Цели:
- Привить любовь к русскому языку;
- Воспитать у учащихся бережное отношение к русскому слову,
- Развить интерес к глубокому изучению русского языка как на уроках, так и во внеклассное время.
Оборудование: мультимедиапроектор, высказывания и портреты великих людей.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник.
Блещут зеркальностью русского слова –
Выучи русский язык!
Сабир Абдулла, узбекский поэт.
Ход мероприятия
Ведущий. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Наше мероприятие “Люби, цени и знай русский язык!” мы решили посвятить великому, могучему, правдивому и свободному русскому языку. Эпиграфом к мероприятию я взяла слова узбекского поэта Сабиры Абдуллы (чтение эпиграфа).
Русский язык! Сколько чудесного и таинственного прячется за этими словами! Язык, на котором мы говорим, очень богат, он один из самых сильных и самых богатых из живых языков. Русский язык изучают во многих странах мира, поскольку он очень красив и мелодичен.
О роли русского языка хорошо сказала Анна Андреевна Ахматова:
...Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
Мир полон чудес. Разве не чудо, что мы можем разговаривать с людьми, находящимися в другом городе, да при этом еще и не видеть их? Или наблюдать с Земли за тем, что происходит в космическом корабле? Или смотреть спортивные игры, происходящие в другом полушарии? Да только ли это? Но среди различных чудес мы как-то не обращаем внимания на одно из самых удивительных – на наш русский язык.
Константин Георгиевич Паустовский писал: “Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет”.
Прекрасные мастера русского языка М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, М. Горький, К. Паустовский, А. И. Куприн и другие высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа. Мы должны всегда помнить их высказывания про свой родной русский язык, потому что они прекрасны. Давайте послушаем эти высказывания о русском языке.
1 чтец. Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов был, по выражению Виссариона Григорьевича Белинского, “первым русским университетом”. Он писал стихи, создал теорию “трех штилей”. Русский язык М. В. Ломоносов оценивал так: “Повелитель многих языков язык Российский не токмо обширностью мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе…” В русском языке он находил “великолепие испанского, живопись французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изобретениях краткость греческого и латинского языка”.
2 чтец. Достоинствами русского языка восхищался А. С. Пушкин. “…Как материал словесности,- писал он,- язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими”. А еще он сказал, что русский язык “гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, “переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам”, звучный и выразительный”.
Ведущий. В своем прекрасном стихотворении в прозе “Русский язык” Иван Сергеевич Тургенев называет русский язык “великим, могучим, правдивым и свободным”.
3 чтец. (читает наизусть стихотворение в прозе “Русский язык”).
Ведущий. В письмах к молодым писателям И. С. Тургенев завещает бережно относиться к русскому языку:
4 чтец. “Ещё один последний совет молодым литераторам и одна, последняя просьба.
А просьба моя состоит в следующем: берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..”
5 чтец. Великий писатель Максим Горький считал язык тонким инструментом, хорошее знание которого немыслимо без уважения к языку: “Язык – это инструмент, надо учиться языку, надо расширять свой лексикон, учиться облекать свои впечатления в более совершенную, яркую, простую форму… Мы должны добиваться от слова наибольшей активности, наибольшей силы внушения,- мы добьемся этого только тогда, когда воспитаем уважение к языку”.
Ведущий. Весьма поучительны высказывания о языке выдающегося русского педагога К. Д. Ушинского.
6 чтец. “Язык народа, - писал К. Д. Ушинский,- лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни… В языке одухотворяется весь народ и вся его родина…
Вот почему лучшее и даже единственно верное средство проникнуть в характер народа – усвоить его язык”.
5 чтец. В начале 30-х годов замечательный русский писатель Алексей Николаевич Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: “ Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), - русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара”.
В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.
6 чтец. Русский язык изучают не только в нашей стране, но и на всех континентах земного шара. Сегодня на русском языке говорят более 250 тысяч человек, а для 160 миллионов он стал родным языком. Труды великих русских ученых – Менделеева, Сеченова, Мечникова, Павлова, произведения русских писателей – Пушкина, Гоголя, Тургенева, Достоевского и многих других – известны во всем мире, их широко используют в научных работах, читают, переводят.
Ведуший. Да, действительно русский язык не из легких. Не случайно некоторые ребята в классе не хотят дружить с правилами. Например, Лежебокин. Послушаем инсценировку стихотворения Г. Граубина “Ленительный падеж”, и вы убедитесь в этом сами.
Ленительный падеж.
- Спросил я Лежебокина:
- А ну-ка расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил я рассерженно:
-В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить я не хочу.
Такой падеж, как Дательный
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости,
Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Губительный,
Ленительный,
И, наконец, простительный.
Ведущий. Русская поэтесса Екатерина Шевелева в одном из своих стихотворений рассказывает о том, с каким глубоким интересом за рубежом нашей Родины – в Англии простые люди изучали русский язык. Давайте послушаем это стихотворение.
6 чтец.
И однажды пушкинские строки
На моем, на русском языке
Прочитал в Гайд-парке хмурый докер,
Силу потерявший на войне.
Строки шли, как волны, выше, круче.
Слушал парк, дыханье затая,
И сиянье пушкинских созвучий
В городе чужом узнала я.
Не кокетство музыки капризной,
Не эстетов стихотворный крик –
Это был язык моей Отчизны,
Точный, самый правильный язык.
Наш язык прекрасный, вечно юный,
Тот, который мир услышать рад,
На котором с мировой трибуны
Россияне правду говорят.
Ведущий. Действительно, как красив русский язык! Какой богатый и поэтичный этот язык! С ним можно творить чудеса. И я хочу, чтобы вы любили, бережно относились к русскому языку, хорошо знали и ценили его. Я считаю, что знание русского языка является чрезвычайно важным фактором в развитии человека. Но чтобы овладеть им в совершенстве, что нужно знать?
Все. Правила!
Ведущий. Правильно! Давайте проверим, как вы дружите с ними. Начинаем 2 часть нашего мероприятия.
Музыкальная пауза.
Сегодня мы отправляемся с вами в
познавательное путешествие во дворец Знаний.
Участвуют в игре две команды, которые покажут не
только свои знания по русскому языку, но и
представят свой ум, смекалку, сообразительность,
мышление и внимание. Помочь провести игру мы
пригласили компетентное жюри, которое будет
судить честно и справедливо.
Ведуший. Итак, в путь, друзья!
(Конкурсы, задания между командами)