Статья "Использование информационных и коммуникационных технологий в преподавании географии"

Разделы: География


Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Одно из приоритетных направлений – информатизация образования, т.е. внедрение новых информационных технологий в систему образования.

В силу специфики географической науки использование для изучения только основных образовательных ресурсов (школьный учебник, рекомендованные авторами программы обучения, учебно-методические материалы, контурные карты и набор карт как наглядное пособие кабинета географии) приводит к искусственному сужению информационного поля. Изучение основных географических понятий (рельеф, климат, природные особенности и т.д.) и курса страноведения без соответствующего визуального ряда (фото, видеоизображения, виртуальные экскурсии и путешествия) приводит к “обеднению” усваиваемого материала. Разделы экономической географии, изложенные в учебнике, устаревают уже на этапе его издательской подготовки, что влечет за собой отставание школьной программы от реальной картины современного мира.

Одна из проблем — техническое обеспечение школ вообще и кабинетов географии в частности. Кабинет географии, как правило, не оборудован компьютерной техникой. Для проведения специализированных уроков используется кабинет информатики, который работает по своему расписанию. Выходом служат ноутбук и переносной проектор, а для поиска информации в Интернете для творческой работы или для подготовки к уроку можно использовать только вечернее время или домашний компьютер.

В географии заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий. Современные школьники в большинстве своем, свободно ориентируются в компьютерном мире, сами ищут возможности использовать компьютер при выполнении заданий. Компьютерные технологии являются мощным средством обучения географии, которое способно значительно повысить эффективность восприятия географической информации.

В зависимости от дидактических целей и специфики географии как учебного предмета можно выделить такие виды компьютерных программ:

– учебные (наставнические);
– тренажеры;
– контролирующие;
– демонстрационные;
– имитационные;
– справочно-информационные;
– мультимедиа-учебники.

Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью учащихся, учитывающей темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы, создает возможности доступа к большим массивам ранее недоступной современной информации. А сочетание цвета, мультипликации, музыки, динамических моделей расширяет представления учебного материала. Мультимедиа дает возможности демонстрировать на экране самые разнообразные геоизображения: статистические и динамические, плоские и объемные.

Среди сложностей применения компьютерных технологий можно выделить такие: неготовность большинства практикующих учителей географии активно применять средства и методы ИКТ в практической деятельности; диспропорции в соотношении объема получаемой и усвояемой информации; трудности в ориентирования в информационном потоке; необходимость индивидуализации и дифференциации обучения; несопоставимость детского и компьютерного мышления. Тем не менее, использование компьютерных технологий на уроке не ведет к “механической” замене учителя компьютером и просмотре красивых слайдов, а требует перехода к исследовательскому, проектному методу преподавания. Это значит, что от учителя требуется серьезная подготовка, прежде чем он предложит выполнение работы ученику.

Совершенствование информационных и коммуникационных технологий, активизация их применения в образовании ведут к созданию принципиально новой информационной образовательной предметной среды, которая существенно влияет на распределение ролей участников образовательного процесса. Процесс создания информационной образовательной среды состоит из следующих этапов: поиск географической образовательной информации; ее анализ и отбор; представление информации в виде текста и разработка методики использования данной информации в учебном процессе по географии. Информационная образовательная среда по географии является, по сути, “промежуточным звеном” между учителем и существующими электронными образовательными географическими ресурсами и изданиями.

В зависимости от технического обеспечения учебного процесса, целей и задач урока возможны следующие варианты практического использования материалов.

I. Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме (один компьютер для учителя + проектор): лекция (изложение нового материала), закрепление материала, практическое задание. (Приложение 1)

II. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме (урок в компьютерном классе без выхода в Интернет): работа с презентацией при изучении нового материала, контроль знаний, практические задания, групповые и индивидуальные проекты

III. Уроки, на которых компьютер используется в дистанционном режиме: творческие задания (Приложение 2)на поиск и отбор информации.

Совместное с учащимися творческое созидание способно создать полноценную образовательную среду, способную эффективно функционировать в современных условиях.

Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения – один из важнейших методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с традиционными средствами обучения.