Оформление:
- В центре – карта Российской Федерации.
- Государственные символы Р.Ф.
- Стенд: “Россия – родина моя”.
- Строки из стихотворений:
“Я не играю в патриота,
Когда под волчье улю-лю,
Хриплю в тайге, в тисках болота:
“Россия, я тебя люблю!”.
- “Умом Россия не понять
Аршином общим не измерить
У ней – особенная стать,
В Россию можно только верить”. - Цитаты:
“Любовь к Родине начинается с любви к самому себе”.
ПЛАН
1. Вводная часть
а. “Познай самого себя”.
б. Государство и его граждане.
в. Краткая история российского права,
государства.
г. Обращение к статьям Конституции.
д. Гражданство.
е. Президент РФ Путин В.В. о гражданстве.
2. Основная часть.
Задания для участников.
а. Проблемные понятия и вопросы.
б. Письмо от вашего сверстника.
в. Как вы оцените следующий текст?
3. Вывод и заключение.
Участники Круглого стола
“Я – гражданин России”
1.Ведущая – учитель истории Мурзаева Альмира Башировна.
2.Участники: ученики 8-9-10-11 классов (15-20 человек).
3.Гости Круглого стола. (Сидят полукругом).
Цель проведения мероприятия:
- привитие чувства патриотизма и ответственности за свою Родину.
- выработать определенные положительные ценности.
- воспитать чувство уважения и любви к государственным символам, к культуре и традициям народов, проживающих на территории Р.Ф.
- воспитать чувство толерантности и патриотизма.
Вступительное слово учителя
Я гражданин России
Надпись на Дельфийском храме гласит: “Познай самого себя”. Именно с познания самого себя начинается определение цели жизни. Понятие “Я” очень сложное. Каждый человек видит себя под разными углами зрения. Поэтому различают “реальное Я” - то, каким представляют себя человек на самом деле; динамическое “Я” - каким человек хочет стать; “фантастическое Я” - каким он видит себя в мечтах; “будущее Я” - каким он может стать.
Опыт человечества показывает, что по-настоящему познать себя и добиться того, чтобы стать лучше, смогли люди, действовавшие на благо других людей. Чтобы получить ту судьбу, к которой вы стремитесь, надо внимательно изучать и сознательно формировать свой характер. Формируется характер под влиянием 3-х условий: наследственности (того, что отличает человека от рождения от других людей); общественной среды, самовоспитания. Характер проявляется в привычках, манерах человека к окружающей действительности.
Каждый член общества является представителем той или иной социальной группы, той или иной нации. Все мы, живущие в нашей стране, не зависимо от социальной и национальной принадлежности – граждане своего Отечества, своего государства.
Что же такое государство и что, значит, быть гражданином своей страны?
В современном мире существует много государств. Все они прошли путь исторического развития. Российское государство имеет тысячелетнюю историю. Сегодня наше общество и государство переживает трудные времена. Те связи, которые строились на подчинении центру, распались. Республики, входящие в состав Союза ССР, заявили о своей независимости и самостоятельности. Но не исчезла необходимость прочных культурных и научных связей, экономического взаимодействия. Это то, что может сблизить народы, объединить их на новой основе. Давно известно: чтобы государство хорошо выполняло свои задачи, защищало права граждан, необходимы 3 ветви власти. В нынешней Конституции нашей страны закрепляется принцип разделения властей. Законодательная власть принадлежит Федеральному собранию. Правительство Р.Ф. осуществляет исполнительную власть. Самостоятельность и право действовать независимо от других ветвей власти признаются и за органами судебной власти. Президент России является главой государства.
Гражданство – это устойчивая политическая правовая связь человека с государством. Быть гражданином – значит пользоваться определенными правами и нести необходимые обязанности по отношению к своему государству. Эти права и обязанности определяются в первую очередь в основном законе страны – Конституции. Среди важнейших прав – право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, на свободный труд, отдых, на образование, свободное участие в культурной жизни общества, право на свободу мысли, совести и религии.
Конституция РФ наделяет граждан широкими правами и свободами. Граждане нашей страны равны перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии.
Государство к гражданину, не выполняющему свои обязанности, применяет различные меры воздействия, которые могут быть весьма суровыми или относительно мягкими. Сознательное и добросовестное выполнение своих обязанностей, основанное на понимании их необходимости и постепенно входящее в привычку, умение пользоваться своими правами не в ущерб окружающим, активное и осмысленное участие в политической жизни страны, готовность отстаивать демократический правопорядок – вот гражданские качества, которые так необходимы сегодня каждому члену нашего общества.
Во всеобщей декларации прав человека говорится: “Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишён своего гражданства или права изменить своё гражданство”. Эти положения вошли в новую Конституцию России. Российское государство вернуло гражданство многим из тех, кто был его незаконно лишён в предыдущие годы. Среди них всем известные имена: писатель А.И.Солженицын, музыкант М.Л.Ростропович. В Конституции РФ указывается, что гражданин России не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству. Кроме того, РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за её пределами. Жизнь сейчас очень меняется. Россия встала на демократический путь развития, впервые в нашей стране создаётся правовое государство. Правовое государство признаёт за каждым человеком личную неприкосновенность, свободу, независимость, способность самостоятельно решать, что для него важно, ценно, выгодно.
Связь человека с обществом и государством замечательно выражает старинное гордое словосочетание – “гражданин отечества”. И государство должно подчиняться законами, обладать установленными законом правами, а также нести ответственность перед гражданином.
Давно люди поняли громадные преимущества порядка и страшную, разрушительную силу беспорядка. Тяжело сказываются на судьбах людей раздоры, ссоры, нетерпимость, перерастающие в бесконечное кровопролитие войн, революций, междоусобиц. Людям всегда был остро необходим такой регулятор поведения, который помог бы им спокойно договориться по самым острым проблемам. Нормы права внесли в жизнь общества начала всеобщего соглашения, гражданского мира, диалога, договорённости.
Взаимосвязь права и свободы великолепно выразил Эммануил Кант в своём категорическом императиве: поступай так, чтобы свобода твоих поступков была совместима со свободой каждого и с всеобщими законами. Все наши права точно определены и записаны в правовых документах, прежде всего в документах, принятых ООН – Всеобщей Декларации прав человека, Международной хартии прав человека – а также в Конституции и других юридических документах, касающихся прав человека.
Наша Конституция включает в себя определенный набор ценностей. Например, нравственные ценности:
- вера в добро и справедливость;
- ценности демократии: утверждая права и свободы человека;
- ценности патриотизма: чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству;
- ценности международного сотрудничества: сознавая себя частью мирового сообщества;
- ценности социального мира: утверждая гражданский мир и согласие.
В перечне гражданских прав, провозглашенных во Всеобщей Декларации прав человека, одним из исходных является право на свободу убеждений (ст. 19). У человека в процессе жизни складываются свои собственные взгляды на мир, людей, самого себя. Твёрдые взгляды называются убеждениями. Убеждения складываются благодаря работе вашего ума, ваших чувств и оценок. Каждый гражданин имеет возможность познакомиться с различными взглядами и точками зрения, на основе которых он формирует убеждения и избирает согласно этим убеждениями линию поведения, при условии соблюдения законов и нравственных норм.
Президент России В.В.Путин в своём открытом письме к избирателям пишет: “Для гражданина России важны моральные устои, которые он впервые обретает в семье, и которые составляют самый стержень патриотизма. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете. Наш приоритет – это возрождение личного достоинства граждан во имя высокого национального достоинства страны. Россия уже давно – не урезанная карта Советского Союза, а уверенная в себе держава с большим будущим и великим народом. У нового поколения появился великий исторический шанс – построить Россию, которую не стыдно передать своим детям.
“Кто двигается вперёд в знании, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд” Аристотель.
Вопросы для круглого стола
Проблемные понятия и вопросы
- Человек совершает хороший поступок в расчёте на вознаграждение? Можно ли оценить этот поступок как нравственный? Почему вы так думаете?
- Что такое гражданин? Что значит сегодня быть достойным сыном Отечества?
- Как вы понимаете слово “ценность”? Почему стыд и, правда – ценности особые, уникальные?
- У мудреца спросили: “Какая жизнь самая лучшая?” Он ответил: “Когда мы не делаем того, что осуждаем в других”. Ваше мнение.
- Относите ли вы себя к числу людей, у которых есть идеалы? Если да, то каковы они?
- Что вы можете сказать об уровне жизни основного населения страны – России?
- Как поступите вы в случае возможности выбрать место постоянного жительства? Почему?
- Что, для вас является высшей нравственной ценностью?
- Можно ли прожить жизнь, имея деньги, но, не имея идеалов?
- Согласны ли вы с суждением: “Родина, хорошая или плохая, всегда остаётся Родиной”.
- Какую музыку вы предпочитаете слушать?
- Ваше отношение к идее: “Любовь к другому человеку начинается с любви к себе”.
- Что такое человеческое достоинство и чем оно отличается от чувства собственного достоинства?
- Какой смысл вы вкладываете в слова “уважение к закону”. Почему законы недостаточно просто знать, а необходимо уважать?
- Являетесь ли вы патриотами своей Родины. Если да, то почему? Может ли патриотизм быть модным или на модным в определённые периоды исторического развития?
“Письмо от вашего сверстника”
Я человек необыкновенный. Учусь в ПТУ. Ещё с детских лет я поставил задачу стать лучше всех. И думаю, что цели добился. Теперь мои данные: рост – 174 см, объём груди – 80 см, вес – 65 кг. Я многое могу: могу ломать кирпичи руками, ногами, головой. Отлично владею своим телом, могу водить автомобиль, владею восточным единоборством. Моя мечта – служба в войсках спецназначения. Для этой цели я тренировал не только тело, но и дух. С детских лет я воспитывал в себе жестокость, избивал одноклассников, держал в страхе всю школу. У меня железное здоровье. Куда же мне обратиться, чтобы исполнить свою мечту.
Вопросы для обсуждения
- Считаете ли вы автора письма духовно богатым человеком? Аргументируйте свой ответ.
- Считаете ли вы, что автор письма избрал правильное направление саморазвития для достижения своей мечты?
- Попытайтесь заглянуть в будущее и обрисовать возможный образ жизни автора данного послания.
Следующее задание
Как вы оцените следующий текст
Несчастье быть богатым. Сейчас очень многие выступают против богатых, говорят, что их надо стереть с лица земли. Но что стали бы делать бедные без богатых? Ведь богатые подобно источнику. Вода не могла бы орошать все участки земли, не будь каналов. Кроме того, у богатых есть свои горести, о которых бедные, пожалуй, никогда не задумываются. Вот несколько примеров:
- богатые никогда не бывают довольными, их всегда заботит мысль о том, как устроить жизнь и умножить своё состояние;
- они всегда боятся воров, пропаж, они платят больше налогов, чем бедные;
- они разрушают своё здоровье, употребляя слишком обильную и изысканную пищу, чрезмерно предаваясь наслаждениям;
- им завидуют и у них много врагов;
- они часто подвергают опасности свою жизнь;
- они плохо понимают нужды близких своих;
- наконец, им всегда грозит опасность разориться и стать бедным.
Счастье родиться бедным. Зато бедняки имеют многочисленные преимущества.
Они довольны малым:
- у них меньше забот;
- они охотнее работают;
- они не боятся воров;
- они реже рискуют заболеть от излишеств;
- они лучше понимают нужды своих близких;
- они всегда питают надежду быть богатыми.
Вопросы:
- Согласны ли вы с позицией автора?
- Что, по-вашему, мнению, лучше?
Заключительная часть
Выводы
Круглый стол “Я – гражданин России” имеет большое воспитательное значение. Привитие чувства любви к Родине – это не однодневный и не сиюминутный процесс, над данной проблемой стоит трудиться кропотливо, упорно. Круглый стол “Я – гражданин России” учит детей размышлять, учит выработать своё собственное мировоззрение, осознать свою причастность к судьбе Родины: большой и малой. Патриотизм – одно из самых сложных общественных явлений. Объектом патриотизма является Родина (Отечество, Отчизна), важнейшую и неотъемлемую часть которой представляет государство. Задачи воспитания молодого поколения тесно связаны с формированием и развитием у них патриотического сознания. Сегодня, когда значительно слабее стала преемственность поколений, усилились тенденции маргинализации молодёжи, её отчужденности от героических свершений и славы великих предков, я думаю: этот круглый стол “Я – гражданин России” - актуален. Этот круглый стол даёт возможность детям повысить свою значимость в этом огромном мире, воспитывает в них личностные качества. Защита Отечества, любовь к Родине – эти категории должны стать для молодого поколения неотъемлемыми ценностями граждан Российской Федерации.