правила наизусть.

Учитель: Формулы квадрата суммы и квадрата разности также называют формулами сокращённого умножения.

3. Игра “Кубик-экзаменатор”.

Учащиеся выходят к доске, выбрасывают кубик, решают пример, выпавший на грани.

Развёртка “Кубика-экзаменатора”

Все решения записать на доске.

V. Итог урока.

Учитель: теперь обратите внимание на слова, записанные на плакате. Думаю, вы согласны с утверждением Л.Н.Толстого. Мы на уроке сегодня доказали правильность этих слов.

  • Сформулировать правила возведения в квадрат суммы и разности двух выражений, двух чисел.
  • Является ли данное правило одновременно и алгоритмом?
  • Выставить оценки, поблагодарить учащихся за работу на уроке.