Урок в 1-м классе по учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас". Тема "Где зимуют птицы?"

Разделы: Начальная школа


Цель: расширить знания детей о птицах.

Задачи:

  • дать представление о перелетных и оседлых птицах;
  • воспитывать внимательное и бережное отношение к птицам;
  • развивать внимание, память, логическое мышление.

Оборудование: учебник, тетради, таблицы “Кочующие птицы” и “Окольцовывание птиц”, плакат “Зимушка-Зима”, иллюстрации зимующих и перелетных птиц, голоса птиц, музыка Георгия Васильевича Свиридова “Тройка”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Быстренько проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

II. Вводная беседа.

- Начинаем наш урок. Сегодня мы с вами отравимся в гости, а к кому догадайтесь сами, отгадав загадку.

Запорошу я дорожки,
Разукрашу я окошки,
Радость детям подарю
И на санках прокачу.

(Зима)

- Правильно, мы отправляемся в гости к Зимушке-Зиме.
- А кто знает её верных друзей, которые помогают ей одеть деревья, дома, поля, луга в праздничный тёплый наряд? (Снег, мороз, ветер)

- Как взмахнет Зимушка-Зима рукавом, и вылетят из него снежинки. Ветер разнесет их по белу свету и укроет всю землю пуховыми перинами. Мороз же разукрасит окна, построит мосты на реках.

- И так, ребята, заходите в гости к Зимушке-Зиме. (Открывается плакат “Зима”)
- А на чем можно зимой по снегу проехать? (На санях)

На плакат “Зима” прикрепляется рисунок коней, запряженные в сани.

- Сейчас мы поскачем на вороных конях. Усаживаемся удобнее, закрываем глаза. Мы отправляемся в путь.

Включается музыка Г.В.Свиридова “Тройка”.

- Мы мчимся по заснеженным тропинкам, полям, лугам, рекам, мимо серебристых деревьев, украшенных снегом.

Дети открывают глаза.

- И так мы в гостях у Зимушки-Зимы. Здесь тихи, морозно, холодно. Земля и деревья стоят в зимнем наряде. Но я, кажется, что-то слышу. Давайте прислушаемся.

Включается запись “Голоса птиц”.

- Чьи это голоса? (Птиц)
- Птицы – это песнь и полет! Их голоса звучат круглый год, голоса их звучат и днем, и ночью, в лесу и в поле, в селе и в городе. О ком же пойдет речь сегодня на уроке? (О птицах)

III. Цель урока.

- Сегодня на уроке мы поговорим о птицах, наших пернатых друзьях.

IV. Работа над темой.

- А вот и первая птица, которая прилетела к нам. Кто это, отгадайте?

В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
“Здорово, дрозд, приятель!”
И ставит подпись …

(Дятел)

Вывешивается рисунок дятла на плакат “Зима” и выслушивается сообщение ученика о дятле.

Ученик 1. Дятел имеет пеструю окраску. Он хорошо лазает по деревьям, в этом ему помогают: короткие ноги с цепкими ногтями, хвост похожий на клинышек, который служит опорой. Клюв у дятла прямой и острый. Зимой дятел питается семенами хвойных деревьев. Гнездо самец и самка делают совместно, выдалбливая его в стволе осины, березы или ольхи. Ночью дятлы отдыхают в вертикальном положении, прицепившись когтями к стволу дерева или к стенам дупла. Дятел очень полезная птица. Он уничтожает много насекомых. Каждый год делает себе новое дупло, а старое оставляет другим птицам.

Учитель. Дятел выбраковывает больные, зараженные вредителями деревья. Язык у дятла покрыт клейкой смолой и мелкими зубчиками, которыми он накалывает насекомых. Поэтому дятла называют санитаром леса.

- Вслед за дятлом к нам летит еще одна птица. Кто это, отгадайте?

Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голосом речистым
Кле! Кле! Кле! – поет со свистом.

(Клест)

Вывешивается рисунок клеста на плакат и выслушивается сообщение ученика.

Ученик 2. Это своеобразная таежная птица, размером с воробья. У клеста необычное строение клюва, как у попугая. Этот клюв специально приспособлен для того, чтобы добывать семена из шишек. Но крючковатость появляется только у взрослых птиц. Клесты вьют гнезда в густых ветках на вершине ели. Гнезда двойные, как рамы в окнах для того, чтобы в гнезде было тепло, так как клесты выводят птенцов в самые лютые морозы. Когда на дворе очень холодно, то птенцов согревает живая печка – мама, а тепло (корм) доставляет отец. За время своего существования клесты научились очень ловко расправляться с шишками – ведь за короткий зимний день только для себя взрослая птица должна извлечь до 2000 мелких еловых семечек, а во время высиживания до 5000 семян в день.

- А вот еще кто-то торопится, спешит к нам. Кто же это, подумайте?

Трещала с самого утра:
“Порр-ра! Порр-ра! А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит …

(Сорока)

Вывешивается рисунок сороки и выслушивается сообщение ученика.

Ученик 3. Сорока имеет нарядное оперение. Голова, крылья и хвост – черные с зеленым отливом, а брюшко, плечи и бока – белые. Хвост длинный, ступенчатый, служит рулем. В феврале сороки ведут себя очень шумно, гоняют друг друга, распускают веером хвост, делают пляски. Сороки всеядны, весной любят лакомиться птичьими яйцами или птенцами, могут также таскать птенцов домашней птицы – этим наносят вред. Но также сороки приносят и пользу, истребляя насекомых, грызунов. В народе сороку называют сорока-белобока, сорока-воровка.

- Ребята, а кто догадался, что для этих птиц общего? (Они круглый год живут в нашей местности и никуда не улетают)
- Правильно, птиц, которые круглый год живут на одной местности, называют зимующие, оседлые.
- А каких оседлых птиц вы еще знаете? (Галка, ворона, воробей, голуби, поползни)

Вывешиваются рисунки оседлых птиц на плакат.

Вывод:

- Как называют птиц, которые круглый год живут с нами? (Оседлыми)

V. Работа по учебнику.

- Рассмотрите рисунок и назовите, каких оседлых птиц вы узнали.

- Эти птицы не боятся морозов, еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им зимой. Из десяти, может быть, одна или две птицы доживают до весны.

- Как же перезимовать птицам?

VI. Чтение стихотворения Мухаммади “Как же птицам перезимовать?”

Ученик 4.

Как птицам перезимовать?
Известно, что у птиц
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах!
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождем, и холод
На ветках сидя спят.
Но кто же им дает приют,
Когда снега метут?...

Если долго снег идет
И долго длиться вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
И не могут птицы отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей.
Скорой на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенья птицы ждут от вас!

- Что же мы с вами должны сделать, чтобы птицам было легче зимой? (Подкармливать птиц)

Учитель.

Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной каши …
И оживут бедняжки.
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют чирикая:
“Спасибо вам, великое!”

- И всегда помните совет: “Трудно птицам зимовать,

Надо птицам помогать!”

VII. Физминутка на внимание.

- Игра “Летает, не летает”. Называю название животных, если птица – то машем руками, если другое животное - то просто стоим без движения.

VIII. Сценка.

- Вот как-то встретились птицы и завели разговор.

Сорока. Тра-та-та-та! Что я видела, что, я слышала! Ребята прекрасную, большую, бесплатную столовую устроили!
Синица. Да,да. Я тоже видела. Сало несоленое ела, а то ведь нам то, соленое нельзя – животики болеть будут.
Воробей. Да и я там был. Семечки, крошки клевал.

Дятел. А мне столовая не нужна. Прилечу на сосну, когтями в кору вцеплюсь, хвостом обопрусь снизу, прыг-прыг по стволу вверх, найду местечко где под корой червячок, застучу клювом – тр-р-р. Будто в барабан барабанщик барабанит.

Ласточка. А что ты стучишь?
Дятел. Жучков да личинок себе на обед ищу.

Ласточка. Вам то хорошо. Вам ребята кормушки сделали, а кто и сам пищу добывает. А вот мне зимой не встретить ни мошек, ни жучков, ни червячков. Вот и приходится на зиму улетать в теплые края.

- Ребята, а почему ласточке приходится улетать в теплые края? (Ласточке зимой нет корма)
- А какие еще птицы улетают вместе с ласточкой в теплые края? (Стрижи, грачи, кукушка, журавли, цапли)
- Как называют птиц, которые улетают в теплые страны? (Перелетные)
- Почему их так называют (Эти птицы совершают перелеты, перелетают из одного района Земли в другой)
- Эти птицы улетают на тысячи километров в теплые страны и после снова возвращаются, но только не все. Тяжелый и трудный перелет совершают они.

IX. Дополнительный материал.

- Сегодня мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше этого люди не знали. Они думали, что птицы улетают на Луну и там погружаются в спячку. Другие думали, что на дальние расстояния улетают только большие птицы, а маленькие – перелетают на спинах больших. И лишь со временем ученые узнали, куда улетают перелетные птицы. Как же это удалось сделать ученым? А помогли им маленькие кольца, которые они надевали на лапы птицам. (Показывается таблица “Окольцовывание птиц” )

На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, то сообщали об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы.

X. Практическая работа. Работа в тетради.

- Вот как-то собрались птицы и заспорили: “Кому улетать на зиму в теплые края, а кому оставаться?”
- Чтобы во всем разобраться, нарисуйте кольца перелетным птица.

XI. Работа по карточкам.

- Вот собрались птицы в стаи. Кто готовился лететь в теплые края, а кто просто – поближе к человеку. Да вот беда, кто-то не в свою стаю попал. Помогите птицам разобраться. Возьмите карточки с названием птиц и вычеркните лишнюю птицу и докажите, почему вы так решили.

I ряд II ряд III ряд
ласточка ворона галка
скворец сорока грач
дятел кукушка воробей

Лишние птицы:

I ряд – дятел;
II ряд – кукушка;
III ряд – грач.

XII. Первичное закрепление.

- Ребята, к нам на урок прилетел голубь не с “пустыми руками”, а принес с собой письмо. Что же в нем?

Чтение письма: “Почему ласточка и журавль улетают в теплые края, а дятел нет?” (Ласточка и журавль питаются насекомыми, а зимой насекомых нет.)

XIII. Итог урока и домашнее задание.

- С какими группами птиц вы сегодня познакомились? (Оседлые, перелетные)
- Каких оседлых птиц вы знаете?
- Какие птицы перелетные и почему они так называются?

- Ребята, пока мы были в гостях у Зимушки-Зимы, наступила Весна-Красна. А весной к нам прилетают перелетные птицы. Вот и к вам на парты прилетели птицы. Кто же это? (Ласточка и грач)

- Чтобы быстрее к нам прилетели все перелетные птицы, раскрасьте этих птиц дома.