Цели урока:
Обучающая цель – познакомить учащихся с еще одной группой высших споровых растений, обладающих не только стеблями и листьями, но и вполне развитыми корнями; ознакомить учащихся с господством на Земле древовидных папоротников, хвощей и плаунов в каменноугольный период; объяснить процесс образования каменного угля, а также роль папоротниковидных в природе и жизни человека.
Развивающая цель – научить сравнивать и анализировать разные группы высших споровых растений, развивать умение пользоваться дополнительной литературой, интернетом при подготовке опережающего задания по новой теме.
Воспитательная цель – сформирование эстетического и экологического воспитания у учащихся, обратить внимание на виды, занесенные в Красную книгу.
Задачи:
- Познакомиться с особенностями строения хвощей, папоротников, плаунов.
- Отметить усложнение в их строении, более высокую организацию по сравнению с мхами.
- Получить знания о многообразии этого отдела растений, о их роли в природе и практическом значении.
Оборудование:
- Таблицы: «Папоротник», «Хвощи, плауны».
- Живые экземпляры папоротников (нефролепис, адиантум, аквариумные сальвиния плавающая).
- Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки».
План урока
- Многообразие папоротникообразных.
- Древние папоротникообразные.
- Современные папоротники.
Лабораторная работа «Строение спороносящего папоротника»
- Особенности строения и многообразие.
A. Хвощевидных растений.
B. Плауновидных растений.
- Образование каменного угля.
- Роль папоротникообразных в природе и в жизни человека.
Ход урока
Учитель. Папоротникообразные растения древняя группа высших споровых растений. Они распространены по всему земному шару, встречаются в различных местообитаниях, но наиболее распространены во влажных тропических лесах, где встречаются и на почве, и на стволах, и на ветвях деревьев.
Группа папоротникообразных растений включает в себя более 10 000 видов растений и подразделяется на три крупных отдела.
1. Папоротниковидные.
2. Хвощевидные.
К папоротникообразным растениям, кроме самих папоротников, относятся хвощи. Конечно, эти современные растения лишь отдаленно напоминают своих древних предков. Но все, же их почтенное историческое прошлое требует к себе уважения.
3. Плауновидные.
Всего в эту группу входит более 10 000 видов растений. (Приложение 1, Слайд № 1)
Начнем этот урок с путешествия среди древних обитателей нашей планеты: папоротников, хвощей и плаунов. Нам предстоит выяснить, чем папоротники отличаются от водорослей и высших растений, а что у них есть общего. Мы узнаем, что листья папоротников носят загадочное имя – вайи. Итак, в путь!
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ №1. ДРЕВНИЕ ПАПОРОТНИКООБРАЗНЫЕ
В далекие-далекие времена, когда над Землей расстилались влажные и теплые туманы, а на Земле обитали гигантские ящеры, леса были полны удивительных деревьев. Представь себе, что хорошо знакомые нам папоротники (как и хвощи с плаунами) достигали десятков метров в высоту и были настоящими деревьями. (Слайд № 2)
Около 300 млн. лет назад климат на Земле был теплым и влажным, а атмосфера насыщена углекислым газом. В таких условиях начали развиваться папоротникообразные растения. Они образовывали леса на всех континентах нашей планеты, включая Антарктиду.
В это время лесами из древовидных хвощей, плаунов и папоротников были покрыты обширные территории. (Слайд № 3)
До наших дней дошли отпечатки листьев древних папоротникообразных растений на каменном угле и части окаменевших стволов. Эти находки позволили восстановить внешний вид вымерших растений.
Учитель. Современные растения, принадлежащие к этим отделам, не так внушительны, как их древние предки. В большинстве случаев высота их исчисляется десятками – но не метров, а сантиметров. (Слайд №4, 5)
Лабораторная работа (работа по группам)
«Строение спороносящего папоротника»
Цель: изучить внешнее строение папоротника, найти сходства и различия с мхами, доказать принадлежность папоротников к высшим споровым растениям.
Оборудование: гербарный материал папоротников, мхов, ручная лупа.
Ход работы
1. Рассмотреть внешнее строение папоротника (форму, окраску корневища, форму, размеры и окраску вай). (Слайд № 6)
У папоротника выделяют следующие органы:
А) надземные органы – листья папоротника – называют вайями.
Б) подземные органы – корневище (корневище – видоизмененный стебель).
2. Рассмотрите бурые бугорки на нижней стороне листа (вайи). (Слайд №7)
3. Сравнить папоротники с мхами, найти сходства различия. (Слайд №8).
4. Обоснуйте принадлежность папоротника к высшим споровым растением. (Слайд №9)
Особенности строения хвощей и плаунов
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ №2. ХВОЩЕВИДНЫЕ, ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ
Многолетние травянистые растения с длинными вьющимися корневищами, зимующими в почве. Весной появляются бурые побеги, на верхушках которых расположены колоски. В них созревают споры. Зеленые летние побеги содержат хлорофилл.
Посмотри на полевой хвощ. Правда, он похож на маленькую изящную елочку высотой 20-30 сантиметров?
- Боковые веточки хвоща расположены мутовчато на главном стебле.
- Листочки у хвоща совсем маленькие Они коричневого цвета, срастаются между собой и обхватывают стебель трубочкой.
- Споры хвоща созревают в спорангиях, собранных в колосок. (Слайд № 10-11)
Хвощи растут на полях в лесах или около водоемах, обычно на участках с влажной кислой почвой.
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ №3. ПЛАУНОВИДНЫЕ, ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ
Плаун – вымирающее растение, занесенное в Красную книгу редких и вымирающих видов.
Древние предки плаунов были огромными деревьями высотой до 40 метров. Их стволы в диаметре достигали 1 метра. Ствол древнего растения был густо покрыт узкими листьями. А теперь стебель современного плауна покрыт крохотными листьями-чешуйками.
Сейчас сохранилось около тысячи видов плауновидных. Это многолетние травянистые растения. Плаун – скромное лесное растение, стелющееся зеленой змейкой под пологом леса. Над почвой поднимаются только его спороносные колоски. (Слайд № 12-13)
Значение папоротникообразных растений древних и современных видов
Учитель. Древнейшие папоротникообразные растения оставили нам драгоценное наследие ввиде каменного угля. (Слайд № 14)
Отмершие древние папоротникообразные падали в воду, где их заносило песком и илом. В результате термического разложения без доступа воздуха и под большим давлением горных пород в течение миллионов лет они медленно превращались в каменный уголь. В настоящее время каменный уголь добывают в шахтах или открытым способом. (Слайд № 15)
Он является не только важным источником энергии, но и ценным химическим сырьем. Для получения пластмасс, тканей, смол, лекарств, красок, взрывчатых веществ и даже в парфюмерии. (Слайд № 16)
Выводы
(Слайд №17)
- К группе папоротникообразных относят три отдела растений: папоротники, хвощи и плауны.
- Папоротники, хвощи и плауны – одни из самых древних растений на планете.
- Древние папоротникообразные послужили источником образования залежей каменного угля.
- Высшие споровые растения – живые ископаемые, дошедшие до наших дней, поэтому их нужно охранять.
Домашнее задание
Параграф 16, р.т. задание 34-37.