Кодирование информации. Системы счисления

Разделы: Информатика


Тип урока: урок-закрепление изученного.

Оборудование: компьютерный класс (на компьютерах установлена операционная система Windows XP); раздаточный материал.

Цели урока:

  • Образовательная: Закрепить основные навыки работы . Выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию. Получить достоверную информацию о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
  • Развивающая: Развивать у школьников логическое мышление; формировать умение школьников применять программное обеспечение в решении задач, развивать познавательный интерес.
  • Воспитательная: воспитывать информационную культуру школьников; способствовать воспитанию целеустремленности, настойчивости. Прививать навыки самостоятельной работы.

План урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

III. а) Тест. Б) “ Прочитай фразу”, практическая работа на ПК.

IV. Итог урока. Выставление оценок.

V. Домашнее задание.

Обзорная работа.

  1. Что такое система счисления?
  2. Какие системы счисления вы знаете? Чем характеризуется система счисления?
  3. В чем основное отличие позиционных систем счисления от непозиционных?
  4. Почему для машинной арифметики используется двоичная система счисления?
  5. Для чего используется шестнадцатеричная система счисления?
  6. Каково наименьшее основание для позиционной системы счисления?
  7. Что подразумевается под арабской системой записи чисел?
  8. Что значит число в развернутой (позиционной) форме?
  9. Чему в десятичной системе счисления равны следующие числа, записанные римскими цифрами: а) XI; б) LX; в) MDX?

а) Тест.

1. Система счисления – это:

А. совокупность цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
С. принятый способ записи чисел;
И. множество натуральных чисел.

2. Укажите самое большое число:

Б. (756)10
К. (75б)13
И. (756)16

3. Число 10 (в десятичной системе счисления) в двоичной системе счисления имеет вид:

О. 100
Г. 1010
Л. 2

4. В теории информации количество информации в сообщении определяется как:

В. количество различных символов в сообщении;
Ш. объем памяти компьютера, необходимый для хранения сообщения;
Н. мера уменьшения неопределенности, связанного с получением сообщения;

5. Даны три сообщения:

  1. “Монета упала цифрой вверх”;
  2. “Игральная кость упала вверх гранью с тремя очками”;
  3. “На светофоре горит красный свет”.

Какое из них согласно теории информации содержит больше информации:

А. третье
Р. Первое
И. количество информации во всех сообщениях одинаково

6. За единицу измерения информации в теории кодирования принимается:

П. 1 кг
Л. 1 бит
Д. 1 бод

 

б) “ Прочитай фразу”

Раздаются карточки с заданиями. (Приложение 2)

Учащиеся выполняют эти задания самостоятельно. После выполнения (или если возникают затруднения), учащиеся по желанию могут проверить ответ, решив задание при помощи стандартной программы “Калькулятор”.

1

Выполните действия

в двоичной системе

счисления:

1111 + 1011

2

Выполните действия в двоичной системе счисления:

1001 + 110

3

Выполните действия в двоичной системе счисления:

1100 – 0111

4

Выполните действия в двоичной системе счисления:

10111 – 111

5

Переведите из одной системы счисления в другую:

2910 = X2

6

Переведите из одной системы счисления в другую:

1001112 = X10

7

Переведите из одной системы счисления в другую:

FA216 = X10

8

Переведите из одной системы счисления в другую:

6 FD16 = X2

9

Переведите число 74 из десятичной системы счисления в двоичную

10

Переведите число 74 из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную

11

Переведите число 74 из десятичной системы счисления в восьмеричную

12

Переведите из одной системы счисления в другую:

110011002 = X10

13

Переведите из одной системы счисления в другую:

4710 = X2;

14

Переведите из одной системы счисления в другую:

DBC16 = X2

15

Переведите из одной системы счисления в другую:

1101012 = X16

16

Представьте в развернутой форме: 4563

17

Представьте в развернутой форме:

АС616

18

Представьте в развернутой форме:

1001012

19

Переведите число 83 из десятичной системы счисления в двоичную.

20

Переведите число 83 из десятичной системы счисления в восьмеричную.

21

Переведите число 83 из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную.

После выполнения всеми этих заданий на экране демонстрируется таблица. (Приложение 1):

Ответы

Буква-код

1111 Б
101 Л
11101 Ш
110111111101 А
35 Н
10*162+12*161+6*160 Е
204
101111 У
112 И
4*103+5*102+6*101+3*100 Е
110110111100 М
53 И
100 Р
4002 Н
39 Е
123 К
10000 Ь
1010011 У
100 О
К
1001010 У

Каждый учащийся находит в таблице свой ответ и говорит букву-код в соответствии с номером его карточки по порядку. В результате , буква за буквой на доске записывается фраза:

Больше науки – умнее руки.

Итог урока. Выставление оценок.

Домашнее задание. Раздаются карточки с заданиями. (Приложение 3):

Выполните действия в двоичной системе счисления:
а) 11001101011 +1110000101; б) 101011 – 10011; в) 1011 · 101.
Выполните действия в восьмеричной системе счисления:
а) 564 + 234; б) 652 – 465.
Выполните действия в шестнадцатеричной системе счисления:
а) DF45 + 128А; б) 92D4 – 11AE.

Выполните действия в двоичной системе счисления:
а)1110101011 + 1110110101; б) 1011 – 1100011; в) 10101 · 111.

Выполните действия в восьмеричной системе счисления:
а) 641 + 427; б) 254 – 125.
Выполните действия в шестнадцатеричной системе счисления:
а) F145 + 12DA; б) 12С4 – 9Е1.
Вычислите значение выражение (А + В ) · С, если А2 = 10112, В = С316, С = 310.

Ответ дайте в десятичной системе счисления

 (Приложение 4)