Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание местоимений с предлогами"

Разделы: Начальная школа


Оборудование: компьютерный класс, мультимедийное оборудование, компьютеры, таблицы, учебник Рамзаевой Т.Г.

Цели урока:

Образовательные:

  • обеспечить условия для обобщения и систематизации знаний о местоимении;
  • формирование умения написания местоимений с предлогами на основе наблюдения за изменением местоимений 1 и 2 лица единственного и множественного числа.

Развивающие:

  • развивать навыки орфографической зоркости;
  • развивать умение работать с компьютером;
  • развивать навыки самоконтроля при работе с тестом на компьютере;
  • развивать умение анализа и синтеза.

Воспитательные:

  • вовлечение в работу каждого ученика;
  • вызвать чувство успеха, доброжелательного отношения к окружающим;
  • воспитание добросовестного отношения к своему труду, ответственности, аккуратности.

Ход урока

I. Организационный момент

У. Вот и прозвенел звонок,
Пригласил нас на урок!

II. Актуализация знаний учащихся

(1 слайд)

1. Работа в группах.

У. Начнём урок с работы в группах. Предлагаю разделиться на 3 группы по партам. Определите лидера. Выполните задание.

2. Задание для групп. Ответить на вопросы:

  • Над какой частью речи работаете на уроках русского языка?
  • На что указывает эта часть речи?
  • Какого числа бывают?
  • Какого лица бывают? Привести примеры.

3. Защита работ (2 слайд). Представители от групп по очереди называют ответы.

Ответы. Личные местоимения.

  • Указывают на предметы, но не называют их.
  • Бывают единственного и множественного числа.
  • Бывают 1, 2, 3 лица
1 лицо я мы
2 лицо ты вы
3 лицо он, она, оно они

Личные местоимения 3 лица единственного числа имеют род.

У. Словесная оценка работ групп.

III. Работа у компьютеров в парах по программе «Радуга»

У. Вспомнить правила работы с компьютером. (Каждая пара сидящая за партой, выходит к своему компьютеру. Кто справился быстро, получает дополнительное задание). (3-4 слайды) Дополнительное задание. Записать по памяти местоимения, которые были в задании. Составить предложение с любым местоимением.

IV. Наблюдение за изменением местоимений по падежам

У. Вместо какой части речи употребляются личные местоимения?

  • Как изменяются имена существительные? ( По падежам).
  • Как вы думаете, изменяются ли по падежам личные местоимения? (Личные местоимения изменяются по падежам).

Вспомним вопросы падежей: (5 слайд)

Именительный кто?
Родительный кого?
Дательный кому?
Винительный кого?
Творительный кому?
Предложный о ком?

V. Самостоятельная работа

(6 слайд)

У. Измените личные местоимения 1 и 2 лица единственного и множественного числа по падежам, записывая в таблицу (четыре варианта- цветные жетоны)

Я, МЫ, ТЫ, ВЫ

Работа по таблице

Записать в таблице (таблица у каждого ученика).

Самопроверка (7 слайд ).

Кто? я мы ты вы
Кого? меня нас тебя вас
Кому? мне нам тебе вам
Кого? меня нас тебя вас
Кем? мной нами тобой вами
О ком? обо мне о нас о тебе о вас

VI. Объявление темы урока

  • В каком падеже местоимения записаны не так, как в остальных падежах? (В предложном падеже местоимения с предлогами).
  • Какая тема, сегодняшнего урока русского языка? (8 слайд).

Правописание местоимений с предлогами

VII. Практическая работа

Изменим местоимение я, подставив предлоги к вопросам.

(Цепочкой называют – 9 слайд)

  • Кто? я
  • У кого? у меня
  • К кому? ко мне
  • На кого? на меня
  • С кем? со мной
  • О ком? обо мне

(10 слайд)

Как пишутся местоимения с приставками?

VIII. Работа в группах.

Изменить местоимения мы, ты, вы.

У каждой группы своя таблица.

Защита работ. У доски.

IX. Самостоятельная работа с учебником.

1. Теория.

У. Прочитайте на странице 53-ей упражнение 380, это вам поможет выполнить задание.

2. Практика.

Самостоятельная работа (11 слайд). Придумать своё предложение и записать.

  • У (я) много хороших друзей.
  • К (мы) приехала бабушка из деревни.
  • О (ты) написали в газете.
  • У (вы) есть тетрадь в клеточку?
  • Ехал к (вы), да попал к (мы).

3. Самопроверка (12 слайд)

  • У меня много хороших друзей.
  • К нам приехала бабушка из деревни.
  • О нас написали в газете.
  • У вас есть тетрадь в клеточку?
  • Ехал к вам, да попал к нам.

Прочитать пословицу, объяснить смысл её. (Перепутал).

X. Итог урока

(13 слайд)

Как пишутся местоимения с предлогами? Почему?

XI. Закрепление

(14-15 слайды)

Найти местоимения в словах, придумать самим такие слова. Проверка.

  • Ракеты
  • Тыквы
  • Высота
  • Ворона
  • Мыши
  • Кони
  • Якорь

XII. Домашняя работа

(16 слайд)

Всем. Правило стр. 53.

Упражнение 381, стр. 53(без творческого задания).

Творческое задание к этому упражнению - выполнить на альбомном листе с рисунком.

Презентация — Приложение 1, таблицы для индивидуальной и групповой работы — Приложение 2.