Цель: Создать условия для развития чувства орфографической уверенности учащихся при работе со словами с непроверяемым написанием.
Задачи:
- продолжить освоение понятия “непроверяемая орфограмма”
- работать над разграничением проверяемого и непроверяемого написания
- совершенствовать умения пользоваться орфографическим словарем
- познакомить с этимологическим словарем
- прививать любовь к родному языку, воспитывать ответственность и чувство собственного достоинства
1. Актуализация знаний.
На доске карточки со словами
весна, вода, чувство, травка, солнце, вагон, снег
У. - Прочитайте слова и скажите, по какому признаку можно данные слова разделить на три группы?
Д. - По орфограммам: сначала слова с безударным гласным в корне слова, затем с непроизносимым согласным, а потом с парным по звонкости- глухости
На доске:
весна | чувство | травка |
вода | солнце | снег |
вагон |
У. Обозначьте орфограммы.
У. - А по какому признаку можно эти слова разделить на две группы?
Д. - С проверяемым написанием и “словарные”
На доске:
весна | чувство |
вода | вагон |
солнце | |
травка | |
снег |
У. - В первом столбике слова с проверяемым написанием. Как назвать слова во втором столбике?
Д. Слова с непроверяемым написанием.
У. Как обозначить орфограмму?
Д. Подчеркнуть тремя черточками.
У. Как поступить, если написание слова нельзя узнать, действуя по правилу?
Д. - Спросить у взрослого, обратиться к словарю.
2. Диалогический вариант объяснения нового. Мотивация темы и задач урока
.1) У. - Давайте сверим наш вывод с выводом в учебнике, с. 73 в красной рамочке
Вывод:
Д. Если написание слова нельзя узнать, действуя по правилу, нужно обратиться к орфографическому словарю.
У. Кто сформулирует тему урока?
Д. Тема урока: Когда командует словарь.
У. Верно.
Когда командует - мы выяснили.
Как он командует - узнаем сегодня на уроке.
2) От происхождения слова - к запоминанию правильного написания
а) У. Новое слово для запоминания:
ВАГОН
Запишем его по памятке №1
Подберем однокоренное слово -
Д. В. ГОНЧИК
У. Решите орфографическую задачу.
Д. По секрету корней, нужно вставить букву “а”.
- У. Запишите это слово самостоятельно в тетрадь по памятке №1.
б) - У. Кто уже запомнил, как это слово пишется? (убираю карточку)
- Когда я училась в школе, изучала немецкий язык. Слово ВАГОН по-немецки
DAS WAGEN. Так я запомнила написание слова ВАГОН.
Прочитать исторические справки можно в этимологическом словаре
На доске: М . ДВЕДЬ СП . СИБО
Чтение в этимологическом словаре словарных статей слов: МЕДВЕДЬ, СПАСИБО
У. Спишите слова, решая орфографические задачи.
Можно ли происхождение слова считать одним из способов проверки?
Д. Нет. “Исторические” слова нельзя называть проверочными.
Вывод: Происхождение слова не является проверочным, но помогает запомнить написание слова с непроверяемым написанием. Может служить подсказкой.
в) Самостоятельная работа. Упражнение. № 454
- Прочитайте вывод, сверьте свой вывод с выводом авторов учебника.
- Прочитайте задание к упражнению.
- Выполните работу.
- Проверка работы.
Вывод: Иногда знание происхождения слова является подсказкой при написании “словарного” слова.
ФИЗМИНУТКА.
3. Работа со словарем, в парах.
1) - Прочитайте задание к упражнению № 456 до рамочки
- Прочитайте слова
- Прочитайте первое задание
2) Инструктаж:
- Работаем в парах
- У вас на парте рабочий лист со словами, памятка “ Как пользоваться словарем” и план отчета. (См. приложение в учебнике для 3 - его класса)
- Договоритесь, кто с какой буквой ищет слово в словаре, при записи слова пользуйтесь памяткой №1, проговариваете друг другу.
- Работаете, пока звучит музыка.
3) Отчет о работе:
Д. 1. Мы работали со словом . рбу з/с.
2. Мы определили:
1) проверяемая орфограмма: парный согласный по звонкости /глухости в корне слова
проверочное слово - арбузы
2) непроверяемая орфограмма: безударный гласный в корне слова, чтобы выбрать правильную букву, мы обратились к словарю
3) Работали по памятке “Как пользоваться орфографическим словарем?”
Я искал данное слово с буквой “а”, а Маша с буквой “о”
Мне повезло, я нашел слово АРБУЗ. Мы вписали букву “а, прочитали слово, еще раз сверили со словарем.
4) Записали1 слово АРБУЗ в тетрадь. Подчеркнули орфограммы.
У. Когда возникает необходимость обратиться к словарю?
Д. - Когда в слове непроверяемая орфограмма.
У. - Командует какой словарь?
Д. Орфографический.
У. - Подсказывает? Помогает запомнить?
Д. Этимологический словарь.
4. Рефлексия.
У. Верно ли выполнил ученик такое задание:
- подобрать слова с непроверяемыми орфограммами?
На доске:
СОБАКА
ВОЛЧИЦА
ЛОСИХА
КОРОВА
Ответы детей: В слове СОБАКА непроверяемая орфограмма , нужно обратиться к орфографическому словарю.
В слове КОРОВА тоже непроверяемая орфограмма можно обратиться к орфографическому словарю, а чтобы лучше запомнить написание этих слов можно прочитать этимологические справки.
В словах ВОЛЧИЦА, ЛОСИХА проверяемые орфограммы - безударные гласные в корне.
5. Итог урока.
Д. Слова, написание которых нельзя проверить с помощью правила, так и называются: слова с непроверяемыми орфограммами. Буквы в этих словах узнают по орфографическому словарю.
Д. Нередко узнать и запомнить написание слова помогает его происхождение.
Такими подсказками можно пользоваться, но называть их проверочными словами нельзя.
Домашнее задание. Поделиться своим опытом запоминания “словарных” слов.
Узнать у родителей, как они заучивали слова с непроверяемым написанием.