О создании образовательно-развивающей среды в социуме столичного мегаполиса

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


С сентября 2003 года ГОУ СОШ "Школа здоровья" №630 вошла в состав ГЭП "Экологическое образование в интересах устойчивого развития". В рамках работы в ГЭП реализуется экологическое образование и воспитание.

Одной из задач ГЭП является "создание у школьников социально-ориентированных навыков через систему научно-практической деятельности". Ведущим из направлений экспериментальной работы является организация предметно-ролевых игр, которая способствует решению задачи по воспитанию экологической культуры школьника.

Какою бы ни была окружающая детей жизнь, воспитатель обязан учить их лучшей жизни - в обоих смыслах этого слова, объединяющего сравнительную и превосходную степени.  Примем в качестве рабочего определения, что воспитывать - это значит учить детей лучшей жизни. Но даже дрова не научишься пилить, пока не возьмешь в руки пилу. 

Воспитатель, должен привести ребят к лучшей жизни.  Этот процесс долгий, трудный и порой безрезультатный.  Но, оказывается, можно создать вкрапления лучшей жизни в обычную, а затем расширять их до тех пор, пока обычная жизнь не подтянется до уровня идеальной. 

Как развивается человек?  "В испытаниях, которые устраивает жизнь и к которым он сам безотчетно стремится.  Не случайно дети постоянно испытывают себя в играх, а порой - в опасных шалостях.  Испытание - существеннейшая потребность растущего человека.   Потому что оно требует мобилизации всех наличных сил и еще некоторого сверхнапряжения в "зоне ближайших возможностей" (Л. С. Выготский). 

Поскольку игра - дело коллективное, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т.п.

Учитывая, что учащиеся нашей школы, часть из которых спортсмены - пловцы (представители индивидуального вида спорта) с одной стороны, а с другой стороны дети мигрантов из разных этнических групп в разных поколениях, перед коллективом стояла непростая задача создания обучающеразвивающей среды, которая помогла бы школьникам адаптироваться в социуме мегаполиса и реализоваться как личность.

История создания игр.

Учащиеся школы по приглашению ДДТМ "Донской" принимали участие в туристической игре "Геокешинг" с применением спутниковых навигационных систем, состоящей в нахождении тайников, спрятанных другими участниками игры. Команда школы стала победителем на некоторых этапах этой игры.

Успех учащихся подвигнул их в союзе с педагогами применить поисковую стратегию данной игры в школе для учащихся более младшего возраста. Так родилась школьная игра "Неизвестная зона". Наша игра не является точной копией "Геокешинга". Мы использовали только идею поиска объектов в реальном времени в природной среде.

Нами представляется разработка игр, прошедших апробацию в ГОУ СОШ "Школа здоровья" №630 в период 2005 -2008 годов.

Результаты апробации, проводившейся в ГОУ СОШ "Школа здоровья" №630 в течение последних четырех лет, привели к созданию варианта игры "Неизвестная зона", описание которой представляется ниже.

Краткое описание рабочих элементов игры 2005 год.

Участники: команды ребят по 8 человек из параллели 7-х классов.

Игра проходит в несколько этапов.

Первый этап: на территории школьного сада.

Каждая команда получает план школьного сада с азимутами положения спрятанных капсул, в которых содержаться задания. Объяснение условий заданий и выставление баллов проводит куратор (ученик 8-9 классов).

Перед выполнением каждого задания куратор проводит личностную идентификацию участников (настрой на работу; основы методики Д. Медоуза "от соперничества к сотрудничеству").

Задание на первой точке - "Зоркий глаз".

Суть задания: проверка глазомера - измерение расстояния, высоты, объема, угла.

Затем эти результаты кураторы проверяли измерительными приборами. Наибольшая сходимость - приоритетный балл.

Задание на второй точке - "Тактильные ощущения".

Суть задания: определить на ощупь температуру воды в трех пластиковых бутылках, находившихся в различных температурных условиях (первая - горячая вода из термоса, вторая - вода из под крана, третья - вода со снегом).

Затем кураторы проверяют точность определения термометром. Наибольшая сходимость - приоритетный балл.

Задание на третьей точке - "Золотой ключ".

Суть задания: расшифровать криптограмму и провести этимологический анализ скрытого в ней экологического понятия.

Второй этап: в здании школы, все участники игры собираются в одной аудитории.

Задание первое: определение по запаху различных веществ - по пробникам определить неизвестные вещества

Задание второе "Самый умный": ответ одного участника команды на 15 вопросов естественнонаучного содержания в реальном времени. Количество правильных ответов соответствовало количеству полученных баллов.

Задание третье для классных руководителей: "на глаз" отмерить 5г хлорида натрия, а затем проверить себя при помощи аналитических весов.

Третий этап: подведение итогов игры.

Четвертый этап: "сладкий стол" для всех участников.

Минусом игры 2005 года является отсутствие четкого разделения территории поиска на сектора (дети могли находить чужие тайники);

Ход игры 2008 года.

Участники: команды по 8 человек из параллели 8-х классов.

Игра проходит в несколько этапов.

Первый этап: на территории школьного сада.

Организатор игры проводит инструктаж по правилам игры, приветствует команды, представляет кураторов (учеников 9-10 классов), причем к команде спортивного класса поставлен куратор из спортивного класса.

Каждая команда получает план школьного сада с азимутами положения спрятанных капсул, в которых содержаться этапы маршрутного листа.

Вся территория школьного участка разделена на три сектора. Ампулы с заданиями цветные, у каждого сектора свой цвет.

Организатор отмечает, что погодные условия корректируют реальные координаты нахождения ампул (игра проходит в реальное время, в реальных условиях).

В случае, если команда не нашла ампулу, куратор помогает ей вернуться к исходной позиции игры и пройти по азимуту заново под его руководством. Самостоятельное выполнение задания - приоритетный балл.

К концу этого этапа каждая команда имеет маршрутный лист.

Второй этап: в здании школы, все команды в сопровождении кураторов перемещаются в соответствии со своим маршрутным листом по станциям (работа на одной станции не более 10 минут).

Первая станция "Вода известная и неизвестная".

На этой станции участникам игры предлагается принять участие в занимательной беседе, стать наблюдателями химических превращений и увидеть эти явления в живой природе в документальном фильме "Вода".

В ходе эвристической беседы руководитель станции, используя бытовые примеры, подводит учащихся к осознанию способности воды, как уникального растворителя. Беседа сопровождается демонстрационными опытами.

Далее учащимся предлагается просмотреть 2-х минутный ролик из документального фильма "Вода" и запомнить его сюжет для дальнейшего воспроизведения в следующем конкурсе.

На данной станции дети - наблюдатели, аналитики (устанавливают причинно-следственные связи), в беседе идет активизация базовых знаний и привлечение их к анализу игровой ситуации.

Вторая станция "Следствие ведут физики".

Руководитель станции предлагает учащимся текст, в котором необходимо найти физические ошибки и обосновать свою точку зрения. За каждую правильно обнаруженную ошибку команда зарабатывает балл, а объяснение своей точки зрения с использованием физических закономерностей приносит дополнительный балл.

Третья станция "Сохрани дерево".

Руководитель станции предлагает учащимся просмотреть мультфильм, который помогает осознать необходимость использования вторичного целлюлозосодержащего сырья для изготовления бумаги в целях сохранении лесного фонда. Затем учащиеся, используя описание технологического процесса изготовления картона, делают заготовку картона своими руками. Руководитель демонстрирует готовый продукт этого процесса в виде картонных ячеек для яиц.

Дети ярко реагируют на процессы преобразования бумаги.

Третий этап: все три команды собираются в одной аудитории, где получают серию общих заданий.

Задание первое "Путешествие по таблице Менделеева".

Команды получают конверты с таблицей Менделеева и одинаковым набором карточек. Каждая карточка содержит текстовую информацию просветительского характера, в контексте которой указано название химического элемента. Элемент необходимо узнать и указать в таблице. Ограниченное время (2 минуты) и большое число карточек (17) создавали жесткие условия для выполнения задания. Успешность определялась согласованностью действий членов команды и верно выбранным алгоритмом поиска.

Задание второе "По волнам твоей памяти:"

Команда выбирает представителя, который покидает аудиторию.

Затем организатор игры объявляет командам задание, которое должен будет выполнить их представитель: воспроизвести сюжет видеоролика из документального фильма "Вода", просмотренного в ходе игры (см. станцию "Вода известная и неизвестная"). Представители команд по одному возвращаются в аудиторию и только тогда узнают о том, что им придется выполнить. Оценивается связанность рассказа и полнота описания фактов.

Задание третье для классных руководителей.

Классным руководителям предлагается расположить канцелярскую металлическую скрепку на поверхности воды так, чтобы она не утонула. Оборудование: химический стакан с водой, скрепка - 2 штуки, бумажная салфетка.

Четвертый этап: подведение итогов игры.

Пятый этап: "сладкий стол" для всех участников.

В качестве заключения хотелось бы привести высказывание А.М. Леонтьева о том, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра - сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна и многое рассказывает самому ребенку о нем. Игра - путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных способностей, как в игре. Игра - регулятор всех жизненных позиций ребенка. Школа игры такова, что в ней ребенок - и ученик, и учитель одновременно.

Все творческие дела организованы так, чтобы не было зрителей, чтобы каждому пришлось непосредственно участвовать. 

Участие классных руководителей необходимо в таких мероприятиях, так как устанавливаются более прочные и разнообразные связи в системе учитель - ученик. Такие игры неоднократно подтверждали этот тезис. Элемент физической включенности взрослых обеспечивает максимальный успех в работе подростков.

"Сладкий стол" как итог игры стал доброй традицией этих игр в нашей школе. За совместным чаепитием участники команд, их кураторы и классные руководители обсуждают результаты игры. Подобная неформальная обстановка позволяет каждому ребенку полнее открыться и быть выслушанным себе подобными.

Мы знаем художественное творчество, научное, техническое.  Но ведь есть еще один вид творчества, может быть самый важный: общественное творчество.  Есть ведь творческое отношение к жизни вообще, оно может проявиться в отношениях с людьми и даже в самой рутинной работе.  Творческий человек по-особому, изобретательно, с воображением делает всё: моет посуду, едет на работу, точит деталь и строит свою жизнь.  Наконец, заметим, что проблема творческого отношения к жизни - это проблема качества работы.  До тех пор пока не возникает вопроса "Как это сделать лучшим образом?", высокого качества работы и привычного стремления к нему быть не может.

Литература.

  1. Л.С.Выготский. Сознание как проблема психологии поведения. "Психология и марксизм". М., 1924; его же. Мышление и речь. М., 1934.
  2. А.Н.Леонтьев. Проблемы развития психики. М., 1972.
  3. А.Н.Леонтьев. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1972.
  4. Иванов И. П.  Воспитывать коллективистов: Из опыта работы школ Ленинграда и Лен. области. - М.: Педагогика, 1982.
  5. Иванов И. П.  Два подхода к воспитанию и проблеме воспитательных отношений // В сб.: "Актуальные проблемы коммунистического воспитания школьников". - М.: МГПИ, 1980.
  6. К. Вебстер, М.А. Жевлакова, П.Н. Кириллов, Н.И. Корякина От экологического образования для устойчивого развития. СПб Издательство "Сага" 2005.
  7. От соперничества к сотрудничеству. Практическое руководство по активным методикам в экологическом образовании. Перевод с английского к.б.н. Н.М. Чебаковой, М. РХТУ им. Д.И. Менделеева 1999.