Цели:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме.
- Совершенствовать навыки решения заданий по теме.
- Продолжить формирование умений и навыков решать задания с параметром.
- Развитие исследовательских навыков учащихся.
Оборудование урока: раздаточный материал (таблица).
Использование ИКТ: презентация, интерактивная доска.
СТРУКТУРА УРОКА.
- Сообщение темы и цели урока.
- Актуализация опорных умений и навыков (фронтальный опрос).
- Самостоятельная работа.
- Выполнение упражнений у доски.
- Применение знаний в нестандартной ситуации.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
I. Сообщение темы и цели урока.
Мудрая китайская пословица говорит «Учиться – всё равно, что грести против течения: только перестанешь – и тебя гонит назад».
II. Актуализация опорных умений и навыков. (Фронтальный опрос).
Вспомним основные теоретические положения.
<Приложение, слайды №№ 2 – 5> .Устанавливаем соответствие между числовым неравенством, его графическим решением и записью соответствующего числового промежутка.
Вопросы к слайду № 5.
По мере появления на экране условия заданий учащиеся решают неравенства и отвечают на вопросы.
Какие свойства числовых неравенств применяются при решении данных неравенств? Сформулировать эти свойства.
III. Самостоятельная работа.
п/п | Неравенство | Геометрическое изображение | Числовой промежуток |
1. | |||
2. | х > 12 | ||
3. | [ -7; 1) | ||
4. | ıхı ≤ 9 |
Заполнить таблицу.
Проверяется понимание связи: неравенство – его геометрическое представление – запись числового промежутка.
Проверка выполнения этого задания <Приложение, слайд № 6>.
VI. Выполнение упражнений у доски.
1). Интерактивная доска.
(Все записи остаются на доске до конца урока).
Вопросы учителя (соответствующие записи появляются на интерактивной доске):
а) вспомните определение модуля числа:
b) решить неравенство, если , то ;
если , то .
2). Применение этих знаний.
Решите уравнения и неравенства с модулем (условия заданий написаны на отвороте доски):
а) ;
б) ;
в) ;
г) .
На задней доске решаются все задания. Вызов учащихся к доске по желанию. Ученики комментируют своё решение. Решения не стираются до конца урока.
Комментарий учителя.
После выполнения учащимися задания учитель даёт необходимые теоретические пояснения, указывает на ошибки.
3). Выполнение упражнений из учебника (проверка решений на задней доске):
(Вызов учащихся к доске по желанию).
№ 675(г) – двойное неравенство, способы решения;
№ 669(в) – система неравенств;
№677(в) – система неравенств.
Прокомментировать все решения на доске, указать на необходимые теоретические положения. Оценить все ответы у доски.
V. Применение знаний в нестандартной ситуации.
Учитель. Рассмотрим решение системы неравенств с параметром. Вы уже умеете решать лилейные уравнения с параметром. Решим № 664(в) (интерактивная доска).
При каких значениях параметра а система неравенств не имеет решений?
Решение.
Ответ: при а < 20.
Комментировано решаем № 664(а).
VI. Итог урока.
Ещё раз кратко прокомментировать все решения на доске, указать на необходимые теоретические положения. Оценить ответы учащихся.
VII. Домашнее задание.
№ 664(б), № 675(б), № 6779(б).
Учебник. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков: Алгебра 8, учебник для 8 класса с углубленным изучением математики.
И в заключение урока высказывания о математике <приложение, слайд №7>.