Цели урока:
- Обучающая: ознакомить учащихся с видами декоративно-прикладного творчества, историей возникновения и возможностями лоскутной пластики, отдельными возможностями графического редактора Paint.
- Развивающая: развитие творческих навыков и инициативы учащихся, логического и образного мышления навыков работы с ПЭВМ.
- Воспитывающая: воспитание чувства патриотизма и любви к своему народу, формирование чувства хозяина.
Тип урока: урок первичного ознакомления с материалом.
Методы и приемы
- Организации учебно-познавательной деятельности: демонстрация, использование информационных и здоровьесберегающих технологий; постановка проблемных вопросов, решение поисковых задач, выполнение разноуровневых заданий, в том числе творческие.
- Стимулирования и мотивация: театрализация, создание эмоционально-нравственной ситуации;
- Самостоятельной познавательной деятельности учащихся: выполнение практической работы с элементами программированного обучения;
- Контроля и самоконтроля: игровой прием “Знаю, не знаю”, самооценка своей работы учащимися, мини-выставка.
Учебно-методическое оснащение урока:
Материально-техническая база: ПЭВМ, мультимедийный проектор, коллекция тканей, инструменты для лоскутной пластики, графический редактор Paint, образцы изделий, выполненных с применением техники “лоскутная пластика”.
Дидактическое обеспечение: авторские презентации “Лоскутная пластика”, “Декоративно-прикладное искусство”, “Цветоведение”, учебник.
Технические требования:
– текстовый редактор Microsoft Word – 2003 г;
– графический редактор Paint;
– презентация Power Point.
Ход урока
Этапы урока |
Примечания |
I. Организационный этап Проверка
готовности учащихся к уроку. Правильно, данная техника называется
“лоскутная пластика”. Именно ей и посвящен наш
сегодняшний урок. Какие же цели нам предстоит
сегодня достичь? Над какими задачами и
проблемами потрудиться? (Варианты детей.) |
Слайд 1. Барселона (3–5 с) (презентация “Лоскутная пластика”) Цель: удивить, заинтересованность. (Переход на слайд 2 по щелчку с помощью триггера) Слайд 2. (Презентация “Лоскутная
пластика”) Цель: создание эмоционального
настроя, повышение мотивации обучения. |
II. Изучение нового
материала 1. Краткие сведения из истории. (Так, как декоративно-прикладное творчество в рамках предмета технология изучается пятиклассниками впервые, то целесообразно начать со знакомства с различными видами искусств народов нашей страны. При этом необходимо обратить внимание учащихся на неограниченные возможности реализации творческого начала каждой личности и использование при изготовлении предметов художественных промыслов повсеместно распространенных материалов: ткани, ниток, дерева, кости и т.д.) Комментарии учителя к слайдам: Область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.). Батик – ручная роспись по шелку. |
Переход из презентации
“Лоскутная пластика” по щелчку по надписи
“лоскутная пластика” в презентацию “Декоративно-прикладное
искусство” Цель: знакомство учащихся с
различными видами ремесел, ориентация на
творчество. |
(Затем в класс приходит Петрушка,
который рассказывает об истории возникновения
техники создания изделий из лоскута, о ее
возможностях и связи с современной модой. Его
рассказ сопровождается слайдами, которые
используются в качестве иллюстраций.) Петрушка: Здравствуйте, ребята! Я узнал, что вы сегодня знакомитесь с шитьем из лоскутов. Дай, думаю, зайду. Ведь я в этом деле – большой специалист! И многое могу порассказать. Шитье из лоскутов пришло из далекой древности. Еще в Египте были найдены лоскутные изделия, которым более трехсот лет. В IV–IX паломники из Азии, совершая восхождение к пещере Тысячи Будд, оставляли там кусочки своих одежд. Из них служители храма делали ковер, напоминавший о то, что поклониться святыне приходило множество людей. Во время Крестовых походов эта техника попала в Европу, а затем и в Америку, где получила название “пэчворк” (от английского patchwork, где patch – “заплата”, work – “работа”, “труд”). Недаром об этих изделиях говорят, что сделаны они из кусочков ткани и труда. Техника пэчворка проникла в Канаду, Австралию, Индию, на Гаити. И повсюду она приобрела национальные черты. В России лоскутное шитье зародилось и стало активно развиваться изначально в крестьянской среде в середине XIX века, когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани. Лоскутные одеяла, коврики-кругляши, дорожки, сотканные из полосок ткани, наполняли быт и радовали глаз. Лоскутки зачастую были неправильной формы, подбирались произвольно, соединяли их как придется. Самое широкое применение лоскута можно увидеть в народном костюме конца XIX – начала XX в. Соседствуя с шелковыми лентами, цветной тесьмой, пуговицами, блестками, лоскутные полоски и зубчики придавали необыкновенное декоративное богатство костюму и головным уборам. К общим отличительным признакам русского лоскутного шитья можно отнести: преобладание красочного колорита, динамичность композиции, максимальное разнообразие цвета, употребление простых по форме деталей рисунка Среди городского населения изделия из лоскутов долгое время считались признаком бедности. И лишь в 70-е годы XX в., когда в моду вошел фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью. Лоскутная техника не утратила своего обаяния и сегодня. Изделия, выполненные в лоскутной технике с использованием тесьмы, отделочного шнура, лент, кружев, даже пряжи неповторимы, оригинальны, самобытны, но сохраняют национальный колорит. Не верите? А я думаю, что вы сейчас с легкостью угадаете, где какое изделие было выполнено. Внимание на экран! Девочки, как называется техника изготовления изделий из текстильного лоскута? (Лоскутная пластика) А как лоскутная пластика называется в Англии? (Пэчворк). А кто знает что такое “квилт” и какое отношение он имеет к теме нашего сегодняшнего урока? (Квилт – разновидность лоскутной пластики, при которой между собой простегивается несколько слоев ткани.) |
Слайд 3. “География лоскутной пластики” (12 с) (презентация “Лоскутная пластика”) Цель: концентрация внимания учащихся.
4. Слайд-шоу “Изделия традиционного лоскутного шитья” (50 с) (Презентация “Лоскутная пластика”) Цель: обеспечение наглядности
5. Слайд-шоу “Современные изделия из лоскута” (40 с) (презентация “Лоскутная пластика”) Цель: обеспечение наглядности, обоснование актуальности технологии сегодня 6. Слайд “Где выполнили это изделие?” (10 с) (презентация “Лоскутная пластика”) Цель: контроль познавательного процесса. Обеспечение обратной связи |
Учитель: С чего же
следует начать? Безусловно, с инструментов и
материалов и подготовки рабочего места. 1. Инструменты и материалы. Для выполнения изделия из лоскутов необходимы те же инструменты, что и при ручных работах. Давайте их перечислим (ответы детей сопровождаются информацией на экране): – иглы средних размеров; – две пары ножниц для раскроя и подрезания нитей; – сантиметровая лента или линейка; – картон для изготовления шаблонов; – хлопчатобумажные нитки разных цветов; – нетканые материалы (синдепон, ватин, флизелин); – портновский мел; – булавки; – швейная машина; – утюг; – гладильная доска; – проутюжильник; – ткани: желательно хлопчатобумажные (ситец, сатин, лен) с мелким рисунком. Ткани могут отличаться друг от друга по цвету, рисунку, толщине, плотности фактуре. Фактура – это структура поверхности ткани, которая влияет на рельефность, рисунок лицевой поверхности, блеск, т.е. на ее внешний вид и свойства. (Учащимся демонстрируется коллекция тканей.) Фактура ткани зависит от переплетения. В лоскутной технике предпочтение отдается простому переплетению, которое делится на: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Перед работой необходимо определить прочность окраски ткани методом утюжки, постирать и накрахмалить. |
Слайд 7. “Инструменты и
материалы” (5 с) (презентация “Лоскутная пластика”) (вариативно! Демонстрация может проходит и с использованием настоящих инструментов)
Слайд 8. “Виды переплетений” (5 с) (презентация “Лоскутная пластика”) |
Организация рабочего места. Рассмотрите схему на слайде и ответьте на вопросы: – на какие три зоны можно разделить рабочее место при выполнении изделия из лоскутов? ( рабочий стол, швейная машина, гладильная доска с утюгом); – где расположено окно? Почему именно так?; – какова основная рабочая поза при выполнении ручных работ? (прямая спина, сидим на всей поверхности стула. Слегка наклонив корпус и голову вперед. Изделие находится на расстоянии 30 – 40 см от глаз работающего). (Учитель также обращает внимание учащихся на правильное размещение инструментов и приспособлений (справа) и материалов (слева). Рекомендует держать материалы в полиэтиленовых пакетах по цвету. Повторяются правила техники безопасности при выполнении ручных работ и работе на швейной машине.) |
Слайд 9. “Организация рабочего
места” (10 с) (Презентация “Лоскутная пластика”) |
4. Основы цветоведения. Презентация просматривается без комментарий, а учащимся предлагается ответить на ряд вопросов, которые озвучиваются перед просмотром: – что такое “ахроматические” и “хроматические цвета”?; – сочетание каких цветов наиболее приятно для глаза?; – в чем заключается “правило треугольника” в цветоведении?; – как пользоваться “правилом многоугольников”? |
Презентация “Цветоведение”. (1 мин) Цель: ознакомление учащихся с основами цветоведения. (Переход по щелчку с помощью триггера по перечню позиций. Предусмотрен возврат в презентацию “Лоскутная пластика” с помощью управляющей кнопки.) |
5. Практическая работа “Создание орнамента для кухонной прихватки с использованием графического редактора Paint” При всей своей простоте и непритязательности лоскутная техника требует навыка и аккуратности, поэтому практическое знакомство с ней мы начнем с изготовления небольшой кухонной прихватки. Создание любого изделия в лоскутной пластике начинается с выполнения его эскиза. Я предлагаю вам сейчас создать его с помощью графического редактора Paint. Но перед работой необходимо позаботиться о собственном здоровье. Давайте проведем физминутку с применением упражнений для глаз и нескольких двигательных упражнений. Затем учитель знакомит учащихся с графическим редактором, его меню и инструментами. Алгоритм выполнения работы ВНИМАНИЕ! Предельное время работы учащихся на ПЭВМ – 10 мин Кроме того, для облегчения выполнения задания педагог может предварительно установить, кто из учащихся имеет опыт работы в графическом редакторе и назначить их консультантами или организовать работу в парах. Аналогично можно использовать тех учащихся, которые правильно выполнят задания быстрее остальных. Сначала создадим один раппорт нашей прихватки. Раппорт – минимальная и простая по форме площадь, занимаемая мотивом и промежутком до соседнего мотива. В качестве тренировки определите раппорт в предложенных изделиях. А теперь приступим к работе.
Используя возможности графического редактора, попытайтесь создать рисунок каждому “кусочку”. II. Из созданного раппорта составьте различные орнаментальные композиции, используя буфер обмена. Для этого:
Продолжите работу по созданию различных орнаментальных композиций с использованием других геометрических фигур, повторяя действия пунктов 1–8. Завершив работу по составлению орнамента, можно сохранить его изображение или закрыть документ, не сохраняя созданного рисунка. Можно осуществить печать полученного изображения. |
Учитель при объяснении использует интерактивную доску или мультимедийный проектор. Возможно привлечение учащихся
Слайд 10–11. “Определение раппорта изделия” (1 мин) (Презентация “Лоскутная пластика”) Переход с 9 слайда с помощью триггера по щелчку по заголовку “Организация рабочего места) Слайд 12. “Добавление мотива” (Презентация “Лоскутная пластика”) Цель: знакомство с понятием “раппорт”, формирование умения выделять раппорт в изделии. |
6. Подведение итогов урока – проведение мини-выставки работ учащихся с целью выявления лучшей; – самостоятельный анализ учащимися полезности прошедшего урока (используя прием “Знаю, не знаю” девочки отмечают ту новую информацию, которая была ими усвоена или наиболее обратила на себя внимание, говорят о том, что не получилось и почему) – анализ работы победителя, разбор допущенных учащимися ошибок; выставление оценок, их аргументация. |
|
7. Домашнее задание
|