"Возможности лоскутной пластики" (сценарий мультимедийного урока)

Разделы: Технология


Цели урока:

  • Обучающая: ознакомить учащихся с видами декоративно-прикладного творчества, историей возникновения и возможностями лоскутной пластики, отдельными возможностями графического редактора Paint.
  • Развивающая: развитие творческих навыков и инициативы учащихся, логического и образного мышления навыков работы с ПЭВМ.
  • Воспитывающая: воспитание чувства патриотизма и любви к своему народу, формирование чувства хозяина.

Тип урока: урок первичного ознакомления с материалом.

Методы и приемы

  • Организации учебно-познавательной деятельности: демонстрация, использование информационных и здоровьесберегающих технологий; постановка проблемных вопросов, решение поисковых задач, выполнение разноуровневых заданий, в том числе творческие.
  • Стимулирования и мотивация: театрализация, создание эмоционально-нравственной ситуации;
  • Самостоятельной познавательной деятельности учащихся: выполнение практической работы с элементами программированного обучения;
  • Контроля и самоконтроля: игровой прием “Знаю, не знаю”, самооценка своей работы учащимися, мини-выставка.

Учебно-методическое оснащение урока:

Материально-техническая база: ПЭВМ, мультимедийный проектор, коллекция тканей, инструменты для лоскутной пластики, графический редактор Paint, образцы изделий, выполненных с применением техники “лоскутная пластика”.

Дидактическое обеспечение: авторские презентации “Лоскутная пластика”, “Декоративно-прикладное искусство”, “Цветоведение”, учебник.

Технические требования:

– текстовый редактор Microsoft Word – 2003 г;

– графический редактор Paint;

– презентация Power Point.

Ход урока

Этапы урока

Примечания

I. Организационный этап

Проверка готовности учащихся к уроку.
Ознакомление их с темой урока, совместный вывод его целей.
Учитель приветствует учащихся и сообщает им, что приглашает на необычную выставку в… Барселону (На экране – заставка с видом Барселоны). Просмотр слайд-фильма “Барселонская экспозиция”.
Учитель: Какое у вас впечатление от увиденного? В какой технике выполнены работы? (Ответы детей.)

Правильно, данная техника называется “лоскутная пластика”. Именно ей и посвящен наш сегодняшний урок. Какие же цели нам предстоит сегодня достичь? Над какими задачами и проблемами потрудиться? (Варианты детей.)
Учитель обобщает ответы детей и формулирует цели урока.

Слайд 1. Барселона
(3–5 с) (презентация “Лоскутная пластика”)

Цель: удивить, заинтересованность.

(Переход на слайд 2 по щелчку с помощью триггера)

Слайд 2. (Презентация “Лоскутная пластика”)
Слайд-фильм “Барселонская экспозиция” ( 50 с)

Приложение 1

Цель: создание эмоционального настроя, повышение мотивации обучения.
(Возврат к 1 слайду по гиперссылке. Внимание! Дальнейший анимационный эффект “Выцветание” картинки с изображением вида Барселоны идет с задержкой)

II. Изучение нового материала

1. Краткие сведения из истории.

(Так, как декоративно-прикладное творчество в рамках предмета технология изучается пятиклассниками впервые, то целесообразно начать со знакомства с различными видами искусств народов нашей страны. При этом необходимо обратить внимание учащихся на неограниченные возможности реализации творческого начала каждой личности и использование при изготовлении предметов художественных промыслов повсеместно распространенных материалов: ткани, ниток, дерева, кости и т.д.)

Комментарии учителя к слайдам:
Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, с начала XX века также с художественным конструированием.

Область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.).

Батик – ручная роспись по шелку.
Гобелен (фр. gobelin) — стенной безворсовый ковер с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрестным переплетением нитей.
Нитяная графика – получение изображения нитками на твердом основании.
Вышивание – распространенное рукоделие, искусство украшения узорами ткани.
Вязание — процесс ручного изготовления изделий из ниток при помощи несложных инструментов (вязальный крючок, спицы).
Макраме – техника узелкового плетения
Художественная обработка кожи – изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения.
Пирография (буквально “горячее рисование”) – нанесение рисунка при помощи раскаленной иглы на поверхности какого-нибудь органического материала.

Переход из презентации “Лоскутная пластика” по щелчку по надписи “лоскутная пластика” в презентацию

“Декоративно-прикладное искусство”
(2 мин 30 с)

Цель: знакомство учащихся с различными видами ремесел, ориентация на творчество.
(Возврат по гиперссылке в 3 слайд презентации “Лоскутная пластика”)

Приложение 2

(Затем в класс приходит Петрушка, который рассказывает об истории возникновения техники создания изделий из лоскута, о ее возможностях и связи с современной модой. Его рассказ сопровождается слайдами, которые используются в качестве иллюстраций.)

Петрушка: Здравствуйте, ребята! Я узнал, что вы сегодня знакомитесь с шитьем из лоскутов. Дай, думаю, зайду. Ведь я в этом деле – большой специалист! И многое могу порассказать.

Шитье из лоскутов пришло из далекой древности. Еще в Египте были найдены лоскутные изделия, которым более трехсот лет. В IV–IX паломники из Азии, совершая восхождение к пещере Тысячи Будд, оставляли там кусочки своих одежд. Из них служители храма делали ковер, напоминавший о то, что поклониться святыне приходило множество людей.

Во время Крестовых походов эта техника попала в Европу, а затем и в Америку, где получила название “пэчворк” (от английского patchwork, где patch – “заплата”, work – “работа”, “труд”). Недаром об этих изделиях говорят, что сделаны они из кусочков ткани и труда. Техника пэчворка проникла в Канаду, Австралию, Индию, на Гаити. И повсюду она приобрела национальные черты.

В России лоскутное шитье зародилось и стало активно развиваться

изначально в крестьянской среде в середине XIX века, когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани. Лоскутные одеяла, коврики-кругляши, дорожки, сотканные из полосок ткани, наполняли быт и радовали глаз. Лоскутки зачастую были неправильной формы, подбирались произвольно, соединяли их как придется.

Самое широкое применение лоскута можно увидеть в народном костюме конца XIX – начала XX в. Соседствуя с шелковыми лентами, цветной тесьмой, пуговицами, блестками, лоскутные полоски и зубчики придавали необыкновенное декоративное богатство костюму и головным уборам.

К общим отличительным признакам русского лоскутного шитья можно отнести: преобладание красочного колорита, динамичность композиции, максимальное разнообразие цвета, употребление простых по форме деталей рисунка

Среди городского населения изделия из лоскутов долгое время считались признаком бедности. И лишь в 70-е годы XX в., когда в моду вошел фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью.

Лоскутная техника не утратила своего обаяния и сегодня. Изделия, выполненные в лоскутной технике с использованием тесьмы, отделочного шнура, лент, кружев, даже пряжи неповторимы, оригинальны, самобытны, но сохраняют национальный колорит.

Не верите? А я думаю, что вы сейчас с легкостью угадаете, где какое изделие было выполнено. Внимание на экран!

Девочки, как называется техника изготовления изделий из текстильного лоскута? (Лоскутная пластика)

А как лоскутная пластика называется в Англии? (Пэчворк).

А кто знает что такое “квилт” и какое отношение он имеет к теме нашего сегодняшнего урока? (Квилт – разновидность лоскутной пластики, при которой между собой простегивается несколько слоев ткани.)

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3. “География лоскутной пластики”

(12 с) (презентация “Лоскутная пластика”)

Цель: концентрация внимания учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

4. Слайд-шоу

“Изделия традиционного лоскутного шитья” (50 с)

(Презентация “Лоскутная пластика”)

Цель: обеспечение наглядности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Слайд-шоу “Современные изделия из лоскута” (40 с) (презентация “Лоскутная пластика”)

Цель: обеспечение наглядности, обоснование актуальности технологии сегодня

6. Слайд “Где выполнили это изделие?” (10 с) (презентация “Лоскутная пластика”)

Цель: контроль познавательного процесса. Обеспечение обратной связи

Учитель: С чего же следует начать? Безусловно, с инструментов и материалов и подготовки рабочего места.

1. Инструменты и материалы. Для выполнения изделия из лоскутов необходимы те же инструменты, что и при ручных работах. Давайте их перечислим (ответы детей сопровождаются информацией на экране):

– иглы средних размеров;

– две пары ножниц для раскроя и подрезания нитей;

– сантиметровая лента или линейка;

– картон для изготовления шаблонов;

– хлопчатобумажные нитки разных цветов;

– нетканые материалы (синдепон, ватин, флизелин);

– портновский мел;

– булавки;

– швейная машина;

– утюг;

– гладильная доска;

– проутюжильник;

– ткани: желательно хлопчатобумажные (ситец, сатин, лен) с мелким рисунком. Ткани могут отличаться друг от друга по цвету, рисунку, толщине, плотности фактуре.

Фактура – это структура поверхности ткани, которая влияет на рельефность, рисунок лицевой поверхности, блеск, т.е. на ее внешний вид и свойства. (Учащимся демонстрируется коллекция тканей.) Фактура ткани зависит от переплетения. В лоскутной технике предпочтение отдается простому переплетению, которое делится на: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное.

Перед работой необходимо определить прочность окраски ткани методом утюжки, постирать и накрахмалить.

Слайд 7. “Инструменты и материалы” (5 с)

(презентация “Лоскутная пластика”)

(вариативно! Демонстрация может проходит и с использованием настоящих инструментов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8. “Виды переплетений” (5 с)

(презентация “Лоскутная пластика”)

Организация рабочего места.

Рассмотрите схему на слайде и ответьте на вопросы:

– на какие три зоны можно разделить рабочее место при выполнении изделия из лоскутов? ( рабочий стол, швейная машина, гладильная доска с утюгом);

– где расположено окно? Почему именно так?;

– какова основная рабочая поза при выполнении ручных работ? (прямая спина, сидим на всей поверхности стула. Слегка наклонив корпус и голову вперед. Изделие находится на расстоянии 30 – 40 см от глаз работающего).

(Учитель также обращает внимание учащихся на правильное размещение инструментов и приспособлений (справа) и материалов (слева). Рекомендует держать материалы в полиэтиленовых пакетах по цвету. Повторяются правила техники безопасности при выполнении ручных работ и работе на швейной машине.)

Слайд 9. “Организация рабочего места” (10 с)

(Презентация “Лоскутная пластика”)

4. Основы цветоведения.

Презентация просматривается без комментарий, а учащимся предлагается ответить на ряд вопросов, которые озвучиваются перед просмотром:

– что такое “ахроматические” и “хроматические цвета”?;

– сочетание каких цветов наиболее приятно для глаза?;

– в чем заключается “правило треугольника” в цветоведении?;

– как пользоваться “правилом многоугольников”?

Презентация “Цветоведение”.
(1 мин)

Цель: ознакомление учащихся с основами цветоведения.

(Переход по щелчку с помощью триггера по перечню позиций. Предусмотрен возврат в презентацию “Лоскутная пластика” с помощью управляющей кнопки.)

Приложение 1
Приложение 2

5. Практическая работа

“Создание орнамента для кухонной прихватки с использованием графического редактора Paint”

При всей своей простоте и непритязательности лоскутная техника требует навыка и аккуратности, поэтому практическое знакомство с ней мы начнем с изготовления небольшой кухонной прихватки. Создание любого изделия в лоскутной пластике начинается с выполнения его эскиза. Я предлагаю вам сейчас создать его с помощью графического редактора Paint.

Но перед работой необходимо позаботиться о собственном здоровье. Давайте проведем физминутку с применением упражнений для глаз и нескольких двигательных упражнений.

Затем учитель знакомит учащихся с графическим редактором, его меню и инструментами.

Алгоритм выполнения работы

ВНИМАНИЕ! Предельное время работы учащихся на ПЭВМ – 10 мин

Кроме того, для облегчения выполнения задания педагог может предварительно установить, кто из учащихся имеет опыт работы в графическом редакторе и назначить их консультантами или организовать работу в парах. Аналогично можно использовать тех учащихся, которые правильно выполнят задания быстрее остальных.

Сначала создадим один раппорт нашей прихватки.

Раппорт – минимальная и простая по форме площадь, занимаемая мотивом и промежутком до соседнего мотива. В качестве тренировки определите раппорт в предложенных изделиях.

А теперь приступим к работе.

  1. В меню Палитра установите черный верхний и белый нижний рабочие цвета.
  2. Инструментом Прямоугольник нарисуйте два квадрата.
  3. Инструментом Линия проведите диагонали в одном из них.
  4. Приставьте второй квадрат к полученной фигуре.
  5. Залейте разными красками с помощью инструмента Заливка фрагменты раппорт, ограниченные замкнутым контуром. Поэкспериментируйте, подбирая цвета.

Используя возможности графического редактора, попытайтесь создать рисунок каждому “кусочку”.

II. Из созданного раппорта составьте различные орнаментальные композиции, используя буфер обмена. Для этого:

  1. Выделите раппорт инструментом Выделение.
  2. В графическом меню установите Прозрачный фон.
  3. В меню Правка выберите Копировать. Раппорт попадает в буфер обмена.
  4. В меню Правка выберите Вставить. Изображение раппорта появляется в верхнем левом углу рабочего поля.
  5. В меню Рисунок выберите Отразить/повернуть.
  6. В открывшемся окне установите переключатель перед строкой Отразить слева направо.
  7. Щелкните на кнопке ОК.
  8. Приставьте повернутую копию раппорта к вертикальной стороне исходного раппорта. Вы получили эскиз прихватки с минимальным количеством раппортов.

Продолжите работу по созданию различных орнаментальных композиций с использованием других геометрических фигур, повторяя действия пунктов 1–8.

Завершив работу по составлению орнамента, можно сохранить его изображение или закрыть документ, не сохраняя созданного рисунка. Можно осуществить печать полученного изображения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель при объяснении использует интерактивную доску или мультимедийный проектор. Возможно привлечение учащихся

 

Слайд 10–11. “Определение раппорта изделия”

(1 мин) (Презентация “Лоскутная пластика”)

Переход с 9 слайда с помощью триггера по щелчку по заголовку “Организация рабочего места)

Слайд 12. “Добавление мотива” (Презентация “Лоскутная пластика”)

Цель: знакомство с понятием “раппорт”, формирование умения выделять раппорт в изделии.

6. Подведение итогов урока

– проведение мини-выставки работ учащихся с целью выявления лучшей;

– самостоятельный анализ учащимися полезности прошедшего урока (используя прием “Знаю, не знаю” девочки отмечают ту новую информацию, которая была ими усвоена или наиболее обратила на себя внимание, говорят о том, что не получилось и почему)

– анализ работы победителя, разбор допущенных учащимися ошибок;

выставление оценок, их аргументация.

7. Домашнее задание
  1. Ознакомиться с материалом учебника, стр. 100–109. – на “4”.
  2. Выполнить 1-е задание и найти иллюстрации изделий, выполненных в технике “лоскутная пластика” или дополнительную информацию по теме – на “5”.
  3. Творческое задание: выполнить 2–3 цветных эскиза изделия, выполненного в лоскутной пластике с использованием графического редактора Paint или на миллиметровой бумаге. Подготовьте объяснение подбора цветов.