Интегрированный урок (математика+информатика) с использованием интерактивной доски в 4-м классе по теме "Повторение и обобщение знаний" (программа "Школа России")

Разделы: Начальная школа


Оборудование:

  • интерактивная доска;
  • мультимедийная система;
  • презентация “Вселенная Математики” (Приложение1);
  • фрагменты урока (Рисунок1; Рисунок2);
  • раздаточный материал;
  • индивидуальные папки учащихся.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организация начала урока. Сообщение темы.

- Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Тут затеи и задачи
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаю всем удачи –
За работу, в добрый час!

Слайд №1.

- Сегодня на уроке математики, мы отправимся во Вселенную Математики за новыми открытиями, за новыми знаниями, повторим материал, который изучили.

Слайд №2.

Много раз ты слышал это:
Космонавт, скафандр, ракета;
Знаешь эти имена:
Марс, Венера и Луна;
Наблюдаешь по порядку
Старт, стыковку и посадку.
Вот “Восход”, “Союз”, “Восток”.
За витком идёт виток
Совершают корабли,
Стартовавшие с Земли
С места старта – космодрома…
Все слова тебе знакомы.

II. Закрепление и повторение изученного. Путешествие по Вселенной Математики.

Слайд №3.

1. Планета Натуральных чисел.

- Первая остановка – Планета Натуральных чисел.
- Какие числа называются натуральными?
- Числа, которые используются при счете.

Слайд №4.

- Прочитайте числа.
- Найдите закономерность.
- Что общего у этих чисел?
- Чем они отличаются?
- Правильный ответ дает право открыть одну букву. Вы узнаете имя древнегреческой музы – покровительницы астрономии, путешествий и географии. Греки изображали её в виде женщины с глобусом в руках.

  • из натурального ряда чисел (У),
  • четырехзначные (Р),
  • круглые (А),
  • в разряде единиц и десятков цифра 0 (Н),
  • числа увеличиваются на 800 (И)
  • сумма первых двух - чисел уменьшается на один (Я)

- Какое число лишнее? (3100)

2. Планета Дробей.

- Следующая планета – планета Дробей.

Слайд №5.

3/18; 12/18; 16/18; 5/18; 7/18; 4/18; 6/18; 14/18.

- Что такое дроби?
- Дробь – часть целого натурального числа.

- Как записываются дроби?
- Записываются двумя числами:
числитель над чертой,
знаменатель – под чертой.

- На что указывает знаменатель?
- На сколько частей поделили целое число.

- На что указывает числитель?
- Сколько частей взяли.

- Расположите дроби в порядке возрастания. Запишите в тетради.
- Если вы правильно расположите дроби, узнаете имя польского астронома, который доказал, что в центре мира находится Солнце и определил расстояние планет от Солнца.
 - Планета Земля является третьей планетой по удалённости от солнца, после Меркурия и Венеры.

3/18; 4/18; 5/18; 6/18; 7/18; 12/18; 14/18; 16/18.

- Прочитайте, как вы записали.
- Найдите и запишите:

- Сколько метров в 3/5 км?
- Сколько часов в 5/8 часа?
- Сколько часов в 7/10 суток?
- Сколько см в 4/5 м?

3. Планета Геометрических фигур. Работа на интерактивной доске.

- Большинство созвездий лучше всего наблюдать в определённое время года. В это время в вечернем небе появляются самые яркие звёзды. Чаще всего эти звёзды образуют треугольники.

- Сейчас вы начертите созвездие весеннего треугольника.

Слайд №6.

- У доски работает ученик.

Задание. Начертите прямой угол с вершиной в точке О. Отложите от точки О на стороны угла равные отрезки ОА и ОВ длиной 4 см. Соедините отрезком точки.

В астрономии весенний треугольник образуют три звезды: Арктур, Спика, Денебола. По первой букве запишем название получившегося треугольника.

- Какую фигуру получили?
- Треугольник.

- Какой?
- Прямоугольный, равнобедренный.

- Усложним это задание. Нужно найти площадь этого треугольника. Как можно это сделать, ваши предложения?

- Площадь какой геометрической фигуры умеете находить?
- Прямоугольника.

- Как из треугольника получить прямоугольник?
- Нужно дочертить стороны.

- Какая фигура получилась?

- Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нем – прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины
Вам его представить рад
А зовут его квадрат.

- Как найти площадь квадрата?

- Как найти площадь треугольника?
- Находим S квадрата и делим на 2.

S = ( а · в) : 2
S= ( 4 · 4 ) : 2 = 8 ( см^2 )

Ответ: S = 8 см^2

Физминутка.

Слайд №7.

4. Планета Задач.

Слайд №8.

- Сегодня мы вспомним решение задач на движение. Какие слова возьмём для краткой записи? (Скорость, время, расстояни).
- Посмотрите внимательно на краткую запись и составьте задачу.

- Как узнать расстояние?
- Нужно расстояние поделить на скорость.

(S =V · t)

- Решение.

47 · 5 = 235 (км)

Ответ: 235 км

- Дома составить две обратные задачи.

5. Планета Пифагора.

- Издавна звёздное небо привлекало к себе внимание людей. Тысячи лет назад люди мысленно соединили наиболее яркие звёзды в разнообразные фигуры и назвали их созвездиями. Называли их именами персонажей древних мифов и легенд, животных или предметов.

- В настоящее время всё звёздное небо разделено на 88 участков, имеющие строго определённые границы. Причём к данному созвездию относятся все звезды, находящиеся внутри его границ.

Слайд №9.

- Мы создадим своё математическое созвездие из 7, имеющихся геометрических фигур.

6. Планета Арифметических действий.

Слайд №10.

- Расстояние от Земли до Солнца 150.000.000 км. Это огромное число км даже трудно представить. Если бы мы решили поехать на Солнце на карете, то нам понадобилось бы 500 лет. Сколько это веков?
- (5 веков)

- Люди придумали автомобиль, и теперь на дорогу времени потребуется в 5 раз меньше. Сколько это?
- (100 лет)

- А на самолёте нужно лететь 10 лет. Сколько это месяцев?
- (120 месяцев)

- А ракета преодолеет этот путь за один год. Сколько это дней, если учесть, что год високосный?
- (366 дней)

- Солнечный луч пробегает это расстояние за 8 минут. Посчитайте, в котором часу взошло солнышко, если первый его лучик разбудил вас в 7 часов утра?
- (В 6 часов 52 минуты)

- Вы ответили правильно. Добавим арифметические действия, получили выражение, которое нужно решить.
(1.500.000.000 : 10 + 5 * 120 – 366) : 6 + 52 = 250.091

IV. Тест.

Слайд №11.

- Давайте проверим, кто на уроке был самым внимательным?

V. Рефлексия.

- Вот и закончилось наше путешествие по планетам Математики.
- Какое задание на уроке оказалось самым трудным?
- Какое задание на уроке оказалось самым лёгким?
- Какое задание на уроке оказалось самым интересным?

VI. Домашнее задание.

- Дома составьте подобное задание для своего друга из класса. Оформите свою работу на отдельном листе. Укажите, кому и от кого даётся задание. Здесь вы можете проявить свои творческие способности: нарисовать, приклеить, разукрасить. Постарайтесь, чтобы ваше задание понравилось другу.

- С каким настроением вы уйдёте сегодня с урока? Покажите это цветом на доске.