Методическая цель: показать приёмы и методы, используемые педагогом для формирования рефлексивных способностей обучающихся.
Образовательные цели:
- Дать детям первоначальное представление о том, что такое наречие и его грамматические признаки.
- Развитие рефлексивных умений и ответственности за свои действия.
- Умение слышать и слушать, умение взаимодействовать друг с другом и педагогом.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Готов ли, ты, начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Ручка, книжки и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку “5”?
2. Актуализация знаний.
Посмотрите на доску, что записано?
И свежо, морозно, вкусно заскрипел капустный лист.
Что умеете делать с предложениями?
Спишите. Разберите по членам предложения и частям речи.
Какие части речи встретились в предложении? (Дети перечисляют)
Что вы знаете об имени существительном, прилагательном, глаголе, наречии? (Учитель по мере ответов учеников ведет запись на доске)
Существительное – часть речи, изменяется по
числам, падежам, имеет род, в предлож. –
подлежащее, дополнение, обстоятельство.
Прилагательное – часть речи, изменяется по
числам, падежам, родам, в предлож. – определение.
Глагол – часть речи, изменяется по числам,
временам, в наст.вр. – по лицам, в прош. вр. – по
родам, в предлож. – сказуемое.
Наречие – ?
3. Целеполагание.
А что бы вы хотели о нем узнать?
(по родам, по числам, падежам, временам, лицам)
Значит цель нашего урока узнать…..
Что для этого нужно?
Получите задания.
4. Исследовательская работа в группах (каждая группа получает свою карточку).
На столах: ватман, маркеры, критерии для оценивания работ, карточки с заданиями.
I карточка.
Данные словосочетания изменить по числам:
Пою громко, закончу завтра, иду наверх, пишу плохо, висел высоко, читал медленно.
II карточка.
Изменить словосочетания по родам:
Пришёл рано, светил далеко, пел громко, плясал весело.
III карточка.
Изменить данные слова по падежным вопросам:
Рано, смело, быстро.
IV карточка.
Изменить словосочетания по временам и лицам:
Высоко подниматься, петь громко.
5. Презентация исследовательской работы каждой группой.
Критерии оценивания работы групп:
- Аккуратность выполненной работы на ватмане.
- Уверенное, четкое выступление от группы.
- Полнота ответа.
- Умение ответить на незапланированные вопросы.
- Поддержка выступающего группой.
Мы изменили словосочетания по ... и увидели, что …
После выступления каждой группы схема на доске меняется и в конце выглядит так:
Какой же вывод можем сделать?
Наречие – неизменяемая часть речи.
6. Физкультминутка проводится в форме игры.
Если слышим наречие – хлопаем, если другие части речи – топаем:
читал, снизу, умный, поздно, громко, около, наивный, медленно, щедро, сердито, грозно, озёра, весна, быстро, вперед, встаешь, долго, рано.
7. Продолжение работы по новой теме.
Что мы с вами сегодня узнали о наречии? (Наречие – неизменяемая часть речи)
Давайте посмотрим на нашу схему: все ли мы
узнали о наречии?
На какие вопросы отвечает наречие, хотите узнать?
Тогда спишите словосочетания, вставьте вопросы.
Задание на доске.
Встать ( ) рано, читать ( ), быстро, ехать ( )вправо, увидеть ( ) издалека, появились ( ) всюду, получить ( ) сейчас, учиться ( ) отлично, повернуть ( ) налево, вернуться ( ) зимой.
Самопроверка работы, выставить отметку на поле.
Проверьте себя. Оцените.
У кого были трудности?
Что вы узнали, выполняя это задание?
Наречие – часть речи, которая отвечает на вопросы: как? где? куда? откуда? когда?
Так что теперь можем сказать о наречии?
Наречие – неизменяемая часть речи, которая отвечает на вопросы: как? где? куда? откуда? когда?
На все ли, поставленные вопросы, мы сегодня
ответили?
Значит над чем будем работать на следующем уроке?
(Роль наречия в предложении, что обозначает)
8. Рефлексия.
Рефлексия проводится с помощью диагностической методики “Метод пяти пальцев”.
Кто хочет поделиться своими мыслями?
9. Домашнее задание.