Предшкольное образование является полноправным звеном государственной системы общего образования, предполагающим преемственность и непрерывность образовательного процесса с обеспечением гармоничного перехода детей в возрасте 5–7 лет от дошкольного к начальному школьному образованию.
Проблемой нашего детского сада явилось плохое посещение детей 5–7-летнего возраста дошкольного учреждения. А следствием этого слабая подготовка детей к школьному обучению.
Посещаемость детьми детского сада
(Таблица 1)
Год |
2003–2004 | 2004–2005 | 2005–2006 | 2006–2007 | 2007–2008 |
Посещали | 40% | 30% | 10% | 90% | 100% |
Не посещали | 60% | 70% | 90% | 10% | 0% |
На одних из курсов по программе “Начальная школа 21 века” мы встретились с авторами этой программы Еленой Эдуардовной Кочуровой и Антониной Олеговной Евдокимовой. От них узнали, что для подготовки детей, не посещающих детский сад, составлена программа “Предшкольная пора” под редакцией Н.Ф.Виноградовой.
В этом же году мы приобрели эту программу и весь учебно-методический комплекс.
Прежде чем работать по этой программе, необходимо было хорошо ее изучить, проработать нормативные документы, проучиться воспитателю на курсах, подготовить учебно-материальную базу.
Основной нормативной базой для осуществления предшкольного образования являются:
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено);
Международная Конвенция о правах ребенка,
Конституция Российской Федерации,
Закон Российской Федерации “Об образовании”;
Письмо Министерства общего и профессионального образования от 22 06.1997 г. “О подготовке детей к школе”:
Положение о предшкольном образовании по Алтайскому УО,
Положение о предшкольном образовании по МОУ Изыхская СОШ,
Устав МОУ Изыхская СОШ;
Требования СанПиН.
В апреле 2006 года мы провели работу с родителями детей, не посещающих детский сад: познакомили с требованиями современной школы, показали учебные пособия, рассказали о преимуществах программы , ее целях, составили договор с родителями. В этом же году нам повезло тем, что встретились с авторами программы Судьиной и Кузнецовой. Они подробно рассказали, как работать по их учебникам.
Программа определяет две важнейшие цели:
Социальная цель – обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников.
Педагогическая цель – развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.
Построена программа на основе следующих принципов:
- реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания.
- Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность.
- Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка.
- Обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром.
- Обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности, создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии.
- Развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры.
Какова же структура программы.
Программа состоит из 6 разделов, но они все взаимосвязаны.
Раздел “Познаем других людей и себя” представлен содержанием, которое формирует у дошкольника знания, необходимые для осознания им своей принадлежности к человеческому роду, понимание самого себя , своих особенностей, способностей. Особое внимание уделяется развитию умения управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение. Содержание этого раздела включает ознакомление со своим организмом, правилами охраны органов чувств, навыками гигиены. У него воспитывается доброжелательное, внимательное отношение к другим, развиваются навыки общения.
Раздел “Познаем мир” направлен на расширение знаний об окружающем и предметном мире, природной и социальной среде. Особое внимание уделяется осознанию дошкольником ярких , легко воспринимаемых характерных особенностей объектов природы. Развиваются познавательные интересы будущего первоклассника, его умение использовать полученные знания в конкретной деятельности. Одной из задач освоения содержания этого раздела является подготовка к изучению предметов начальной школы математики и окружающего мира.
Раздел “Учимся думать, рассуждать, фантазировать” включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Особое внимание уделяется осознанию детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами окружающего мира. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебным предметам начальной школы русскому языку, математике, окружающему миру.
Раздел “Учимся родному языку” обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено специальной подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребенка.
Раздел “Учимся рисовать” Содержание этого раздела направлено на развитие графической деятельности детей, включающей рисование, копирование образцов и способствует формированию ряда умений, которые можно объединить в несколько блоков: пространственная ориентировка, умение анализировать форму предметами изображения, развивать воображение,
Раздел “Играем и фантазируем” направлен на развитие воображения, в значительной степени способствующего успешности обучения ребенка в школе. Особое внимание уделяется такому качеству как предвидение, сформированность которого определяет творческие характеристики любой деятельности. Содержание этого раздела способствует развитию умений самостоятельно и с помощью взрослого участвовать в играх с правилами, в ролевых, режиссерских и других видах игр.
Так как в детском саду у нас не было детей 6- летнего возраста, то мы организовали подготовительную к школе группу полного дня и обучение в ней ввели по программе “Предшкольная пора” под редакцией Н.Ф.Виноградовой.
Учебный план и режим дня для этой группы составлен отдельно. Условия труда воспитателя и помощника воспитателя также индивидуальны.
По программе продолжительность обучения 28 недель. Общее число занятий – 420.
Особенностью программы является взаимосвязь всех разделов, то есть по принципу интегрирования.
Учебный план на неделю.
- Познаем других людей и себя: 2 часа
- Познаем мир: 3 часа
- Учимся думать, рассуждать, фантазировать: 3 часа
- Учимся родному языку: 5 часов
- Учимся рисовать: 2 часа
По санитарным нормам в подготовительной группе можно проводить не более 17 часов, поэтому были введены 1 час занятия физической культуры, 1 час музыки.
Режим занятий: 5 дней в неделю по 3 занятия в день. Длительность занятий 30 минут. Перерыв между занятиями 10 минут. Между вторым и третьим занятием – “игровой час”
Режим дня подготовительной группы
- 7.30 – прием детей
- 8.15 – зарядка
- 8.30 – завтрак
- 9–00 – 9–30 – 1-е занятие
- 9–40 – 10–10 – 2-е занятие
- 10–10 – 11–10 – игровой час
- 11–10 – 11–40 – 3-е занятие
- 11–40 – 12–30 – прогулка
- 12–40 – 13- 10 – обед
- 13–10 – 15–00 – сон
- 15–00 – 15–20 – гимнастика
- 15–20 – 16–00 – игры, кружковая работа
- 16–00 – 16–15 – полдник
- 16–15 – 18–00 – прогулка, игры, уход детей домой.
По решению педагогического совета, занятия в подготовительной группе проводит один воспитатель и работает только в первую половину дня. Помощник воспитателя, кроме своих прямых обязанностей, помогает готовиться воспитателю к занятиям (раздает и собирает учебные пособия, канцелярские принадлежности).
Для реализации программы организовали:
- Предметно-развивающую среду. Предметно-развивающая среда создавалась с учетом возрастных возможностей детей, интересов, таким образом, чтобы ребенок в течении дня мог найти увлекательное дело, занятие. При подборе дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывались особенности разноуровневого развития детей и помогли осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.
- Подбор и изготовление демонстрационного и раздаточного материала.
- Оформление уголка для родителей.
- Тематическое планирование.
- Планы занятий по трем блокам: учебная деятельность, совместная с воспитателем деятельность и самостоятельная.
- Прежде чем начать работу была проведена диагностика – вводная. (Таблица 2)
Таблица вводной диагностики детей
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
Математическое развитие | 1 | 5 | 10 |
Социальный мир | 2 | 6 | 8 |
Речевое развитие | 0 | 4 | 12 |
Ее целью было определение стартовых возможностей каждого ребенка. Эта диагностика показала, что дети имеют, в основном, средний и низкий уровень развития. У значительного большинства детей не развита монологическая речь, на вопросы отвечают односложно, не могут рассказать о том, что видят на картинке.
Вторая диагностика – коррекционная проводилась в декабре месяце. (Таблица 3)
Таблица уровней развития детей на середину года
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
Математическое развитие | 6 | 5 | 5 |
Социальный мир | 6 | 8 | 2 |
Речевое развитие | 4 | 8 | 4 |
По таблице видно, что повысился уровень развития детей. Это отметили и родители на очередном собрании. Но здесь же выявили проблемы, на которые надо направить коррекционную работу. С этой целью была спланирована индивидуальная работа с детьми, имеющими пробелы в знаниях.
И третья итоговая диагностика проводилась в апреле месяце совместно с психологом и учителем 1-го класса (Таблица 4)
Таблица уровней развития детей на конец года
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
Математическое развитие | 7 | 7 | 2 |
Социальный мир | 7 | 8 | 1 |
Речевое развитие | 5 | 10 | 1 |
Результаты последней диагностики показали, что работа проводилась целенаправленно. Уровень развития детей значительно повысился по сравнению с началом года.
Школьная мотивация с 50% повысилась до 100%. (Таблица 5)
Таблица школьной мотивации
Начало года | Середина года | Конец года |
50% | 70% | 100% |
При проведении занятий необходимо учитывать то, что ведущей деятельностью этого периода развития детей является игра, и поэтому именно игра стала приоритетной формой организации и методом обучения. Воспитатель старалась создать условия для возможно более разнообразного учебного и внеучебного общения детей. В этом возрасте дети испытывают огромную потребность в общении со сверстниками, и именно в игре происходит развитие многих коммуникативных умений, необходимых для обучения в школе. В процессе обучения учитывала индивидуальные особенности детей (темп деятельности, особенности внимания, памяти, отношения со сверстниками, индивидуальные и эмоциональные проявления.)
Особое внимание воспитатель направляла на учет психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста, физическое и психическое состояние каждого ребенка. Никогда не предъявляла детям требования, которые они не могут выполнить, так как это препятствовало бы формированию положительной учебной мотивации ребенка- отношения к учебной деятельности и, успешности обучения.
Занятия проводила разнообразные по форме: игра, соревнование, исследовательская работа, посиделки, инсценировки. Большое участие в педагогическом процессе приняли родители, с ними работали в тесном контакте. Постоянно проводила родительские собрания, консультации не только строго по плану, но и исходя из возникающих интересов и потребностей родителей. Привлекала родителей к совместной деятельности: участие в праздниках, вечерах развлечений, проведению прогулок.
Как же проводились занятия.
“Учимся родному языку”. Эти занятия полностью строились на общении в процессе, которого пополнялся активный словарь словами, характеризующими качества и свойства предметов, обобщающими словами. По образцу подбирались слова, сходные и противоположные по значению.
Учила задавать различные вопросы взрослым и сверстникам. Участвовали в коллективном рассказывании, беседе, составляли короткие рассказы на близкие детям темы, составляли рассказы по сюжетным картинкам, описательные и повествовательные рассказы по графической схеме-плану на доступные детям темы. В процессе моделирования учились различать слово и предложение, составлять предложения по образцу и самостоятельно. В игре строить модели предложений. Учились выделять часто встречающийся звук в словах, обозначать его соответствующим знаком заместителем. Следуя образцу, интонационно выделять в слове звук, называть его изолированно; называть пары звуков по твердости мягкости. Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить звуковой анализ слов из трех-пяти звуков (в процессе моделирования). Различать и обозначать соответствующим знаком заместителем гласные, твердые и мягкие согласные звуки. В соответствие с игровыми правилами менять звуковой состав слова, называть слова с определенным звуком. Читать слоги, структурно несложные слова и предложения. Самостоятельно сравнивать результаты своей работы с образцом. Вначале работы было трудно научить детей слушать задание, отвечать предложениями, составлять рассказы. Дети очень затруднялись проводить звуковой анализ слова, соотносить произносимое слово со схемой, различать и обозначать соответствующими знаками заместителями гласные, твердые мягкие согласные звуки. Но к концу учебного года почти все дети хорошо с этим справились и начали читать слоги, несложные слова и предложения. Трудности испытывали те дети которые имели проблемы со звукопроизношением.
На этих занятиях “Учимся рисовать” учились с детьми анализировать предметы и их графическое изображение по форме, пропорциям, частям. Сравнивать объекты, предметы по цветовой гамме. С помощью рисования и лепки копировали и создавали различные контуры и изображения выполняли разнообразные виды штриховки. Знакомились с графическими и живописными средствами художественной выразительности (линия, штрих, мазок, пятно, цвет, цветовые сочетания). Трудности на этих занятиях заключались в том, что многие дети не могли правильно держать карандаш. Очень трудно им давалась штриховка, рисование узоров “посложнее”, по точкам, копирование контуров по клеткам, копирование “зеркального” изображения. В аппликации многие дети не могли вырезать мелкие детали. И как говорится: “Терпение и труд все перетрут” так и мы справились со всем. Дети показали неплохие результаты.
Проследив обучение детей в течение года в первом классе, видели, что дети, обучавшиеся по программе “Предшкольная пора” более активны на уроках, они уверены в своих знаниях, хорошо владеют школьными терминами. Эти дети не боятся общаться с учителем (учитель был постоянным гостем в детском саду), умеют слушать друг друга, оценивать свои знания и знания одноклассников. Самое главное они быстро адаптировались. Итоговая диагностика в первом классе показала следующие результаты:
Хорошо справились с программным материалом – 7 учащихся; на среднем уровне – 8 учащихся и не справился с программой 1 ученик, который имел отклонения в развитии.