Круглый стол "Я – гражданин России"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Оформление:

  1. В центре – карта Российской Федерации.
  2. Государственные символы Р.Ф.
  3. Стенд: “Россия – родина моя”.
  4. Строки из стихотворений:

“Я не играю в патриота,
Когда под волчье улю-лю,
Хриплю в тайге, в тисках болота:
“Россия, я тебя люблю!”.

  1. “Умом Россия не понять
    Аршином общим не измерить
    У ней – особенная стать,
    В Россию можно только верить”.
  2. Цитаты:
    “Любовь к Родине начинается с любви к самому себе”.

ПЛАН

1. Вводная часть

а. “Познай самого себя”.
б. Государство и его граждане.
в. Краткая история российского права, государства.
г. Обращение к статьям Конституции.
д. Гражданство.
е. Президент РФ Путин В.В. о гражданстве.

2. Основная часть.

Задания для участников.

а. Проблемные понятия и вопросы.
б. Письмо от вашего сверстника.
в. Как вы оцените следующий текст?

3. Вывод и заключение.

Участники Круглого стола

“Я – гражданин России”

1.Ведущая – учитель истории Мурзаева Альмира Башировна.

 2.Участники: ученики 8-9-10-11 классов (15-20 человек).

3.Гости Круглого стола. (Сидят полукругом).

Цель проведения мероприятия:

  • привитие чувства патриотизма и ответственности за свою Родину.
  • выработать определенные положительные ценности.
  • воспитать чувство уважения и любви к государственным символам, к культуре и традициям народов, проживающих на территории Р.Ф.
  • воспитать чувство толерантности и патриотизма.

Вступительное слово учителя

Я гражданин России

Надпись на Дельфийском храме гласит: “Познай самого себя”. Именно с познания самого себя начинается определение цели жизни. Понятие “Я” очень сложное. Каждый человек видит себя под разными углами зрения. Поэтому различают “реальное Я” - то, каким представляют себя человек на самом деле; динамическое “Я” - каким человек хочет стать; “фантастическое Я” - каким он видит себя в мечтах; “будущее Я” - каким он может стать.

Опыт человечества показывает, что по-настоящему познать себя и добиться того, чтобы стать лучше, смогли люди, действовавшие на благо других людей. Чтобы получить ту судьбу, к которой вы стремитесь, надо внимательно изучать и сознательно формировать свой характер. Формируется характер под влиянием 3-х условий: наследственности (того, что отличает человека от рождения от других людей); общественной среды, самовоспитания. Характер проявляется в привычках, манерах человека к окружающей действительности.

Каждый член общества является представителем той или иной социальной группы, той или иной нации. Все мы, живущие в нашей стране, не зависимо от социальной и национальной принадлежности – граждане своего Отечества, своего государства.

Что же такое государство и что, значит, быть гражданином своей страны?

В современном мире существует много государств. Все они прошли путь исторического развития. Российское государство имеет тысячелетнюю историю. Сегодня наше общество и государство переживает трудные времена. Те связи, которые строились на подчинении центру, распались. Республики, входящие в состав Союза ССР, заявили о своей независимости и самостоятельности. Но не исчезла необходимость прочных культурных и научных связей, экономического взаимодействия. Это то, что может сблизить народы, объединить их на новой основе. Давно известно: чтобы государство хорошо выполняло свои задачи, защищало права граждан, необходимы 3 ветви власти. В нынешней Конституции нашей страны закрепляется принцип разделения властей. Законодательная власть принадлежит Федеральному собранию. Правительство Р.Ф. осуществляет исполнительную власть. Самостоятельность и право действовать независимо от других ветвей власти признаются и за органами судебной власти. Президент России является главой государства.

Гражданство – это устойчивая политическая правовая связь человека с государством. Быть гражданином – значит пользоваться определенными правами и нести необходимые обязанности по отношению к своему государству. Эти права и обязанности определяются в первую очередь в основном законе страны – Конституции. Среди важнейших прав – право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, на свободный труд, отдых, на образование, свободное участие в культурной жизни общества, право на свободу мысли, совести и религии.

Конституция РФ наделяет граждан широкими правами и свободами. Граждане нашей страны равны перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии.

Государство к гражданину, не выполняющему свои обязанности, применяет различные меры воздействия, которые могут быть весьма суровыми или относительно мягкими. Сознательное и добросовестное выполнение своих обязанностей, основанное на понимании их необходимости и постепенно входящее в привычку, умение пользоваться своими правами не в ущерб окружающим, активное и осмысленное участие в политической жизни страны, готовность отстаивать демократический правопорядок – вот гражданские качества, которые так необходимы сегодня каждому члену нашего общества.

Во всеобщей декларации прав человека говорится: “Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишён своего гражданства или права изменить своё гражданство”. Эти положения вошли в новую Конституцию России. Российское государство вернуло гражданство многим из тех, кто был его незаконно лишён в предыдущие годы. Среди них всем известные имена: писатель А.И.Солженицын, музыкант М.Л.Ростропович. В Конституции РФ указывается, что гражданин России не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству. Кроме того, РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за её пределами. Жизнь сейчас очень меняется. Россия встала на демократический путь развития, впервые в нашей стране создаётся правовое государство. Правовое государство признаёт за каждым человеком личную неприкосновенность, свободу, независимость, способность самостоятельно решать, что для него важно, ценно, выгодно.

Связь человека с обществом и государством замечательно выражает старинное гордое словосочетание – “гражданин отечества”. И государство должно подчиняться законами, обладать установленными законом правами, а также нести ответственность перед гражданином.

Давно люди поняли громадные преимущества порядка и страшную, разрушительную силу беспорядка. Тяжело сказываются на судьбах людей раздоры, ссоры, нетерпимость, перерастающие в бесконечное кровопролитие войн, революций, междоусобиц. Людям всегда был остро необходим такой регулятор поведения, который помог бы им спокойно договориться по самым острым проблемам. Нормы права внесли в жизнь общества начала всеобщего соглашения, гражданского мира, диалога, договорённости.

Взаимосвязь права и свободы великолепно выразил Эммануил Кант в своём категорическом императиве: поступай так, чтобы свобода твоих поступков была совместима со свободой каждого и с всеобщими законами. Все наши права точно определены и записаны в правовых документах, прежде всего в документах, принятых ООН – Всеобщей Декларации прав человека, Международной хартии прав человека – а также в Конституции и других юридических документах, касающихся прав человека.

Наша Конституция включает в себя определенный набор ценностей. Например, нравственные ценности:

  • вера в добро и справедливость;
  • ценности демократии: утверждая права и свободы человека;
  • ценности патриотизма: чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству;
  • ценности международного сотрудничества: сознавая себя частью мирового сообщества;
  • ценности социального мира: утверждая гражданский мир и согласие.

В перечне гражданских прав, провозглашенных во Всеобщей Декларации прав человека, одним из исходных является право на свободу убеждений (ст. 19). У человека в процессе жизни складываются свои собственные взгляды на мир, людей, самого себя. Твёрдые взгляды называются убеждениями. Убеждения складываются благодаря работе вашего ума, ваших чувств и оценок. Каждый гражданин имеет возможность познакомиться с различными взглядами и точками зрения, на основе которых он формирует убеждения и избирает согласно этим убеждениями линию поведения, при условии соблюдения законов и нравственных норм.

Президент России В.В.Путин в своём открытом письме к избирателям пишет: “Для гражданина России важны моральные устои, которые он впервые обретает в семье, и которые составляют самый стержень патриотизма. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете. Наш приоритет – это возрождение личного достоинства граждан во имя высокого национального достоинства страны. Россия уже давно – не урезанная карта Советского Союза, а уверенная в себе держава с большим будущим и великим народом. У нового поколения появился великий исторический шанс – построить Россию, которую не стыдно передать своим детям.

Кто двигается вперёд в знании, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд” Аристотель.

Вопросы для круглого стола

Проблемные понятия и вопросы

  1. Человек совершает хороший поступок в расчёте на вознаграждение? Можно ли оценить этот поступок как нравственный? Почему вы так думаете?
  2. Что такое гражданин? Что значит сегодня быть достойным сыном Отечества?
  3. Как вы понимаете слово “ценность”? Почему стыд и, правда – ценности особые, уникальные?
  4. У мудреца спросили: “Какая жизнь самая лучшая?” Он ответил: “Когда мы не делаем того, что осуждаем в других”. Ваше мнение.
  5. Относите ли вы себя к числу людей, у которых есть идеалы? Если да, то каковы они?
  6. Что вы можете сказать об уровне жизни основного населения страны – России?
  7. Как поступите вы в случае возможности выбрать место постоянного жительства? Почему?
  8. Что, для вас является высшей нравственной ценностью?
  9. Можно ли прожить жизнь, имея деньги, но, не имея идеалов?
  10. Согласны ли вы с суждением: “Родина, хорошая или плохая, всегда остаётся Родиной”.
  11. Какую музыку вы предпочитаете слушать?
  12. Ваше отношение к идее: “Любовь к другому человеку начинается с любви к себе”.
  13. Что такое человеческое достоинство и чем оно отличается от чувства собственного достоинства?
  14. Какой смысл вы вкладываете в слова “уважение к закону”. Почему законы недостаточно просто знать, а необходимо уважать?
  15. Являетесь ли вы патриотами своей Родины. Если да, то почему? Может ли патриотизм быть модным или на модным в определённые периоды исторического развития?

“Письмо от вашего сверстника”

Я человек необыкновенный. Учусь в ПТУ. Ещё с детских лет я поставил задачу стать лучше всех. И думаю, что цели добился. Теперь мои данные: рост – 174 см, объём груди – 80 см, вес – 65 кг. Я многое могу: могу ломать кирпичи руками, ногами, головой. Отлично владею своим телом, могу водить автомобиль, владею восточным единоборством. Моя мечта – служба в войсках спецназначения. Для этой цели я тренировал не только тело, но и дух. С детских лет я воспитывал в себе жестокость, избивал одноклассников, держал в страхе всю школу. У меня железное здоровье. Куда же мне обратиться, чтобы исполнить свою мечту.

Вопросы для обсуждения

  1. Считаете ли вы автора письма духовно богатым человеком? Аргументируйте свой ответ.
  2. Считаете ли вы, что автор письма избрал правильное направление саморазвития для достижения своей мечты?
  3. Попытайтесь заглянуть в будущее и обрисовать возможный образ жизни автора данного послания.

Следующее задание

Как вы оцените следующий текст

Несчастье быть богатым. Сейчас очень многие выступают против богатых, говорят, что их надо стереть с лица земли. Но что стали бы делать бедные без богатых? Ведь богатые подобно источнику. Вода не могла бы орошать все участки земли, не будь каналов. Кроме того, у богатых есть свои горести, о которых бедные, пожалуй, никогда не задумываются. Вот несколько примеров:

  • богатые никогда не бывают довольными, их всегда заботит мысль о том, как устроить жизнь и умножить своё состояние;
  • они всегда боятся воров, пропаж, они платят больше налогов, чем бедные;
  • они разрушают своё здоровье, употребляя слишком обильную и изысканную пищу, чрезмерно предаваясь наслаждениям;
  • им завидуют и у них много врагов;
  • они часто подвергают опасности свою жизнь;
  • они плохо понимают нужды близких своих;
  • наконец, им всегда грозит опасность разориться и стать бедным.

Счастье родиться бедным. Зато бедняки имеют многочисленные преимущества.

Они довольны малым:

  • у них меньше забот;
  • они охотнее работают;
  • они не боятся воров;
  • они реже рискуют заболеть от излишеств;
  • они лучше понимают нужды своих близких;
  • они всегда питают надежду быть богатыми.

Вопросы:

  1. Согласны ли вы с позицией автора?
  2. Что, по-вашему, мнению, лучше?

Заключительная часть

Выводы

Круглый стол “Я – гражданин России” имеет большое воспитательное значение. Привитие чувства любви к Родине – это не однодневный и не сиюминутный процесс, над данной проблемой стоит трудиться кропотливо, упорно. Круглый стол “Я – гражданин России” учит детей размышлять, учит выработать своё собственное мировоззрение, осознать свою причастность к судьбе Родины: большой и малой. Патриотизм – одно из самых сложных общественных явлений. Объектом патриотизма является Родина (Отечество, Отчизна), важнейшую и неотъемлемую часть которой представляет государство. Задачи воспитания молодого поколения тесно связаны с формированием и развитием у них патриотического сознания. Сегодня, когда значительно слабее стала преемственность поколений, усилились тенденции маргинализации молодёжи, её отчужденности от героических свершений и славы великих предков, я думаю: этот круглый стол “Я – гражданин России” - актуален. Этот круглый стол даёт возможность детям повысить свою значимость в этом огромном мире, воспитывает в них личностные качества. Защита Отечества, любовь к Родине – эти категории должны стать для молодого поколения неотъемлемыми ценностями граждан Российской Федерации.