Цели занятия:
- обобщить, систематизировать, расширить и закрепить знания учащихся по темам: “Координаты середины отрезка”, “Расстояние между двумя точками”, “Уравнение окружности”, “Уравнение прямой”;
- ознакомить учащихся с историческим материалом;
- прививать навыки самостоятельного решения задач по данным темам;
- пробудить математическую любознательность и инициативу,
- развивать устойчивый интерес к математике;
Оборудование:
- Математическая газета “Рене Декарт”;
- Таблицы: координаты середины отрезка, расстояние между двумя точками, уравнение окружности, уравнение прямой;
- Миллиметровая бумага;
- Карточки-задания на все туры игры;
- Сводные таблицы с ответами к заданиям каждого тура игры;
- Листок учёта знаний;
- Мультимедийная установка, экран;
В игре принимают участие четыре команды.
Ход игры
1 тур Историческая справка (сообщения о Рене Декарте, о системе координат) – домашнее задание по группам;
2 тур Теоретический – конкурс капитанов;
1) Капитаны команд - №1 – презентация по вопросам;
- Координаты середины отрезка;
- Расстояние между двумя точками;
- Уравнение окружности;
- Уравнение прямой;
(подведение итогов – оценка за домашнее задание):
2) В это время остальные члены команд – №2-№6 – участвуют в конкурсе “художников”.
Команда получила заготовленную систему координат и листок с заданиями. На каждого члена команды свой объём работы:
В итоге каждая команда должна получить рисунок в системе координат – портрет инопланетянина. (За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов).
3 тур:
Точки А, В, С являются вершинами параллелограмма АВСD. Найдите его четвертую вершину D. (Каждый член команды получает карточку, соответствующую его номеру);
Команда получает 2 балла за правильное и четкое пояснение к решению задания; каждый член команды – 1 или 2 балла в зависимости от полученного ответа (если правильно определены координаты только одной точки -1балл, двух точек – 2балла);
4 тур:
Члены второй команды объясняют решение задачи, два возможных варианта ответа.
Взаимоконтроль по таблице с ответами;
Команда получает 2 балла за правильное, полное пояснение к решению задачи.
Каждый член команды получает 1 или 2 балла (если были рассмотрены 2 возможных случая – 2 балла, если только 1 случай – 1 балл);
5 тур:
Составьте уравнение прямой ВС и найдите рисунок с её изображением;
(На карточках заготовлены графики искомых прямых для каждой команды):
Команда получает 2 балла за правильное, полное пояснение к решению задачи.
Каждый член команды получает 1 или 2 балла. (2 балла – за правильно составленное уравнение прямой и правильный выбор её графика);
6 тур: (Приложение 5)
Ну а теперь найдите координаты точек пересечения двух прямых:
В системе координат на доске прикреплены разноцветные “точки”. Среди них те, координаты которых получили последовательно игроки под номерами 1, 2, 3 и т.д.
Получим слово: ПОБЕДА
Подведение итогов конкурса: выставление оценок.
Использованная литература:
- Л.В.Гончаров “Предметные недели в школе. Математика, 2001”. Издательство “Учитель”, г.Волгоград, 2001г.
- Н.А.Касаткина “Уроки знаний”. Издательство “Учитель”, г.Волгоград, 2004г.
- Е.А.Дышинский “Игротека математического кружка”. Издательство “Просвещение”, г.Москва, 1972г.