Цели:
- Обобщение и систематизация знаний о классах неорганических соединений; ознакомление с понятиями “генетическая связь” и “генетические ряды”.
- Развитие умения классифицировать соединения и умения устанавливать связи между соединениями.
- Воспитание интереса к предмету через использование элементов сказки.
Виды работ учащихся:
- Анализ учебной сказки и химического эксперимента в форме диалога.
- Самостоятельная работа.
Оборудование: таблицы “Классификация неорганических соединений”, “Взаимосвязь неорганических соединений”, химические реактивы и оборудование (сера, кальций, фенолфталеин, лакмусовая бумага, лабораторная посуда), универсально-дидактические карточки.
Этапы урока.
- Организационный момент.
Объявление темы урока, цели, девиза. Слова А.С. Пушкина: “Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой”. “Евгений Онегин”.
- Актуализация знаний. Самостоятельная работа по УДК, вопросы 1, 2, 3.
Учебно-дидактическая карточка “Неорганические соединения”
Варианты | ||||
I | II | III | IV | |
1 | CO2 | K2O | H2CO3 | Na2O |
2 | Ca3(PO4)2 | H2O | BaCl2 | H2O |
3 | Ca(OH)2 | KOH | Ba(OH)2 | NaOH |
4 | CaO | SO3 | BaO | CO2 |
5 | H2O | K2SO4 | H2O | NaNO3 |
6 | H2SO4 | K | SO2 | Na |
7 | Ca | H2SO4 | Ba | HNO3 |
Вопросы:
- Распределите по классам неорганических соединений вещества вашего варианта и назовите их.
- Составьте уравнение химической реакции между кислотой и основанием Вашего варианта.
- Составьте пары веществ, способных реагировать друг с другом.
- Составьте генетические ряды соединений Вашего варианта и составьте уравнения соответствующих реакций.
- Составьте генетический ряд любого неметалла. Покажите взаимосвязь генетических рядов неметалла и металла.
- Изучение нового материала.
- Постановка учебной задачи с помощью сказки.
Сказка “Волшебные превращения”.
На замечательной планете Химия было два царства – государства: царство Металлов и царство Неметаллов. В царстве Металлов родился принц Кальций. От рождения он был смел, активен и вспыльчив. А в царстве Неметаллов появилась на свет Сера, хрупкая и нежная, как настоящая принцесса. Принц и Принцесса знали, что им суждено встретиться однажды. Но прежде им нужно было познакомиться с великим волшебником Кислородом. Когда это произошло, Сера засветилась голубым пламенем, а Кальций активно засиял белым огнем. Они стали взрослее и почувствовали еще большую необходимость встречи друг с другом. Когда час свидания настал, разразился гром и пошел дождь. Волшебница Вода поглотила их немедленно. Только любовь их продолжала жить. Именно поэтому чувства принца окрашивали фенолфталеин в ярко-малиновый цвет, а лакмусовая бумага краснела от любви принцессы. Ничто не могло помешать влюбленным. Их чувства слились в единое целое. Фенолфталеин обесцветился, а в водном растворе родилась Соль. Ярко засияло солнце. И теперь каждый знает, почему соль и солнце – однокоренные слова. Солнце дарит свет и тепло, а соли лечат, строят и даже кормят. Великая слава вечной любви!
- Демонстрация превращений, описанных в сказке.
- Решение учебной задачи. Учащиеся составляют схемы генетических рядов металла и неметалла, устанавливают взаимосвязь генетических рядов под руководством учителя в ходе беседы.
- Сравните ряд металла и ряд неметалла.
- Что общего и что различного в этих рядах?
- Что можно назвать генетической связью?
- Что показывают генетические ряды?
- Какие вещества из разных генетических рядов могут взаимодействовать друг с другом?
- Как вы могли бы составить генетические ряды, в которых оксиды не растворяются в воде?
- Составление генетических рядов меди и кремния.
- С какими соединениями могут реагировать основные и кислотные оксиды? (с кислотами и со щелочами)
- Подумайте, как из солей можно получить гидроксид меди (II) и кремниевую кислоту?
- Выделение главного. Вывод.
Вещества генетических рядов металла и неметалла противоположны по свойствам, противоположность проявляется в их взаимодействии друг с другом.
- Закрепление новых знаний.
Самостоятельная работа по УДК.
Вопросы 4, 5.
- Итоги урока.
- Объясните, чем определяется название темы урока.
- Как Вы думаете, зачем выбран данный девиз к уроку?
Домашнее задание.