Цель: обогатить знания детей об истории происхождения полонеза, менуэта, польки.
Задачи:
- развить умение выражать в движении характер музыки и ее настроение: торжественность, пышность, изящество;
- учить детей самостоятельно выполнять перестроения по словесному указанию и по модели (рисунок);
- обучить танцевальному шагу с носка, шагу полонеза;
- воспитывать культуру поведения в танцевальном классе, умение мальчиков приглашать на танец поклоном головы, девочек – отвечать на приглашение маленьким реверансом.
Прогнозируемый результат:
- приобщение к ценностям мировой культуры;
- исполнение движений «Старинной польки».
Музыкальный материал:
1) Музыкальная пьеса Яна Янтера «Маленький Гренадер» (сборник «Ритмическая мозаика»).
2) Старинный бальный танец. Музыка О.Козловского (сборник «Ритмическая мозаика»).
3) Менуэт. Музыка Поля Мориа (сборник «Шедевры инструментальной музыки», часть I).
4) Старинная полька (сборник «Ритмическая мозаика»).
5) Мелодия М.Леграна из к/ф «Шербургские зонтики» (сборник «Шедевры инструментальной музыки», часть III).
Наглядный материал: схемы перестроения, рисунки, иллюстрации с изображением придворных дам и кавалеров в исторических костюмах XVI - XIX веков.
Ход урока
Организационный момент
Дети стоят в шахматном порядке, приветствуют учителя поклоном.
– Сегодня мы с вами совершим путешествие во времени. Но вот куда мы попадем, в прошлое или будущее, для вас пока останется загадкой, которую вы разгадаете сами. Наша машина времени имеет несколько салонов: в форме круга (предложить детям построиться в круг), в форме пассажирского салона автобуса (в две колонны), и в форме полумесяца (полукругом). Займем места в «круглом» салоне и отправимся в путь.
Дети, стоя в кругу, выполняют общеразвивающие движения (музыкальная пьеса Яна Янтера «Маленький Гренадер» из сборника «Ритмическая мозаика»).
Основная частьПовторение изученного материала.
Под звучание старинного бального танца (музыка О.Козловского из сборника «Ритмическая мозаика»), учитель открывает рисунки и иллюстрации с изображением придворных дам и кавалеров в исторических костюмах XVI - XIX веков, которые предварительно были прикреплены на стенде и закрыты тканью.
– Итак, мы попали…(дети заканчивают предложение). Мы попали на дворцовый бал. Интересно, кто-нибудь догадался, в какой стране мы очутились? Что за музыка сейчас звучит?
Мини-беседа о полонезе: как называется, кем и когда исполнялся этот танец, его происхождение. Затем, повторяют приемы исполнения шага полонеза: на «и» - присесть на левой ноге, правую ногу с оттянутым носком вынести вперед, на «раз-два-три» - три шага вперед с правой ноги, далее – то же самое, только с другой ноги.
– Значит, мы выяснили, что попали в старинную Польшу на открытие бала. Предлагаю исполнить полонез, а помогут нам в этом рисунки – модели.
Детям предлагается рассмотреть рисунки – модели и выполнить перестроения, в случае затруднения учитель помогает сориентироваться в зале. После этого дети выполняют перестроения под музыку.
– Занимаем места в салоне – полумесяце и отправляемся дальше. А пока вспомним, что такое реверанс, кто его исполняет, когда? (Ответы детей.)
– Следующая остановка в старинной Франции. Давайте узнаем, какой танец любили танцевать придворные французы и француженки.
Звучит отрывок менуэта Поля Мориа из сборника «Ритмическая мозаика». Дети знакомы с произведением, знают движения менуэта. Учитель предлагает мальчикам пригласить девочек на танец и исполнить его.
Дети исполняют менуэт, разучиваемый на предыдущих уроках.
– Как нужно исполнять этот танец? Кто в старину придумал и танцевал менуэт, придворные или простые люди? Где потом его обычно исполняли? где сейчас можно увидеть менуэт? (Ответы детей.)
– Наше путешествие продолжается, мы снова в круглом салоне машины времени. А чтобы нам не было скучно, поиграем в игру «Передай улыбку»: взялись все за руки, каждый из нас по очереди смотрит на своего соседа справа и «дарит» ему свою улыбку. (Звучит мелодия М.Леграна из к/ф «Шербургские зонтики» из сборник «Шедевры инструментальной музыки», часть III.)
– Наконец мы приземлились в старинной Чехии, в которой зародился замечательный танец – полька. Нам кажется, что это исконно польский танец, но это не так. В основе польки лежит народный чешский танец. По-чешски «пулка» - значит половина. Главное движение танца – полушаги. Вспомните шаг польки. (Дети встают в круг, поворачиваются друг за другом и выполняют шаг польки под счет учителя.)
– Польку танцевали издавна во всех деревнях Чехии. Но в XIX веке один чешский педагог увидел этот танец и рассказал о нем в столице, показал специалистам, придворным учителям танцев. Новый танец им очень понравился. И так родилась полька. Ее стали исполнять на балах по всей Европе – в Праге, в Вене, в Париже. Мы с вами тоже знаем движения польки и вспомним некоторые из них. (Индивидуальное исполнение движений, разучиваемых на предыдущих уроках: шаг польки, боковой галоп, хлопки, «каблук-носок», повороты на подскоках и др.)
– Поскольку мы находимся с вами в прошлом, то с вами сейчас разучим движения «Старинной польки».
Дети перестраиваются в «шахматный порядок» и повторяют за учителем движения «Старинной польки» (запись А.И.Бурениной).
Описание движений
И.П. – дети стоят парами по кругу, держась за руки «лодочкой», мальчики – внутри круга, девочки – лицом к ним.
Музыка А
Дети двигаются по кругу боковым галопом. На последнем 8-м такте останавливаются.
Музыка В
1 такт – соединив правые руки, шаг вперед, «плие»;
2 такт – шаг назад, «плие»;
3-4 такты – меняются местами на шагах (правые руки соединены);
5-8 такты – повторение этих же движений в соответствии с музыкой.
Музыка С
1-4 такты – пары выполняют три шага вперед по кругу, держа руки «крест накрест», «плие»;
5-8 такты – три шага назад, «плие»;
9-12 такты – выполняют поворот на подскоках, не меняя положения рук и корпуса, девочки двигаются вперед, мальчики – назад;
13-16 такты – пары меняются партнерами, девочки переходят вперед по кругу, мальчики идут против круга.
Все движения повторяются в соответствии с музыкой. В конце каждая пара выполняет поклон друг другу.
– Ребята, у нас ни один праздник не проводится без игры, верно? В старину на балах тоже любили играть. В одну такую игру мы и попробуем сыграть. Я раздам вам листочки с именами сказочных героев, которые вы прикрепите себе на грудь. Танцуя «Старинную польку» вы должны найти свою пару, например, Маша и Медведь, Лиса и Колобок. Когда танец закончится, мы проверим, соединились ли пары.
Проводится игра «Найди пару».
- Наше путешествие подошло к концу, пора отправляться домой в XXI век. Занимаем места в салоне – полумесяце.
Звучит любая спокойная музыка из сборника «Шедевры инструментальной музыки».
– Что запомнилось больше всего в нашей экскурсии по времени? В каких странах мы побывали? Какие танцы исполнялись на старинных балах? Какой из танцев вам понравился больше? Вам хочется еще раз совершить путешествие на машине времени? (Ответы детей.)
Домашнее задание
– Нарисуйте, пожалуйста, дома воспоминания о нашем путешествии. Покажите своему классному руководителю движения «Старинной польки» и повторите их дома перед зеркалом.
Итак, мы оказались снова в нашем классе. Встаньте в шахматном порядке, наш урок закончен, до свидания.
Дети выполняют поклон.