Задачи урока:
- Дать представления о легочном дыхании и обмене газов между кровью и тканями.
- Познакомить с механизмом вдоха и выдоха, процессом регуляции дыхательных движений.
- Сформировать понятие о жизненной емкости легких.
Личностная значимость изучаемого для школьника:
У тренированного человека жизненная емкость легких больше.
Оборудование: таблицы “Схема кровообращения”, “Органы дыхания”, лента с сантиметровым делением.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Определение темы, планирование работы
Записывается тема урока (слайд № 1, см. Приложение). Учитель знакомит учеников с задачами урока.
III. Изучение нового материала
- Включается слайд № 2 (см. Приложение), где представлена таблица “Содержание газов во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе”. Учитель сообщает о необходимости изучить данную таблицу и сделать вывод.
- Предлагается рассмотреть рисунок “Газообмен в легких и тканях” (стр. 162–163, учебник) и ответить на вопросы (слайд № 3, см. Приложение), используя таблицы “Схемы кровообращения”, “Органы дыхания”.
- Учитель обращает внимание учеников на то, что легочное дыхание осуществляется путем чередования вдоха, во время которого атмосферный воздух, насыщенный кислородом, поступает в альвеолы, и выдоха, при котором воздух, обогащенный углекислым газом, удаляется в окружающую среду. Легкие не имеют мышц, однако при дыхании они расширяются и сжимаются, пассивно следуя за грудной клеткой. В связи с этим предлагается в течение одной минуты подготовить рассказ о механизмах вдоха и выдоха, используя информацию, предоставленную на слайде № 4 (см. Приложение). Схемы “Механизм вдоха” и “Механизм выдоха” ученики переписывают в тетради.
- Включается слайд № 5 (см. Приложение). Учитель предлагает пронаблюдать за движениями своей грудной клетки. Измерить лентой с сантиметровым делением, насколько изменяется окружность груди при вдохе и выдохе, при спокойном и глубоком дыхании. Полученные данные записать в тетрадь. Сделать вывод.
- Учитель знакомит учеников с понятием “Жизненная емкость легких (ЖЕЛ)” (слайд № 6, см. Приложение). Информацию ученики переносят в тетради.
- Включается слайд № 7 (см. Приложение). Учитель просит учеников проанализировать средние показатели ЖЕЛ разных людей и сделать выводы.
- Прочитав статью учебника “Регуляция дыхания” (стр. 166), ученики смогут ответить на вопросы слайда № 8 (см. Приложение).
IV. Домашнее задание (слайд № 9, см. Приложение)
Слайд № 1
Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция |
Слайд № 2
Содержание газов во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе
Воздух |
Содержание газов (в %) |
|||
Кислород | Углекислый газ | Азот | Пары воды | |
Вдыхаемый Выдыхаемый |
20,96 16, 40 |
0,04 4,10 |
79,0 79,5 |
немного насыщен |
Слайд № 3
Рассмотрите рисунок “Газообмен в легких и тканях” (стр. 162–163) и ответьте на вопросы: а) Какими значками на этой схеме
обозначены молекулы углекислого газа и
кислорода? |
Слайд № 4
|
Слайд № 5
Пронаблюдайте за движениями своей
грудной клетки. Измерьте лентой с сантиметровым
делением, насколько изменяется окружность груди
при вдохе и выдохе, при спокойном и глубоком
дыхании. Полученные данные запишите в тетрадь.
|
Слайд № 6
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) –
наибольшее количество воздуха, которое можно
выдохнуть после максимального вдоха. ЖЕЛ = дыхательный объем + резервный объем вдоха + резервный объем выдоха
|
Слайд № 7
Проанализируйте средние показатели ЖЕЛ
разных людей. Как можно объяснить разницу в
величине ЖЕЛ? Сделайте выводы.
|
Слайд № 8
Прочитайте статью учебника “Регуляция
дыхания” (стр. 166), найдите ответы на вопросы: а)
Где находится дыхательный центр? |
Слайд № 9
Домашнее задание.
|
Литература
- Н.И.Сонин, М.Р. Сапин. “Биология. Человек” 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2008.
- Н.И.Сонин. Биология 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику “Биология. Человек”. 8 класс. – М.: Дрофа, 2008.
- Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский. Биология. Полный курс. В 3–х т. Том 1. Анатомия. – М.: Издательство Оникс, 2007.
- Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам “Биология. Человек”, 8 (9) класс, Д.В.Колесова, Р.Д.Маша, И.Н.Беляева; А.С.Батуева и др; А.Г. Драгомилова, К.Д.Маша.– М.: ВАКО, 2005.
- Анисимова В.С., Бруновт Е.П., Реброва Л.В. Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987.