Цели
1. Научить работать с картой, ориентироваться в пространстве, знать термины и понятия, знать названия древнерусских городов и названия военно-племенных союзов восточных славян, знать хронологию.
2. В ходе мероприятия содействовать развитию логического и абстрактного мышления, наблюдательности, памяти.
3. Воспитать чувство ответственности, самостоятельность, внимательность, целеустремленность, чувство взаимопомощи, бережное отношение к рабочей минуте, обязательность соблюдения правил, уважительное отношение к сверстникам и преподавателям.
Оборудование: мультимедийная приставка и экран; мультимедийная презентация; звездочки; таблички с вариантами ответов; маркеры, бумага; оценочные листы; цветной скотч; бейджики; атласы.
Кабинет, в котором планируется проводить игру, необходимо оформить звездочками, воздушными шариками, на полу обозначить три уровня.
Правила игры
В игре принимают участие 12 детей, которые объединяются в пары. Один из игроков является основным, второй осуществляет поддержку. За правильный ответ обоих игроков пара получает звезду. Если второй игрок ошибается, то основной игрок переходит в следующий уровень тура без звезды. В том случае, если основной игрок не дает правильного ответа, а второй игрок отвечает правильно, основной игрок остается на прежнем месте. В одном туре предусмотрено 4 вопроса. Если по итогам четырех вопросов возникает спорная ситуация, то участникам предлагается пятый вопрос. В одном туре игроки проходят путь, состоящий из трех уровней. По итогам каждого тура одна из пар выбывает. В финале остается две пары.
Ход игры
1. Организационный момент. Проверка наличия учащихся, их готовность к мероприятию.
2. Постановка цели. Постановка цели, ознакомление учащихся с правилами игры, инструктаж.
3. Закрепление и обобщение материала. Учащиеся отвечают на вопросы, поднимая карточки с правильным вариантом ответа.
Тур I
1. Назовите славянские племена, проживавшие в центре Восточно-Европейской равнины в VIII веке н.э.
А. Чудь, меря;
Б. Поляне, древляне;
В. Корсь, жмудь;
Г. Черемисы, мурома.(Правильный ответ: Б. Поляне, древляне)
2. Какой город был племенным центром древлян?
А. Искоростень;
Б. Изборск;
В. Полоцк;
Г. Туров.(Правильный ответ: А. Искоростень)
3. Как называлось государство в Среднем Поволжье в X – XIII вв.?
А. Византийская империя;
Б. Золотая Орда;
В. Волжская Булгария;
Г. Албания.(Правильный ответ: В. Волжская Булгария)
4. Какой путь называют «из варяг в греки»?
А. Водный торговый путь, соединявший Европу и Америку;
Б. Путь варягов для завоевательных походов в Азию;
В. Водный торговый путь с севера на юг Руси.
Г. Путь через Германию и Дунай в Черное море.(Правильный ответ: В. Водный торговый путь с севера на юг Руси)
5. Кто из князей объединил в 882 году под своей властью Киев и Новгород?
А. Олег;
Б. Аскольд;
В. Игорь;
Г. Дир.(Правильный ответ: А. Олег)
По итогам тура та пара, которая набрала меньшее количество звезд и прошла меньший путь, выбывает.
Преподаватель подводит итоги тура.
Тур II
1. Какой народ проживал к востоку и юго-востоку от южных славян?
А. Жемайты;
Б. Ливы;
В. Латы;
Г. Авары.(Правильный ответ: Г. Авары)
2. Удельные княжества – это…
А. Территория восточных славян в IX в.;
Б. Владения монголо-татарских ханов на Руси;
В. Собственность обедневших бояр;
Г. Независимые княжества периода раздробленности.(Правильный ответ: Г. Независимые княжества периода раздробленности)
3. Где начинается торговый путь «из варяг в греки»?
А. В Балтийском заливе;
Б. В Финском заливе;
В. В Ботническом заливе;
Г. В Гибралтарском проливе.(Правильный ответ: Б. В Финском заливе)
4. Какой город древние славяне называли «Царьград»?
А. Париж;
Б. Константинополь;
В. Византия;
Г. Рим.(Правильный ответ: Б. Константинополь)
5. Какой город основал Святослав Игоревич?
А. Любеч;
Б. Переяславль;
В. Переяславец-на-Дунае;
Г. Ростов Великий.(Правильный ответ: А. Любеч)
Одна из пар выбывает.
Преподаватель подводит итоги тура.
Тур III
1. Какой племенной союз в VIII – XI вв. занимал территорию от озера Ладога до Чудского озера, вокруг озера Ильмень и по течению реки Волхов?
А. Словене;
Б. Северяне;
В. Кривичи;
Г. Поляне(Правильный ответ: А. Словене)
2. Древняя Русь постоянно подвергалась нападениям соседей-кочевников. Во второй половине XII в. это были…
А. Гунны;
Б. Мадьяры;
В. Татаро-монголы;
Г. Половцы.(Правильный ответ: Г. Половцы)
3. Назовите центр Древнерусского государства.
А. Москва;
Б. Смоленск;
В. Галич;
Г. Киев.(Правильный ответ: Г. Киев)
4. В каком городе принял крещение князь Владимир?
А. Новгород;
Б. Константинополь;
В. Корсунь;
Г. Киев.(Правильный ответ: В. Корсунь)
5. Назовите город, где в результате археологических раскопок были найдены остатки многочисленных древних построек, деревянные мосты и берестяные грамоты.
А. Владимир;
Б. Великий Новгород;
В. Нижний Новгород;
Г. Львов.(Правильный ответ: Б. Великий Новгород)
Одна из пар выбывает.
Преподаватель подводит итоги тура.
Тур IV
1. Как назывался восточнославянский племенной союз, живший в верхнем и среднем течении реки Оки?
А. Меря;
Б. Мещера;
В. Кривичи;
Г. Вятичи.(Правильный ответ: Г. Вятичи)
2. Какая из вспомогательных исторических дисциплин изучает историю происхождения географических названий?
А. Ономастика;
Б. Генеалогия;
В. Топонимика;
Г. Нумизматика.(Правильный ответ: В. Топонимика)
3. Какая река входила в систему «путь из варяг в греки»?
А. Днепр;
Б. Дон;
В. Волга;
Г. Северная Двина.(Правильный ответ: А. Днепр)
4. Какую территорию называли Червоной Русью?
А. Территорию Смоленского княжества;
Б. Территорию Тмутараканского княжества;
В. Территорию Галицкого княжества;
Г. Территорию Киевского княжества.(Правильный ответ: В. Территорию Галицкого княжества)
5. Какой город был основан князем Юрием Долгоруким в Суздальской земле?
А. Владимир-на-Клязьме;
Б. Суздаль;
В. Юрьев-Польский;
Г. Переяславль-Залесский.(Правильный ответ: Г. Переяславль-Залесский)
Одна из пар выбывает, в финал выходит две пары участников.
Преподаватель подводит итоги тура, определяет финалистов.
Тур V
Задание. Назовите наибольшее количество рек и озер, находившихся на территории Киевской Руси.
Учащиеся, работая с картой, выписывают все реки и озера, которое находились на территории Киевской Руси. По истечении времени участники по очереди называют географические названия, победителем считается та пара игроков, которая назовет больше рек и озер.
Преподаватель дает участникам три минуты на выполнение задания. Учащиеся по очереди называют реки и озера, когда возникают затруднения, им помогают вторые участники игры. Выигрывает та пара, которая назовет большее количество рек и озер.
Преподаватель подводит итоги тура.
4. Подведение итогов. Преподаватель подводит итоги игры, объявляет победителей, благодарит всех участников.