Цель: расширить знания детей о птицах.
Задачи:
- дать представление о перелетных и оседлых птицах;
- воспитывать внимательное и бережное отношение к птицам;
- развивать внимание, память, логическое мышление.
Оборудование: учебник, тетради, таблицы “Кочующие птицы” и “Окольцовывание птиц”, плакат “Зимушка-Зима”, иллюстрации зимующих и перелетных птиц, голоса птиц, музыка Георгия Васильевича Свиридова “Тройка”.
Ход урока
I. Организационный момент.
Быстренько проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
II. Вводная беседа.
- Начинаем наш урок. Сегодня мы с вами отравимся в гости, а к кому догадайтесь сами, отгадав загадку.
Запорошу я дорожки,
Разукрашу я окошки,
Радость детям подарю
И на санках прокачу.
(Зима)
- Правильно, мы отправляемся в гости к
Зимушке-Зиме.
- А кто знает её верных друзей, которые помогают
ей одеть деревья, дома, поля, луга в праздничный
тёплый наряд? (Снег, мороз, ветер)
- Как взмахнет Зимушка-Зима рукавом, и вылетят из него снежинки. Ветер разнесет их по белу свету и укроет всю землю пуховыми перинами. Мороз же разукрасит окна, построит мосты на реках.
- И так, ребята, заходите в гости к Зимушке-Зиме. (Открывается
плакат “Зима”)
- А на чем можно зимой по снегу проехать? (На
санях)
На плакат “Зима” прикрепляется рисунок коней, запряженные в сани.
- Сейчас мы поскачем на вороных конях. Усаживаемся удобнее, закрываем глаза. Мы отправляемся в путь.
Включается музыка Г.В.Свиридова “Тройка”.
- Мы мчимся по заснеженным тропинкам, полям, лугам, рекам, мимо серебристых деревьев, украшенных снегом.
Дети открывают глаза.
- И так мы в гостях у Зимушки-Зимы. Здесь тихи, морозно, холодно. Земля и деревья стоят в зимнем наряде. Но я, кажется, что-то слышу. Давайте прислушаемся.
Включается запись “Голоса птиц”.
- Чьи это голоса? (Птиц)
- Птицы – это песнь и полет! Их голоса звучат
круглый год, голоса их звучат и днем, и ночью, в
лесу и в поле, в селе и в городе. О ком же пойдет
речь сегодня на уроке? (О птицах)
III. Цель урока.
- Сегодня на уроке мы поговорим о птицах, наших пернатых друзьях.
IV. Работа над темой.
- А вот и первая птица, которая прилетела к нам. Кто это, отгадайте?
В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
“Здорово, дрозд, приятель!”
И ставит подпись …
(Дятел)
Вывешивается рисунок дятла на плакат “Зима” и выслушивается сообщение ученика о дятле.
Ученик 1. Дятел имеет пеструю окраску. Он хорошо лазает по деревьям, в этом ему помогают: короткие ноги с цепкими ногтями, хвост похожий на клинышек, который служит опорой. Клюв у дятла прямой и острый. Зимой дятел питается семенами хвойных деревьев. Гнездо самец и самка делают совместно, выдалбливая его в стволе осины, березы или ольхи. Ночью дятлы отдыхают в вертикальном положении, прицепившись когтями к стволу дерева или к стенам дупла. Дятел очень полезная птица. Он уничтожает много насекомых. Каждый год делает себе новое дупло, а старое оставляет другим птицам.
Учитель. Дятел выбраковывает больные, зараженные вредителями деревья. Язык у дятла покрыт клейкой смолой и мелкими зубчиками, которыми он накалывает насекомых. Поэтому дятла называют санитаром леса.
- Вслед за дятлом к нам летит еще одна птица. Кто это, отгадайте?
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голосом речистым
Кле! Кле! Кле! – поет со свистом.
(Клест)
Вывешивается рисунок клеста на плакат и выслушивается сообщение ученика.
Ученик 2. Это своеобразная таежная птица, размером с воробья. У клеста необычное строение клюва, как у попугая. Этот клюв специально приспособлен для того, чтобы добывать семена из шишек. Но крючковатость появляется только у взрослых птиц. Клесты вьют гнезда в густых ветках на вершине ели. Гнезда двойные, как рамы в окнах для того, чтобы в гнезде было тепло, так как клесты выводят птенцов в самые лютые морозы. Когда на дворе очень холодно, то птенцов согревает живая печка – мама, а тепло (корм) доставляет отец. За время своего существования клесты научились очень ловко расправляться с шишками – ведь за короткий зимний день только для себя взрослая птица должна извлечь до 2000 мелких еловых семечек, а во время высиживания до 5000 семян в день.
- А вот еще кто-то торопится, спешит к нам. Кто же это, подумайте?
Трещала с самого утра:
“Порр-ра! Порр-ра! А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит …
(Сорока)
Вывешивается рисунок сороки и выслушивается сообщение ученика.
Ученик 3. Сорока имеет нарядное оперение. Голова, крылья и хвост – черные с зеленым отливом, а брюшко, плечи и бока – белые. Хвост длинный, ступенчатый, служит рулем. В феврале сороки ведут себя очень шумно, гоняют друг друга, распускают веером хвост, делают пляски. Сороки всеядны, весной любят лакомиться птичьими яйцами или птенцами, могут также таскать птенцов домашней птицы – этим наносят вред. Но также сороки приносят и пользу, истребляя насекомых, грызунов. В народе сороку называют сорока-белобока, сорока-воровка.
- Ребята, а кто догадался, что для этих птиц
общего? (Они круглый год живут в нашей
местности и никуда не улетают)
- Правильно, птиц, которые круглый год живут на
одной местности, называют зимующие, оседлые.
- А каких оседлых птиц вы еще знаете? (Галка,
ворона, воробей, голуби, поползни)
Вывешиваются рисунки оседлых птиц на плакат.
Вывод:
- Как называют птиц, которые круглый год живут с нами? (Оседлыми)
V. Работа по учебнику.
- Рассмотрите рисунок и назовите, каких оседлых птиц вы узнали.
- Эти птицы не боятся морозов, еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им зимой. Из десяти, может быть, одна или две птицы доживают до весны.
- Как же перезимовать птицам?
VI. Чтение стихотворения Мухаммади “Как же птицам перезимовать?”
Ученик 4.
Как птицам перезимовать?
Известно, что у птиц
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах!
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождем, и холод
На ветках сидя спят.
Но кто же им дает приют,
Когда снега метут?...Если долго снег идет
И долго длиться вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
И не могут птицы отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей.
Скорой на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенья птицы ждут от вас!
- Что же мы с вами должны сделать, чтобы птицам было легче зимой? (Подкармливать птиц)
Учитель.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной каши …
И оживут бедняжки.
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют чирикая:
“Спасибо вам, великое!”
- И всегда помните совет: “Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!”
VII. Физминутка на внимание.
- Игра “Летает, не летает”. Называю название животных, если птица – то машем руками, если другое животное - то просто стоим без движения.
VIII. Сценка.
- Вот как-то встретились птицы и завели разговор.
Сорока. Тра-та-та-та! Что я видела, что, я
слышала! Ребята прекрасную, большую, бесплатную
столовую устроили!
Синица. Да,да. Я тоже видела. Сало несоленое
ела, а то ведь нам то, соленое нельзя – животики
болеть будут.
Воробей. Да и я там был. Семечки,
крошки клевал.
Дятел. А мне столовая не нужна. Прилечу на сосну, когтями в кору вцеплюсь, хвостом обопрусь снизу, прыг-прыг по стволу вверх, найду местечко где под корой червячок, застучу клювом – тр-р-р. Будто в барабан барабанщик барабанит.
Ласточка. А что ты стучишь?
Дятел. Жучков да личинок себе на обед ищу.
Ласточка. Вам то хорошо. Вам ребята кормушки сделали, а кто и сам пищу добывает. А вот мне зимой не встретить ни мошек, ни жучков, ни червячков. Вот и приходится на зиму улетать в теплые края.
- Ребята, а почему ласточке приходится улетать в
теплые края? (Ласточке зимой нет корма)
- А какие еще птицы улетают вместе с ласточкой в
теплые края? (Стрижи, грачи, кукушка, журавли,
цапли)
- Как называют птиц, которые улетают в теплые
страны? (Перелетные)
- Почему их так называют (Эти птицы совершают
перелеты, перелетают из одного района Земли в
другой)
- Эти птицы улетают на тысячи километров в теплые
страны и после снова возвращаются, но только не
все. Тяжелый и трудный перелет совершают они.
IX. Дополнительный материал.
- Сегодня мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше этого люди не знали. Они думали, что птицы улетают на Луну и там погружаются в спячку. Другие думали, что на дальние расстояния улетают только большие птицы, а маленькие – перелетают на спинах больших. И лишь со временем ученые узнали, куда улетают перелетные птицы. Как же это удалось сделать ученым? А помогли им маленькие кольца, которые они надевали на лапы птицам. (Показывается таблица “Окольцовывание птиц” )
На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, то сообщали об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы.
X. Практическая работа. Работа в тетради.
- Вот как-то собрались птицы и заспорили: “Кому
улетать на зиму в теплые края, а кому
оставаться?”
- Чтобы во всем разобраться, нарисуйте кольца
перелетным птица.
XI. Работа по карточкам.
- Вот собрались птицы в стаи. Кто готовился лететь в теплые края, а кто просто – поближе к человеку. Да вот беда, кто-то не в свою стаю попал. Помогите птицам разобраться. Возьмите карточки с названием птиц и вычеркните лишнюю птицу и докажите, почему вы так решили.
I ряд | II ряд | III ряд |
ласточка | ворона | галка |
скворец | сорока | грач |
дятел | кукушка | воробей |
Лишние птицы:
I ряд – дятел;
II ряд – кукушка;
III ряд – грач.
XII. Первичное закрепление.
- Ребята, к нам на урок прилетел голубь не с “пустыми руками”, а принес с собой письмо. Что же в нем?
Чтение письма: “Почему ласточка и журавль улетают в теплые края, а дятел нет?” (Ласточка и журавль питаются насекомыми, а зимой насекомых нет.)
XIII. Итог урока и домашнее задание.
- С какими группами птиц вы сегодня
познакомились? (Оседлые, перелетные)
- Каких оседлых птиц вы знаете?
- Какие птицы перелетные и почему они так
называются?
- Ребята, пока мы были в гостях у Зимушки-Зимы, наступила Весна-Красна. А весной к нам прилетают перелетные птицы. Вот и к вам на парты прилетели птицы. Кто же это? (Ласточка и грач)
- Чтобы быстрее к нам прилетели все перелетные птицы, раскрасьте этих птиц дома.