Цели:
- Работать по теме.
- Познакомить с правилами переноса слов.
- Развивать речь, внимание, логическое мышление, навык грамотного письма.
- Воспитывать старание, прилежание и аккуратность.
Оборудование. Табличка с буквой Н, таблички со словарными словами, 8 таблиц с набором слов для работы по теме, плакат с правилом, картинки с животными, рыбами, одеждой, сказочными героями, пластинки с песнями Шаинского для детей и Чайковского “ Времена года “ октябрь.
Литература:
- А. Ундзенкова “Русский язык с увлечением”.
- И. Садовникова “Нарушения письменной речи и их преодоление у молодых школьников.
- Рамзаева “Русский язык 2 кл.”
1. Орг. Момент.
Приветствие.
2. Подготовка руки к письму.
а) “ Грибы.” А теперь пальчики пошли за грибами.
Этот пальчик в лес пошёл.
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал.
Ну а этот всё поел, оттого и потолстел.
б) Погладим ручки, как котёночка. Вот такие хорошие ручки. А теперь посмотрим, как эти хорошенькие ручки умеют трудиться.
3. Минутка чистописания.
а) н н н нн нн нн
б) ни, на, но, ну, ны
в) Составьте предложение. Птицы, осенью на юг,
улетают.
г) Взошло солнце, потому что стало тепло. Стало
тепло потому что взошло солнце.
- Какое предложение по смыслу верно ? Спишите второе предложение, подчеркните одной чертой слово с буквой Н.
(И у нас на уроке взошло солнце, чтобы всем стало тепло и уютно (картинка солнце)).
4. Запишите число, классная работа.
5. Словарь.
а) Устно повторим с вами изученные словарные слова, которые вы уже умеете писать правильно.
Поиграем в “угадай букву”
((таблички) р..бота, п..нал, яг..да, с..р..ка, п..суда, М..сква (столица нашей Родины России)).
Из этих слов напишите любых 2 слова-какие слова написали?
б) А сейчас мы познакомимся с новым словарным словом.
Кукарекающая домашняя птица с красным гребнем на голове (петух).
Слово произошло от глагола петь. Петух буквально поющий.
Прочитайте слово, поставьте ударение, какая безударная гласная? (е)
Запишите слово петух.
6. Подготовка к изучению нового материала.
Доскажи словечко.
а)
На дорожку вышел гном
Ищет гном свой………..
Сколько слогов в слове дом? а гном? А гласных сколько в этих словах?
Придумайте ещё слова в которых 1 слог. Сколько в таких словах гласных? Запишите 2 любых слова. Какие слова записали?
б) Серый волк в густом лесу встретил рыжую …….
Запишите 2 слова , в которых 2 слога. Какие слова записали?
(1 ученик у доски, все в тетрадях).
в) Не хотел котёнок мыться – убежал он из…………
Запишите 1 слово.
г) Есть слова, в которых много слогов, больше 3-х. Например (табличка) перемена, библиотека. Сколько гласных? Сколько слогов? Запишите слово библиотека. Сделайте вывод о количестве слогов в слове и количестве гласных букв.
Табличка. Сколько в слове гласных , столько и слогов.
д) Проверим себя. Таблички со словами.
В каком слове 3 слога? В каком слове 1 слог?
е) Давайте поиграем в слова перевёртыши. Насос- сколько слогов? Какой первый? Какой второй? Сделайте первый слог вторым. Что получилось? Запишите сосна. Камыш-мышка, навес-весна.
7. Сообщение темы и цели.
- Сегодня на уроке мы будем изучать тему, которая связана с делением слова на слоги.
Перенос слов. Запишите название темы в тетрадь.
8. Физминутка.
а) Зарядка под музыку.
б) Упражнение для глаз (внимание).
9. Работа над новым материалом.
а) Объяснение. Когда вы пишите, строчка заканчивается, а слово не поместилось, что же делать?
(Дописать слово на следующую строку).
Но это надо сделать правильно.
Существуют определённые правила переноса слов.
б) Работа над правилом.
Прочитайте самостоятельно правило на с. 56.
- Как нельзя переносить слова?
- Как вы думаете, а какие слова нельзя переносить?
в) с. 56 № 109 разбор, запись.
10. Закрепление.
а) Незнайка вот так поставил знак переноса в словах. Проверим его работу.
Ст-ол, ру-ки, ма-лина, пена-л,у-рок, ст-риж.
б) Поиграем в “Рыбалку”, щука, лещ, окунь, карась, сазан. Надо поймать рыбку, название которой нельзя переносить.
А названия остальных рыбок спишите с чёрточкой для переноса.
в) Творческая работа учащихся. (Вешаю картинки с изображением осени).
- Какое время года изображено на картинках.
- Давайте рассмотрим картины осени под музыку П.И.Чайковского. Композитор Пётр Ильич Чайковский очень любил природу и много написал музыки о природе .Очень известный у Чайковского альбом “Времена года”. Там не просто музыка о каждом времени года, а о каждом месяце. Я вам поставлю послушать из альбома “Времена года” Осеннюю песенку, месяц октябрь.
Читали стихотворение А.С. Пушкина “Унылая пора”. Об осени писали стихи поэты, сочиняли музыку композиторы, создавали картины художники, делали замечательные фотоснимки фотографы.
Давайте и мы с вами придумаем предложения об осени.
Наступила (пришла) золотая осень.
Второе предложение коллективно. Третье самостоятельно. Проверка.
Дети, кому при записи пришлось перенести слово, как выполнили перенос?
г) Просматриваю тетради.
Называю лучшие. Выставляю оценки.
11. Итог урока.
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Как надо переносить слова?
12. Домашнее задание.
Страница 56 №110, правило.