Атомы химических элементов. Основные сведения о строении атома

Разделы: Химия


Тип урока. Урок изучения нового материала с элементами проверки знаний, с использованием цифровых образовательных ресурсов.

Цель урока. Доказать делимость атома на основе изучения научных данных, подтверждающих сложность строения атома и атомного ядра.

Задачи урока:

  1. Проверить знания учащихся по теме: “Химические формулы”.
  2. Показать взаимосвязь понятий: протон, нейтрон, массовое число.
  3. Развивать умение сопоставлять новые научные данные с уже известной структурой Периодической системы.

Оборудование:

  1. Цифровой образовательный ресурс (электронный учебник “Неорганическая химия”) МарГТУ, 2008г. Лаборатория мультимедиа. Ресурс размещен по адресу: eor. edu. ru.
  • модуль № 065 Тест: “Химические формулы”;
  • модуль № 107 “Атомная гипотеза. Основные сведения о строении атомов”;
  • модуль № 108 “История открытия строения атома”;
  • модуль № 111 “Опыт Резерфорда”.
  1. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
  2. Плакат из курса физики “Строение атома”. Модели атомов некоторых элементов.

Новые понятия.

  • Элементарные частицы
  • Нуклоны
  • Массовое число
  • Электрон
  • Протон
  • Нейтрон
  • Электронная оболочка
  • Электронное облако
  • Изотопы
  • Электронные уровни

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4

План урока

I. Организационный момент: проверка наличия принадлежностей к уроку, наличие листочков для ответов на вопросы теста, Периодическая система химических элементов (на каждом столе).

Деятельность учителя Деятельность учащихся Использование электронного учебника

II. Проверочная работа (10 минут).

Тест “Химические формулы”. Вопросы теста подаются на экран.

Приложение 1.

III. Формирование новых понятий.

  1. Доказательства сложности строения атома.
  2. Планетарная модель атома.

1. Важнейшие этапы истории развития представлений о строении вещества.

  • О строении вещества в античном мире.
  • Атомная теория Дальтона.
  • Открытия в области физики в XIX–XX вв.
  • Электрон. Открытие катодных лучей, отрицательный заряд электрона, скорость движения, масса электрона.
  • Открытие радиоактивности А.Беккерель. Виды радиоактивных лучей.

Приложение 2.

Приложение 3.

Вывод: В начале ХХ века разрушилось представление о неделимости атома. Причиной послужили открытие электронов, явление радиоактивности. Атом – сложная частица.

2. Планетарная модель атома (Резерфорд).

Приложение 4.

На основании опытов Резерфорда было установлено: (составляется схема на доске)

                                  Атом

“Нуклеус” (латинское nucleus) – ядро. Масса атома сосредоточена в ядре. Поэтому эта модель называется – нуклеарная.

Характеристики элементарных частиц.

Таблица 2 в учебнике.

Вид частицы Масса Заряд Примечания
Протон
P+
1

+1

Число протонов равно порядковому номеру
Нейтрон
n0
1

0

Рассчитывается по формуле
N = A – Z
Электрон
img7.gif (58 bytes)

1/1837

–1

Число электронов равно порядковому номеру

IV. Выводы по уроку.

  1. Атом – микрочастица, имеющая форму шара.
  2. Атом состоит из ядра и электронов.
  3. Ядро имеет очень маленький размер
  4. (r (атома) / r (ядра) = 100000).
  5. Ядро имеет положительный заряд.
  6. Атом – электронейтрален, так как число протонов и электронов одинаково.
  7. Электроны обладают отрицательным зарядом и движутся вокруг ядра.

V. Применение знаний.

Определите число протонов, электронов, нейтронов для атомов элементов.

Элементы K Na Ca S Al
Число
P+ и
19 11 20 16 13
Число
n0
20 12 20 16 14

VI. Домашнее задание. § 6. Упр. 4, 5. Рассмотреть строение атомов: Fe, B, Ag.
Учебник, автор О.С. Габриелян. Химия 8.

Отвечают на листочках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают пояснения к слайдам.

 

 

 

 

 

 

Записывают тезисами в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспоминают сведения из курса физики.

Обращаются к учебнику, рассматривают рисунок 6 “Радиоактивное излучение в электрическом поле”.
Слушают пояснения к слайдам.

 

Рисуют схему в тетрадях

 

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадях.

 

 

 

Изучают таблицу 2 в учебнике. Выписывают из таблицы примечания.

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадях.

 

 

 

 

 

Выполняют в тетрадях. Проверяем фронтально.

 

 

 

Записывают домашнее задание.

Электронный учебник модуль № 065. Тест “Химические формулы”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с электронным учебником. Модуль № 107 “Атомная гипотеза. Основные сведения о строении атома”.

 

 

 

 

Работа с электронным учебником. Модуль № 108 “История открытия строения атома”.

 

 

 

 

 

 

 

Работа с электронным учебником.

Mодуль № 111 “Опыт Резерфорда”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 В работе используется цифровой образовательный ресурс (электронный учебник “Неорганическая химия”) разработанный лабораторией мультимедиа Марийского Государственного Технического Университета в 2007 – 2008 году по заказу Федерального агентства по образованию РФ.

Ресурс размещен по адресу: eor. edu. ru.