Оборудование: компьютерный класс, мультимедийное оборудование, компьютеры, таблицы, учебник Рамзаевой Т.Г.
Цели урока:
Образовательные:
- обеспечить условия для обобщения и систематизации знаний о местоимении;
- формирование умения написания местоимений с предлогами на основе наблюдения за изменением местоимений 1 и 2 лица единственного и множественного числа.
Развивающие:
- развивать навыки орфографической зоркости;
- развивать умение работать с компьютером;
- развивать навыки самоконтроля при работе с тестом на компьютере;
- развивать умение анализа и синтеза.
Воспитательные:
- вовлечение в работу каждого ученика;
- вызвать чувство успеха, доброжелательного отношения к окружающим;
- воспитание добросовестного отношения к своему труду, ответственности, аккуратности.
Ход урока
I. Организационный момент
У. Вот и прозвенел звонок,
Пригласил нас на урок!
II. Актуализация знаний учащихся
(1 слайд)1. Работа в группах.
У. Начнём урок с работы в группах. Предлагаю разделиться на 3 группы по партам. Определите лидера. Выполните задание.
2. Задание для групп. Ответить на вопросы:
- Над какой частью речи работаете на уроках русского языка?
- На что указывает эта часть речи?
- Какого числа бывают?
- Какого лица бывают? Привести примеры.
3. Защита работ (2 слайд). Представители от групп по очереди называют ответы.
Ответы. Личные местоимения.
- Указывают на предметы, но не называют их.
- Бывают единственного и множественного числа.
- Бывают 1, 2, 3 лица
1 лицо | я | мы |
2 лицо | ты | вы |
3 лицо | он, она, оно | они |
Личные местоимения 3 лица единственного числа имеют род.
У. Словесная оценка работ групп.
III. Работа у компьютеров в парах по программе «Радуга»
У. Вспомнить правила работы с компьютером. (Каждая пара сидящая за партой, выходит к своему компьютеру. Кто справился быстро, получает дополнительное задание). (3-4 слайды) Дополнительное задание. Записать по памяти местоимения, которые были в задании. Составить предложение с любым местоимением.
IV. Наблюдение за изменением местоимений по падежам
У. Вместо какой части речи употребляются личные местоимения?
- Как изменяются имена существительные? ( По падежам).
- Как вы думаете, изменяются ли по падежам личные местоимения? (Личные местоимения изменяются по падежам).
Вспомним вопросы падежей: (5 слайд)
Именительный | кто? |
Родительный | кого? |
Дательный | кому? |
Винительный | кого? |
Творительный | кому? |
Предложный | о ком? |
V. Самостоятельная работа
(6 слайд)
У. Измените личные местоимения 1 и 2 лица единственного и множественного числа по падежам, записывая в таблицу (четыре варианта- цветные жетоны)
Я, МЫ, ТЫ, ВЫ
Работа по таблице
Записать в таблице (таблица у каждого ученика).
Самопроверка (7 слайд ).
Кто? | я | мы | ты | вы |
Кого? | меня | нас | тебя | вас |
Кому? | мне | нам | тебе | вам |
Кого? | меня | нас | тебя | вас |
Кем? | мной | нами | тобой | вами |
О ком? | обо мне | о нас | о тебе | о вас |
VI. Объявление темы урока
- В каком падеже местоимения записаны не так, как в остальных падежах? (В предложном падеже местоимения с предлогами).
- Какая тема, сегодняшнего урока русского языка? (8 слайд).
Правописание местоимений с предлогами
VII. Практическая работа
Изменим местоимение я, подставив предлоги к вопросам.
(Цепочкой называют – 9 слайд)
- Кто? я
- У кого? у меня
- К кому? ко мне
- На кого? на меня
- С кем? со мной
- О ком? обо мне
(10 слайд)
Как пишутся местоимения с приставками?
VIII. Работа в группах.
Изменить местоимения мы, ты, вы.
У каждой группы своя таблица.
Защита работ. У доски.
IX. Самостоятельная работа с учебником.
1. Теория.
У. Прочитайте на странице 53-ей упражнение 380, это вам поможет выполнить задание.
2. Практика.
Самостоятельная работа (11 слайд). Придумать своё предложение и записать.
- У (я) много хороших друзей.
- К (мы) приехала бабушка из деревни.
- О (ты) написали в газете.
- У (вы) есть тетрадь в клеточку?
- Ехал к (вы), да попал к (мы).
3. Самопроверка (12 слайд)
- У меня много хороших друзей.
- К нам приехала бабушка из деревни.
- О нас написали в газете.
- У вас есть тетрадь в клеточку?
- Ехал к вам, да попал к нам.
Прочитать пословицу, объяснить смысл её. (Перепутал).
X. Итог урока
(13 слайд)
Как пишутся местоимения с предлогами? Почему?
XI. Закрепление
(14-15 слайды)
Найти местоимения в словах, придумать самим такие слова. Проверка.
- Ракеты
- Тыквы
- Высота
- Ворона
- Мыши
- Кони
- Якорь
XII. Домашняя работа
(16 слайд)
Всем. Правило стр. 53.
Упражнение 381, стр. 53(без творческого задания).
Творческое задание к этому упражнению - выполнить на альбомном листе с рисунком.
Презентация — Приложение 1, таблицы для индивидуальной и групповой работы — Приложение 2.