Математический турнир "Декартовы координаты на плоскости"

Разделы: Математика


Цели занятия:

  • обобщить, систематизировать, расширить и закрепить знания учащихся по темам: “Координаты середины отрезка”, “Расстояние между двумя точками”, “Уравнение окружности”, “Уравнение прямой”;
  • ознакомить учащихся с историческим материалом;
  • прививать навыки самостоятельного решения задач по данным темам;
  • пробудить математическую любознательность и инициативу,
  • развивать устойчивый интерес к математике;

Оборудование:

  1. Математическая газета “Рене Декарт”;
  2. Таблицы: координаты середины отрезка, расстояние между двумя точками, уравнение окружности, уравнение прямой;
  3. Миллиметровая бумага;
  4. Карточки-задания на все туры игры;
  5. Сводные таблицы с ответами к заданиям каждого тура игры;
  6. Листок учёта знаний;
  7. Мультимедийная установка, экран;

В игре принимают участие четыре команды.

Ход игры

1 тур Историческая справка (сообщения о Рене Декарте, о системе координат) – домашнее задание по группам;

2 тур Теоретический – конкурс капитанов;

1) Капитаны команд - №1 – презентация по вопросам;

  • Координаты середины отрезка;
  • Расстояние между двумя точками;
  • Уравнение окружности;
  • Уравнение прямой;

(подведение итогов – оценка за домашнее задание):

2) В это время остальные члены команд – №2-№6 – участвуют в конкурсе “художников”.

Команда получила заготовленную систему координат и листок с заданиями. На каждого члена команды свой объём работы:

(Приложение 1)

В итоге каждая команда должна получить рисунок в системе координат – портрет инопланетянина. (За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов).

3 тур:

Точки А, В, С являются вершинами параллелограмма АВСD. Найдите его четвертую вершину D. (Каждый член команды получает карточку, соответствующую его номеру);

(Приложение 2)

Команда получает 2 балла за правильное и четкое пояснение к решению задания; каждый член команды – 1 или 2 балла в зависимости от полученного ответа (если правильно определены координаты только одной точки -1балл, двух точек – 2балла);

4 тур:

(Приложение 3)

Члены второй команды объясняют решение задачи, два возможных варианта ответа.

Взаимоконтроль по таблице с ответами;

Команда получает 2 балла за правильное, полное пояснение к решению задачи.

Каждый член команды получает 1 или 2 балла (если были рассмотрены 2 возможных случая – 2 балла, если только 1 случай – 1 балл);

5 тур:

Составьте уравнение прямой ВС и найдите рисунок с её изображением;

(На карточках заготовлены графики искомых прямых для каждой команды):

(Приложение 4)

Команда получает 2 балла за правильное, полное пояснение к решению задачи.

Каждый член команды получает 1 или 2 балла. (2 балла – за правильно составленное уравнение прямой и правильный выбор её графика);

6 тур: (Приложение 5)

Ну а теперь найдите координаты точек пересечения двух прямых:

В системе координат на доске прикреплены разноцветные “точки”. Среди них те, координаты которых получили последовательно игроки под номерами 1, 2, 3 и т.д.

Получим слово: ПОБЕДА

Подведение итогов конкурса: выставление оценок.

Использованная литература:

  1. Л.В.Гончаров “Предметные недели в школе. Математика, 2001”. Издательство “Учитель”, г.Волгоград, 2001г.
  2. Н.А.Касаткина “Уроки знаний”. Издательство “Учитель”, г.Волгоград, 2004г.
  3. Е.А.Дышинский “Игротека математического кружка”. Издательство “Просвещение”, г.Москва, 1972г.