Урок по теме "Языковые особенности построения рекламных текстов"

Разделы: Русский язык


Цель: создание условий для рассмотрения закономерностей построения рекламных текстов (слоганов), особенностей языковых приемов и методов воздействия на потребителя.

Задачи:

  • изучение основных принципов построения рекламы как жанра публицистического стиля речи;
  • систематизация знаний учащихся о средствах художественной изобразительности;
  • развитие языкового чутья учащихся.

Оформление: карточки для рефлексии настроения и результативности; опорные таблички, словарь терминов (каждой группе)

ХОД УРОКА

I. Рефлексия настроения

– Ребята, доброе утро. Я пришла к вам на урок вот с таким настроением (показываю изображение солнца). А какое у вас настроение? У вас на столе лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучей и тучи. Покажите, какое у вас настроение.

II. Мотивация

– Публицистику иногда называют летописью современности, т.к. она обращена к актуальным проблемам общества. (Приложение ) Тексты публицистического стиля выполняют две функции: информационную и воздействующую. Воздействие публицистического текста может быть прямым, а может быть и скрытым. Так реклама выполняет скрытую функцию воздействия. Реклама стала неотъемлемой частью жизни общества. За день человек имеет возможность увидеть до полутора тысяч различных сообщений. Она может раздражать, удивлять, привлекать. Она – есть!

Рекламные слоганы – у всех на слуху, и мы повторяем, напеваем и не можем забыть порой навязчивые строки. И это результат работы тех, кто создает рекламу, – рекламистов, или, как сейчас говорят, копирайтеров. Обратите внимание на термины.

(На доске) Рекламист – составитель рекламы.

Копирайтер (от англ, copyright – авторское право) – составитель рекламных текстов, слоганов. Представителями этой творческой, интересной профессии я предлагаю вам стать на этом уроке. Итак, давайте вспомним примеры рекламы.

III. Объявление темы урока. Целеполагание

– Что лично вас привлекает в рекламе – видеоряд, текст, музыкальное оформление? А что является, на ваш взгляд, главным, смыслообразующим элементом рекламы? Безусловно, текст. И предметом исследования на нашем уроке станет именно текст рекламы.

Цель нашего урока: определить тот круг языковых приемов, с помощью которых создаются рекламные тексты и, следовательно, организуется целенаправленное воздействие на потребителя. А знание языковых средств, используемых в рекламе, поможет нам создать в конце урока рекламный текст о школе. Почему, именно эта тема? Кому, как не вам, будущим выпускникам, сказать о школе то, что Привлечет к нам новых учеников? Именно ваша реклама, если она будет удачной, интересной. Языковой материал сегодняшнего урока – слоганы – наиболее интересные рекламные тексты.

IV. Актуализация знаний учащихся

– Ребята, используя свой жизненный опыт, определите основные цели рекламы. (Воздействие на потребителя, внушение определенных идей и мнений, побуждение приобрести рекламируемый товар.)

Каков же механизм воздействия на психологию потребителя?

Чтение отрывка “На базаре корову мужик продавал " на стихи Михалкова

На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
Хоть многим была коровенка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.
– Хозяин, продашь нам корову свою?
– Продам. Я с утра с ней на рынке стою!
– Не много ли просишь, старик, за нее?
– Да где наживаться! Вернуть бы свое!
– Уж больно твоя коровенка худа!
– Болеет, проклятая. Прямо беда!
– А много ль корова дает молока?
– Да мы молока не видали пока...
Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.
Один паренек пожалел старика:
– Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле корову твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.
Идет покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком:
– Корову продашь?
– Покупай, коль богат. Корова, гляди, не корова, а клад!
– Да так ли? Уж выглядит больно худой!
– Не очень жирна, но хороший удой.
– А много ль корова дает молока?
– Не выдоишь за день – устанет рука.
Старик посмотрел на корову свою:
- Зачем я, Буренка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому
Такая корова - нужна самому!

(С. Михалков)

– Почему старику не удалось самому продать свою корову?

– А почему это удалось парню?

– Почему старик отказался продавать свою корову?

Исследования показывают, что при выборе товара рассудок потребителя играет наименьшую роль. Необходимо "оглушить" потребителя так, чтобы он сделал покупку, воздействовать на какой-либо важный для него мотив.

V. Применение знаний, умений и навыков в новой ситуации. Лингвистический анализ текста

– Особое внимание уделяется формулировке слогана.

Работа с термином слоган (англ.) – рекламный лозунг, короткая запоминающаяся фраза.

Слоган называют океаном информации, втиснутым в одну каплю, ударной строкой. Уважаемые копирайтеры! Проведем диалог с текстом, чтобы определить: во– первых, какие языковые средства позволяют уместить океан информации в ударную строку, и, во-вторых, каков механизм воздействия на потребителя.

Словарики средств художественной изобразительности помогут нам в работе. (Приложение 1)

Давайте обсудим, на какие потребности человека делается акцент в рекламных текстах (они перед вами)

На доске написано:

  • Уверенность.
  • Надежность.
  • Творчество.
  • Любовь.
  • Сила.
  • Традиции.
  • Бессмертие (здоровье).

Работа с текстами слоганов (Приложение 2)

  • Вода замерзает при 0°C.

Доказано Цельсием. Надежная бытовая техника существует.

Доказано Zanussi.

Из скольких частей состоит реклама (назовите части)

На каком синтаксическом принципе построен текст? Что внушает лексический повтор? Слоган состоит из двух частей, построенных с использованием принципа синтаксического параллелизма. Порядок слов в предложениях, даже намеренный лексический повтор (слово доказано), внушает потребителю мысль о существовании только одной фирмы, достойной доверия.

  • • Чистота – чисто Tide.

Использование приема каламбура становится основой построения рекламы стирального порошка. Если мы сделаем транскрипцию, то мы увидим, что слова звучат одинаково. Прием параллелизма -одинаковое синтаксическое построение отрезков речи – делает слоган кратким и запоминающимся.

  • Есть вещи, которые нельзя купить.
    Для всего остального есть Mastercard
  • Все, что вам нужно, это найти друг – друга!
    Остальное – наши заботы! (Из газеты)

Что лежит в основе этого слогана?

В основе слогана – антитеза, выраженная описательно: ряд вещей нельзя купить (перечисляются ценности материального плана) – все остальное купить можно, и в этом поможет Mastercard.

  • Время есть. Есть MeLLer

Какие два значения имеет в этом тексте глагол есть! Слоган основан на использовании многозначности слова есть.

Время есть – используется форма настоящего времени глагола быть. Есть Meller – к указанному значению слова добавляется значение "употреблять в пищу". Использование глагола в двух значениях позволяет воспринимать рекламу и как категорию времени и как необходимость кушать. Реклама сообщает покупателю мысль, что есть "Meller" так же необходимо, как пить чай, чистить зубы, принимать душ и т.д., что потребителю легко найти в жизни время на употребление ириски "Meller". – Возможна ли, на ваш взгляд, замена глагола есть на существует? Что исчезнет от замены?

  • Хорошо там, где мы есть.
  • Вспомните известное выражение, подобное этому?
  • Чем отличаются они между собой?

Слоган краток, энергичен, привлекает внимание. Слоган обещает определенное благо, ощущение комфорта и надежности. Используется трансформация известного выражения Там хорошо, где нас нет со сменой значения на позитивное. Логическое ударение в исходном выражении – на слове нет, в слогане – на выражение мы есть, которое воспринимается в значении "мы находимся, существуем". Слоган внушает позитивное эмоциональное состояние. Будучи внешне отвлеченным от рекламируемого товара, он переносит позитивный взгляд на в целом рекламируемый товар.

  • Мам, мам, мам, мам, мам....

Доброе утро, мамочка, Соки и нектары " Моя семья"

А этот слоган чем привлекает внимание? В основе слогана – многократный повтор, которые не может не привлечь внимания.

VI. Развитие творческого мышления учащихся

– Ну что же, уважаемые копирайтеры, вы отлично справились с анализом текстов реклам. Пусть ваши знания и творческий потенциал помогут вам создать свой слоган рекламы нашей школы. Только помните, что он должен быть кратким. Легко произносимым, вызывающим ассоциации, запоминающимся. Удачи! (Приложение 3)

VII. Подведение итогов урока

– Какой текст рекламы о школе вам понравился больше?

– Какие средства художественной изобразительности вы использовали?

Рекламные слоганы построены так, что в них выражается вся информация о данном товаре, и потребитель воспринимает и запоминает лишь главные слова и выражения, которые как бы записываются в подсознании. Знание законов построения рекламных текстов позволит нам ориентироваться в "океане информации".

VIII. Рефлексия результативности, настроения

– Ребята, давайте оценим нашу работу на уроке. Перед вами карточка с изображением горы. Если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке, разобрались в языковых особенностях рекламы, то прикрепите себя на вершине горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже.

Покажите свои рисунки.

– Ребята, поскольку мы достигли цели нашего урока, то настроение у меня вот такое: (показываю солнце). А какое настроение у вас?

IX. Домашнее задание

Проанализируйте 2-3 рекламных текста, обратив внимание на использование средств художественной изобразительности

– Спасибо вам за урок. До свидания.