Урок информатики во 2-м классе "Введение в понятие "симметрия". Игра-путешествие в страну Зазеркалье"

Разделы: Информатика, Начальная школа


Цель: подготовить учащихся к введению понятия “симметрия”

Задачи:

образовательные: ввести понятие “зеркальное отображение”, учить строить зеркальное отображение простых геометрических фигур, слов и некоторых (симметричных) букв,

развивающие: развивать внимание и логическое мышление, формировать умение закрашивать замкнутую область,

воспитательные: воспитывать в детях наблюдательность, развивать фантазию.

Оборудование и материалы: интерактивная доска, компьютеры, медиапроектор, комплект пед.программ “Страна Фантазия”, программа “Орнаменты”, электронный учебник “Информатика 3-4”, прямоугольные зеркала

План урока.

1.Организационный момент.

2. Введение в тему.

3. Разминка.

4.Объяснение нового материала, обучение практическим навыкам работы.

5.Промежуточный контроль усвоения понятия "зеркальное отображение". Самостоятельная работа.

6.Работа на компьютере.

7.Подведение итогов работы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

Сегодня мы совершим путешествие в страну Зазеркалье. Это страна, в которой есть всё то, что нас окружает. Там есть и люди- это мы с вами. Стоит посмотреть в зеркало, и вы увидите эту страну, как девочка Оля из сказки "Королевство кривых зеркал". Вы тоже, глядя на того себя, который находится в Зазеркалье, обнаружите, что ваша правая рука там-левая, а левая-это правая. А имя Оля в Зазеркалье превращается в …( Яло). (показ слайда 1

Приложение 1

Но нам с вами сегодня на уроке предстоит сделать открытие. Мы узнаем, что в Зазеркалье не всё становится "наоборот" : оказывается, есть такие фигуры, такие буквы и слова, которые не изменяют свой облик в Зазеркалье. Все открытия мы с вами сделаем во время нашего путешествия. Мы переплывём на кораблях море Кривых Зеркал, причалив по пути к острову Прямоугольных Зеркал.

Разминка.

Перед дальней дорогой, перед решением задач нам нужна разминка.

В тихой заводи пруда
Отражались два бобра,
три енота, пять ежей.
Сколько было всех зверей?(10)

Я в зеркале увидел отраженье:
Три ёжика жевали печенье,
Две мартышки бросали банан.
Четыре зайки били в барабан.
Подскажите скорей,
Сколько было всех зверей?(9)

У крылечка протекала речка
Отражались в речке той:
Дед с седою бородой,
Внук-мальчишка озорной,
Бабушка с лукошком,
Пёс и рыженькая кошка.
Сколько в водичке
Отражалось птичек? (0)

Языка нет, а правду скажет. (Зеркало)

4. Объяснение нового материала.

1.Закончили разминку - и в путь. Садимся в корабли и отплываем к острову Прямоугольных Зеркал. Но путь до остова не прост. Здесь, в море, действуют чары кривых зеркал и, если их не развеять, то все погибнут. Давайте снимем эти чары. Способ один - найти правильное отражение для каждого корабля.

( на интерактивной доске корабли и их отражения на воде, расположенные в произвольном порядке)

Приложение 2

( ученики исправляют отражение кораблей, переставляя их).

Вот такое отражение принято называть зеркальным отображением.

На острове Прямоугольных Зеркал нам предстоит внимательно изучить зеркальные отображения геометрических фигур, линий, букв, слов. Это очень важно, поскольку далее предстоит зарисовать всё то, что вы увидите в зеркале. Итак, смотрим.

Работа в учебнике-тетради с зеркалом.

2. Приставляя зеркало к длинным линиям, рассмотрите получающиеся изображения.

С.30 задание 2

Приложение 3

Все ли буквы изменяют свой облик в Зазеркалье? На следующих уроках мы узнаем почему так происходит.

5. Промежуточный контроль усвоения понятия “зеркальное отображение”.

Самостоятельная работа.

Поплыли дальше, уже скоро-скоро страна Зазеркалье. Осталось только преодолеть последнее препятствие – нарисовать зеркальное отображение для каждой линии, буквы, и части слова, представленных в задании 3. Можно взять в помощь зеркало.

С.31 задание 3 (оценивание)

Приложение 4

Физминутка

Вот мы и у цели. Всю дорогу мы сидели в наших кораблях, а теперь пора и поразмяться. В стране Зазеркалье и физминутки особые.

Быть зеркальным отражением,
Повторяй мои движения-
Раз, два, три-
И снова повтори!
(под музыку я показываю движения-дети отображают их).

6. Работа на компьютере.

(Программа “Орнаменты”)

В Зазеркалье тоже есть компьютеры. И за компьютер вас с удовольствием пригласят поработать. Но компьютеры там не заработают до тех пор, пока вы не скажете основные правила, которые надо соблюдать в компьютерном классе.

  • не включай компьютер без разрешения учителя,
  • не вноси в класс посторонние предметы,
  • не передвигайся по классу во время урока,
  • не дотрагивайся до экрана руками,
  • не включай неисправный компьютер,
  • не трогай провода и розетки,
  • не входи в класс в мокрой одежде и с грязными руками,
  • сиди на расстоянии 50-70 см от экрана компьютера.

В стране Зазеркалье в каждом задании присутствует зеркальное отображение. Если вы внимательно посмотрите на экраны мониторов, то увидите, что нижний рисунок-это зеркальное отображение верхнего рисунка относительно чёрной линии, только он не раскрашен. Раскрасить его предстоит вам. При раскрашивании орнамента помните, что краской можно залить только замкнутую область.

Работа в парах. (10 минут)

7. Подведение итогов.

Ежедневно каждый из нас по несколько раз видит своё отражение в зеркале. Это настолько обычно, что мы не удивляемся, не задаём вопросов, не делаем открытий.

Опыты с зеркалами позволили нам прикоснуться к удивительному математическому явлению, с которым мы ближе познакомимся на следующих уроках. А теперь пора возвращаться, наше путешествие подошло к концу. Попрощаемся с девочкой по имени Яло.

-Что заинтересовало вас в стране Зазеркалье?

Всё ли в Зазеркалье становится наоборот? (нет)

Домашнее задание с.32. Найди подходящую правую часть для робота и раскрась её.

Рефлексия.

Посмотрите на своё отражение в зеркале. Кого вы там видите? Весёлого, радостного человека, которому понравилось наше путешествие? А может озадаченного, которому что-то не понравилось?

Спасибо за урок!