Воспитание у подростков терпимого отношения к себе и к окружающим независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности является актуальной проблемой на современном этапе образования. Подростковый возраст - важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток - уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит оттого, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира.
Основные принципы обучения и воспитания подрастающих поколений в духе терпимости:
- воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразие их культур и историй;
- обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов;
- воспитание уважения к другим, солидарности и сопричастности, базирующихся на осознании и принятии собственной самобытности и способности признания множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах.
Понимание толерантности не однозначно в разных культурах; оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность - «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском - уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов. В китайском языке быть толерантным значит позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других. В арабском толерантность - «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение расположенность к другим». В персидском языке - «терпение, выносливость, готовность к примирению».
В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используется в медицине и в гуманитарных науках и означает отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обыденной речи, означает способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.
В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Поэтому и в нашей стране следует формировать понимание толерантности, стремиться к тому, чтобы оно стало привычным в обыденном языке. Это произойдет тогда, когда понятие «толерантность» прочно войдет в лексикон школьного учителя.
В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ отдоминирования и насилия; признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ отсведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов.
В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям n ценностям других людей. Одна из главных задач в работе по теме «Толерантность» - сделать это понятие близким и ясным для каждого ребенка. Она решается через ознакомление подростков не только с известными формулировками, но и со многими нюансами этого достаточно сложного термина. Для этого на занятиях в форме тренинга, кроме специальной лекции, которую читает ведущий, используется групповой «мозговой штурм» по выработке определений толерантности в группе, формулированию общего, итогового определения. Это определение сравнивается с уже существующими. Кроме того, в ходе работы происходит освоение социальных критериев и показателей толерантности.
Толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания - важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека. В психологии искреннее сопереживание эмоциональному состоянию другого, способность разделить его ощущения и настроение обозначается термином «эмпатия». Развитие эмпатических свойств личности напрямую связано с умением поставить себя на место другого. На занятиях с подростками этой проблеме необходимо уделять особое внимание.
Прежде всего, ученики знакомятся с критериями толерантности:
- равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой социальной группе);
- взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и др.);
- равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;
- сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
- охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего числа людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;
- возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в обществе;
- свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;
- сотрудничество и солидарность в решении общих экологических, социальных, экономических проблем;
- позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.
Занятия с обучающимися, воспитанниками проводятся в форме тренинга продолжительностью 40-50 мин. Каждое занятие состоит из трех частей:
Энергизаторы: упражнения, способствующие активизации участников, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности.
Основное содержание занятия:включает в себя мини-лекции, игры «Мозговой штурм» и задания, помогающие понять и усвоить главную тему занятия.
Рефлексия.В конце каждого занятия следует оставлять время, чтобы участники могли поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своем настроении. Кроме того, на любом занятии можно задавать вопросы, концентрирующие внимание участников на их состоянии, например:
- Что вы сейчас чувствуете?
- Какими мыслями вы хотели бы поделиться?
- Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнения?
- Что показалось вам наиболее интересным, неожиданным?
Ниже приведем пример занятия.
Тема: «Толерантность: что это?»
Цели:
- ознакомить подростков с понятием «толерантность»;
- стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности;
Энергизатор: Участники группы хаотично передвигаются по комнате и приветствуют друг друга разными способами, но не вербально.
Вводная часть:озвучивается тема, принимаются правила работы в группе:
- конфиденциальность;
- принцип добровольного участия в группе; . доброжелательная, открытая атмосфера.
Энергизатор «Чем мы похожи?» - члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой (цвет волос, одинаковый рост, одинаковые черты характера).
Он выходит в круг и приглашает выйти ещё кого-нибудь из участников по тому же принципу. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы окажутся в кругу.
Основная часть занятия «Мозговой штурм».
Цели:
- дать возможность участникам сформулировать понятие толерантности;
- показать многоаспектность понятия «толерантность».
На большом листе ватмана крупно написаны: слева - «Толерантность», справа - «Нетерпимость». Каждый участник дает свое определение толерантности, затем нетерпимости. Ведущий записывает определение участников в два столбика. Определение должно быть кратким и емким. После того, как участники представили свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения «лицом» к аудитории. Участники имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать свое отношение к ним.
Обсуждение:Ведущий задает следующие вопросы:
- Что отличает определение?
- Есть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений?
- Какое определение наиболее удачно?
- Можно ли дать одно определение понятию «толерантность»?
В процессе обсуждения следует обратить внимание на следующие моменты:
- понятие «толерантность» имеет множество сторон;
- каждое из определений выявило какую-то грань толерантности.
Энергизатор «Комплимент». Ведущий предлагает участникам придумать комплименты друг другу. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент, и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.
Рефлексия занятия:
- Некоторые из вас впервые познакомились с понятием «толерантность». Какое из определений толерантности вызвало у вас наибольший отклик?
- Представьте себе, что перед вами стоят «золотой ларец» и «мусорное ведро». Какие впечатления, чувства, полученные на сегодняшнем занятии, вы бы положили в «золотой ларец», а какие - выбросили бы в «мусорное ведро»?