Урок истории "Внешняя политика России начала XX века"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  1. Образовательная: Изучить внешнюю политику России накануне Первой мировой войны, выяснить какое место Россия занимала на международной арене.
  2. Развивающая: Развить лидерские качества, логическое, аналитическое, абстрактное мышление, культуру речи учащихся;
    Отработать навыки работы с исторической и контурной картой, с опорным конспектом, умение составлять логичный ответ при помощи сжатой информации (работа с таблицами).
  3. Воспитательная: Содействовать воспитанию патриотизма, гордости и уважения к Родине, а так же инициативности, бережного отношения к рабочему времени, чувства коллективизма и ответственности учащихся.

Тип урока: урок-изучение нового материала.

Методы: проблемный, поисковый.

Формы: индивидуальная работа, работа в микрогруппах, выступления, эвристическая беседа, лекция.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация (приложение №5), политическая карта мира начала ХХ века, атлас «История России ХХ века», контурные карты «Русско-японская война 1904 – 1905 гг.», цветные карандаши, опорные конспекты «Русско-японская война 1904 – 1905 гг.», таблица «Внешняя политика ведущих держав в начале ХХ века», мультимедийный учебник «История России с древнейших времен до 1917 г.», доска и мел.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка наличия учащихся и их готовность к занятию.

Преподаватель называет тему урока и дает инструкции учащимся.

- Посмотрите на доску, тема нашего урока «Внешняя политика России в начале ХХ века» - это рабочее название темы, запишите ее в тетради, но в конце урока мы еще раз вернемся к ней и попробуем сформулировать точнее, поэтому отступите несколько клеток в тетради от предыдущего конспекта.

II. Постановка цели

Преподаватель ставит цель урока.

- Сегодня мы должны выяснить, какое место занимала Россия на международной арене в начале ХХ века.

III. Мотивация

- Когда мы изучали внешнюю политику России во второй половине XIX в., мы делали акцент на том, что именно в конце XIX – начале ХХ вв. начинают складываться предпосылки к мировой войне. Поэтому, чтобы понять причины, ход, особенности, результаты и итоги Первой и Второй мировых войн, Великой Отечественной войны, мы должны знать и уметь анализировать события, которые произошли в мире в конце XIX – начале ХХ вв., и какую роль в этих событиях играла наша Родина.

Преподаватель активизирует знания учащихся по пройденным темам.

- Давайте вспомним события второй половины XIX в.

Фронтальный опрос.

- Посмотрите на карту. Какие направления во внешней политике России мы выделяем? (Во внешней политике России мы традиционно выделяем три направления: Западное, Восточное и Южное.)

IV. Изучение нового материала

Преподаватель начинает формировать схему «Внешняя политика России в начале ХХ в» (приложение №1) на доске и просит учащихся записать схему в тетради.

Преподаватель знакомит учащихся с планом урока.

- Итак, на этом уроке мы должны изучить три направления внешней политики России в начале ХХ в.

Преподаватель обращает внимание учащихся на экран.

Осенью____ года в кресле, на терассе Ливадийского дворца, умирал император Александр III. Рано утром он сказал Марии Федоровне: «Чувствую конец». За два часа до кончины потребовал к себе наследника и приказал ему тут же, на терассе, подписать манифест к населению империи о восшествии на престол. Тот сказал: «Точно так, папенька», - и скрепил автографом вступительный документ. (Слайд 1, приложение №5)

Преподаватель активизирует знания учащихся.

- Осенью какого года скончался Александр III?

- О каком императоре идет речь в данном рассказе?

Вот с какими словами Николай II принял престол: «От Господа Бога вручена нам власть царская над народом нашим, пред престолом Его мы и дадим ответ за судьбы державы Российской…» (Слайд 2)

Так какое наследство в области внешней политике получил Николай II.

Преподаватель просит учащихся разделиться на 6 микрогрупп, и дает задание и инструкции.

- Проработайте таблицу «Внешняя политика ведущих держав в начале ХХ в».

Каждая группа изучает одну державу (приложение №2), работает с атласом и готовит выступление на 2 минуты по алгоритму: Страна - союзники – противники – колониальная политика. (Слайд 3).

На работу в группах отводится 5 минут.

По истечении времени преподаватель просит представителей от групп выйти к карте с докладом.

После каждого докладчика преподаватель обращает внимание учащихся на доску и продолжает формировать схему «Внешняя политика России в начале ХХ в» (приложение №1).

Сформировав в схеме западное направление внешней политики России в начале ХХ в, преподаватель проводит поэтапное закрепление в форме фронтального опроса.

1. В каком году сформировался Тройственный союз?
2. В каком году закончил формироваться блок Антанта?
3. Какой из этих блоков прочнее и сильнее? Почему?

Преподаватель подводит итог западного направления внешней политики России и обращает внимание учащихся на схему (приложение №1).

(Слайд 4)

В Европе сложилось два крупных блока к началу ХХ в. – Тройственный союз и блок Антанта, данные блоки и станут участницами Первой мировой войны. Тройственный союз был наиболее сильным, прочным, устойчивым и агрессивным.

Преподаватель обращает внимание учащихся на восточное направление внешней политики России в начале ХХ в, и просит учащихся посмотреть документальный фильм «Русско-японская война 1904-1905 гг.» (Мультимедийный учебник «История России с древнейших времен до 1917 года»).

После просмотра фильма преподаватель дает задание и инструктирует учащихся.

- Пользуясь опорным конспектом (приложение №3) и атласом выполните задания в контурных картах (приложение №4).

На работу в контурных картах отводится 5 минут.

Через 5 минут преподаватель просит учащихся сдать контурные карты на проверку.

Преподаватель проводит поэтапное закрепление в форме фронтального опроса:

1. Почему началась русско-японская война?
2. Назовите сторонников воюющих стран.
3. Почему Россия проиграла войну?

Преподаватель подводит итог восточного направления внешней политики России и обращает внимание учащихся на схему (приложение №1). Преподаватель предлагает в восточном направлении обозначить русско-японскую войну 1904 – 1905 гг. и сделать сноску на опорный конспект.

На Дальнем Востоке Интересы России столкнулись с интересами Японии, и несмотря на революцию и протест общественности Россия вступила в войну, но «маленькой победоносной победы» не произошло и Россия усугубила свое положение, потеряв авторитет на международной арене.

Мы изучили западное и восточное направление внешней политики России в начале ХХ в, и по плану урока приступаем к рассмотрению южного направления. Южное направление внешней политики в конце XIX в было связанно с событиями на Балканском полуострове.

Преподаватель активизирует знания учащихся.

- Скажите, какие события произошли на Балканах во второй половине XIX в?
- Назовите итоги этой войны.

Преподаватель подводит итог.

- Главной причиной вступления России в войну с Турцией было то, что Россия хотела помочь славянским народам, проживавшим на Балканах. И, победив Турцию в войне, не смогла отстоять свою победу на мировой арене перед ведущими державами.

Преподаватель предлагает учащимся продолжить формировать схему «Внешняя политика России в начале ХХ в» и обозначить в южном направлении Балканский полуостров (приложение №1), прослушать и законспектировать лекцию.

В 1908–1909 годах разразился Боснийский кризис. Австро-Венгрия, опираясь на поддержку Германии, используя ослабление Османской империи, вызванное турецкой революцией и поднявшимся освободительным движением на Балканах, в 1908 году аннексировала Боснию и Герцеговину. Россия под нажимом Германии была вынуждена признать это действие австрийского правительства, так как не готова была помешать ему военными средствами.

Аннексия Боснии и Герцеговины вызвала сплочение балканских народов и новый подъем их национально-освободительной борьбы. Болгария провозгласила свою независимость. В 1912 году при посредничестве России Болгария и Сербия заключили оборонительный союз против Австро-Венгрии и наступательный против Турции. К ним присоединилась Греция. В начавшейся войне с Турцией они быстро добились успеха.

В результате Османская империя потеряла фактически всю европейскую часть своей территории, сохранив лишь узкую полоску земли, прилегающую к ее столице Стамбулу. Однако в 1913 году между балканскими государствами Болгарией, Сербией и Грецией разгорелся конфликт из-за территориальных споров. Его подогревали интриги австрийских и германских дипломатов. Россия не смогла предотвратить распад Балканского союза и войну между бывшими союзниками. Мирная конференция в Бухаресте, завершившая Балканскую войну, не только не сняла противоречия, но и усилила их. Особенно острыми они были между Болгарией, которую начала поддерживать Германия, и Сербией, на стороне которой выступала Россия. Балканы стали «пороховым погребом» Европы.

Преподаватель проводит поэтапное закрепление в форме фронтального опроса:

1. В каких годах разразился Боснийский кризис?
2. Какие страны Балканского полуострова вошли в состав оборонительного союза против Австро-Венгрии и наступательный союз против Турции?
3. Когда и почему распался данный союз?
4. Как историки называют Балканский полуостров в первой четверти ХХ в?

Преподаватель обращает внимание учащихся на схему «Внешняя политика России в начале ХХ в» (приложение №1) и просит учащихся сделать вывод.

Преподаватель напоминает учащимся о том, что название темы урока было рабочим, и предлагает точнее сформулировать тему урока и записать ее в тетрадь. Учащиеся формулируют тему урока: «Мир накануне Первой мировой войны» и записывают в тетрадь.

V. Подведение итогов урока

Преподаватель выставляет оценки учащимся за работу на уроке. (Слайд 5)

VI. Домашнее задание

Преподаватель задает домашнее задание:

 - Сегодня мы изучили мир накануне Первой мировой войны, но упустили из виду вопрос о вооружении стран накануне войны. Самостоятельно изучите каким оружием обладали ведущие державы накануне Первой мировой войны. Самые яркие и интересные доклады будут отмечены положительной оценкой.