"Обучение без огорчения"

Разделы: Работа с дошкольниками


Педагогические исследования показывают, что главная проблема образования – потеря притягательности процесса познания. В последние годы увеличилось число дошкольников, не желающих идти в школу; успеваемость детей падает; снизилась положительная мотивация к занятиям. Как же поправить ситуацию?

Вряд ли сегодня найдётся хоть один педагог, который скажет, что он не развивает познавательные, творческие способности дошкольника на занятиях, не создаёт условия для развития любознательности как основы познавательной активности. “Программа воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, по которой работает наше ДОУ, тоже ставит перед собой такую задачу. Программа, прежде всего, нацелена на создание условий для усвоения творческого способа получения любых знаний, развития индивидуальности, укрепления физического и психического здоровья, эмоционального благополучия детей (с учетом их возрастных возможностей при оптимальном сочетании индивидуальной и совместной деятельности). Особое внимание в программе уделено:

  • обучению как средству воспитания и развития ребенка;
  • личностно-ориентированному, индивидуальному подходу к ребенку;
  • развитию способностей — физических, интеллектуальных, художественных;
  • развитию любознательности как основы познавательной активности;
  • формированию разных видов творчества — изобразительного, музыкального, словесного;
  • начал национальной культуры и основ мировой.

Педагоги нашего детского сада прекрасно понимают, что программное содержание будет успешно осваиваться детьми при обеспечении компетентностного подхода к организации образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении. Организационно-педагогические условия компетентностного подхода таковы:

  • создание развивающей среды, стимулирующей и обеспечивающей активность ребенка, реализацию им своих интересов и потребностей;
  • наличие прав ребенка на самостоятельный выбор вида и содержания деятельности, партнерства и места для работы, оценки результата деятельности и способов использования результатов;
  • использование таких форм организации образовательной работы, которые обеспечивают включенность ребенка в выбор целей, содержания, форм деятельности (планирование); партнеров, места, способа и длительности реализации собственных планов (деятельность); оценку полученных результатов, личных достижений, дальнейших перспектив (рефлексия);
  • реализация роли воспитателя как ресурсной личности, который ведет воспитанника, но не подталкивает его, предлагает способы поведения, познания, но не побуждает копировать их, является диагностом достижений, перспектив ребенка и его проблем, работает как с отдельными детьми, так и с подгруппами и группой в целом.

Какие формы взаимодействия с ребёнком выбрать? На этот и другие вопросы отвечают гуманистическая педагогика и психология.

Развивающая педагогика ненасилия существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребёнка становится мерой качества работы педагога ДОУ и всей образовательной системы в целом. Педагоги нашего детского сада ориентируются не только на подготовку дошкольников к школе, но и на сохранение их полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребёнку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода. Усилия педагогов нашего ДОУ направлены на создание условий для саморазвития детей. Воспитатели и специалисты детского сада считают, что технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного и субъектного подхода к образованию, осуществлением компетентностного подхода к организации образовательной работы с детьми.

Учитывая требования программы, социальный заказ школы и родителей, наш детский сад уже несколько лет использует в своей работе технологию проектирования. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества, в процессе которого интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.

В основу нашей работы по развитию любознательности как основы познавательной активности так же был положен проектный метод, который предполагает постановку проблемы (1-й этап), её обсуждение (2-й этап), работу над проектом (3-й этап), включающую поиск информации детьми (совместно с воспитателями и родителями), презентацию (4-й этап).

Воспитатели осуществляют свою деятельность, опираясь на понимание и признание потенциальных способностей, возможностей и прав ребенка в самостоятельном познании окружающего мира во всем его многообразии. Они предоставляют детям достаточную свободу для реализации их потребностей, ограничивая ее рамками принятой культуры и формируя у детей понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты.

Основной целью проектного метода является развитие компетентной творческой личности ребёнка.

Задачами развития являются:

  • Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • Развитие познавательных способностей;
  • Развитие творческого воображения;
  • Развитие творческого мышления;
  • Развитие коммуникативных навыков.

Проектный метод, используемый в работе с детьми подготовительной к школе группы, предполагает развитие у них таких качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность, творческое воображение, умение планировать поисково-исследовательскую деятельность. Эти качества в настоящее время являются чрезвычайно важными для успешного обучения в школе.

Мы хотим поделиться с коллегами наработанным опытом и рассказать об особенностях проведения занятий в подготовительной к школе группе с использованием метода проектов.

Структура занятия с использованием метода проектов:

1. Погружение детей в игровую ситуацию:

- Создание психологической готовности к игровой деятельности.
- Проверка готовности к занятию.
- Повторение правил взаимодействия.

2. Создание мотивации к проектной деятельности:

- Актуализация прошлого опыта.
- Представление реквизита, используемого в занятии.

3. Введение в проблему:

- Появление в деятельности детей затруднения.
- Выявление причин затруднения.
- Формулирование темы занятия или главного вопроса.
- Целеполагание на основе детских вопросов.

4. Поэтапное решение в процессе проведения опытно-экспериментальной работы:

- Предметное действие, проблемное изложение материала в виде подводящего диалога.
- Оформление в речи согласованного варианта выхода из затруднения.

5. Обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы, систематизация информации:

- Работа с пособием.
- Нахождение места “новых знаний и умений” в системе представлений ребёнка.
- Возможное применение “новых знаний и умений” в повседневной жизни.
- Продуктивная деятельность детей:

6. Презентация результатов проектной деятельности:

- Фиксация движения по содержанию.
- Эмоциональная оценка занятия.
- Рефлексия групповой и собственной деятельности.

Содержание каждого этапа занятия может меняться в зависимости от целей и подготовленности детей к проектной деятельности. На каждом из этапов занятия могут быть использованы разные формы организации детской активности: от индивидуальной и совместно-индивидуальной до совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей.

Одним из наиболее рациональных способов организации познавательной деятельности детей на занятиях мы считаем работу в микрогруппах – “компаниях”, идея которой принадлежит Е. Е. Шулешко, и выстроенная на принципах социо-игровой педагогики (авторы А. П. Ершова, В. М. Букатов). Формирование малых групп может идти по разным направлениям:

  • спонтанные детские объединения (когда дети играют в каких-либо группах и в них же переходят к занятию);
  • по половому признаку;
  • по коммуникативному признаку (кто с кем дружит);
  • по какому-либо общему признаку, сходству, жизненным ситуациям, действиям (когда дети выбирают сами или воспитатель задаёт определённый признак);
  • по наглядному материалу (мелким раздаточным предметам или разрезным изображениям);
  • путём образования пар, троек, четвёрок, шестёрок по общему делу (когда каждый ребёнок делает своё дело или часть общего, а затем они объединяются для совместной работы);
  • по общему развитию (он самый продуктивный);
  • по темпу выполнения (быстрым детям даём задания труднее и тем самым выводим их на более высокий уровень развития);

Выбор способа объединения детей в группы зависит от умения детей общаться и договариваться друг с другом; от уровня сформированности произвольности поведения; содержания занятия; количества детей и малых групп. При объединении детей в “компании” они могут стоять, сидеть на стульчиках, на ковре по кругу или беспорядочно.

Кроме развития интеллектуально-мыслительной деятельности при такой организации занятий происходит и коммуникативное развитие.

На развивающих занятиях очень важно не делать за детей то, что они смогут сделать сами, и не сообщать того, до чего они сумеют додуматься при оптимально созданных для этого условиях. Необходимо давать детям возможность предполагать, домысливать. К показу способов деятельности воспитатель приступает только тогда, когда дети не смогли до них додуматься сами после нескольких проб.

По ходу реализации проекта воспитатель проживает целый ряд ролей: вдохновитель экспериментально-поисковой деятельности детей; специалист в различных областях знаний; консультант по нахождению источников информации; помощник в вопросах планирования и др.

Достаточно сложным является вопрос о степени самостоятельности детей при их участии в подготовке и разработке проекта: какие задачи решает педагог, какие – сами дети, а какие разрешимы через их сотрудничество. Очевидно, что это зависит от таких факторов, как возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, сложность выбранной темы, предыдущий опыт проектной деятельности детей, характер взаимоотношений в группе.

Опыт работы нашего ДОУ показывает, что технология проектирования развивает субъект-субъектные отношения, помогает воспитателю присмотреться к каждому дошкольнику, создать своеобразное культурное поле в самой его личности, открыть индивидуальные особенности.

Ставя цель активизировать детей, помочь им в самовоспитании, личностном саморазвитии, педагоги побуждают их к занятию активной позиции, анализируют их действия, учатся определять реальную субъектность каждого ребёнка.

Т. о., использование метода проектов в организации познавательной деятельности дошкольников – принципиально иной подход к построению образовательного процесса, основанный на активной исследовательской позиции детей с учётом их личных интересов. Технология проектирования является одним из средств социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования: и детей и взрослых.

Занятие по ознакомлению с окружающим “Человек-часть природы”.

Цели:

Образовательная: на основе исследовательской деятельности развитие представлений о том, что человек - часть природы, и одновременно существо мыслящее. Закрепление и обобщение правил экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе.

Развивающая: Развитие фантазии, творческого воображения, обогащение и активизация словаря.

Воспитательная: воспитание у детей бережного отношения к природе, развитие коммуникативных навыков общения.

Материал: карта в виде земного шара разделенная на три части разного цвета: белый, голубой и зеленый. В центре круга - грустный человечек. По всей карте - черные пятна. Разрезные картинки для деления на команды по количеству детей: рыба, птица, белка. Карточки с изображением птиц, зверей, растений, человека. Правила поведения в лесу. Трафареты, карандаши, клей.

Ход занятия

- Здравствуйте, ребята! Я рада всех видеть! А мы с вами умеем дружить? Предлагаю всем еще раз подружиться.

Коммуникативная игра “Давай с тобой дружить”

(Дети стоят в кругу, по порядку подают правую руку соседу со словами: “Давай с тобой дружить, Иришка”. Круг замыкается.)

Пальчиковая игра “Дружат в нашей группе..”

Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики,
Пусть соединяются
Маленькие пальчики.

(Дотронуться пальчиками до соседа)

- Замкните круг. А теперь поднимите руки вверх! Мы вместе! Замечательно!

- Ребята, посмотрите на эту картинку? Как вы думаете, что здесь изображено? Я вам подскажу. Это карта, но необычная, а с секретом. Разгадаете секрет - узнаете, что здесь нарисовано. Но сначала посмотрите в цент круга. Кто изображен? Какой он? (Человечек, он грустный).

- Как вы думаете, почему человечек грустный?
- Что нужно сделать, чтобы он повеселел?
- Мнения оказались разными. Ну, что ж, попробуем разгадать первый секрет-секрет голубого поля. Может быть, тогда и поймем причину грусти человека.
- Отгадайте, о чем идет речь:

Чрез нас проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.

- Верно, речь идет о воздухе. Мы живем с вами в воздушном океане.
- Следующий секрет - белого поля.

Решение кроссворда

1 2 3 4
       

- В первой клеточке живет буква, которая спряталась в слове “совок” и стоит на третьем месте.
- Во второй клеточке нужно записать букву, которая спряталась в слове “гром” и стоит в нем на третьем месте.
- В третьей клеточке живет буква, с которой начинается слово “дорога”.
- И в четвертой клеточке запишем букву, которая стоит на втором месте в слове “рама”.
- Давайте прочитаем, что у нас получилось - “Вода”.
- Конечно, белое поле означает воду.
- Осталась последняя - зеленая страничка. Что вам напоминает зеленое поле? (Лес).

Жить в зеленом мире этом,
Хорошо зимой и летом.

- Ребята, мы с вами теперь знаем, что обозначает каждый цвет нашей карты. А что это за черные пятна? Как вы думаете? (Природа загрязнена, человеку плохо).
- А чем человек отличается от растений, от животных?
- Предлагаю вам разделиться на три команды по четыре человека по желанию.

Дидактическая игра “Чем похожи и чем отличаются друг от друга человек, растения, животные”.

Вывод: Человек отличается от растений и животных тем, что он разумный.

- А можем ли мы с вами делать добрые дела? Предлагаю вам стать экологами.

Кто такой эколог?

Ответы детей.

- Мы с вами сейчас попробуем решить проблемы природы.
- Предлагаю разделиться на команды. Возьмите каждый по карточке. Нужно собрать картинки: птица, рыба, белка.
- У нас получилось три команды экологов. Теперь нужно определить, какая команда будет заниматься голубым полем. Почему вы так думаете? Забирайте своё “поле”.
- Какая команда будет заниматься белым полем. Почему вы так думаете? Забирайте своё “поле”.
- И вашей команде досталось зеленое поле. Как вы думаете, это правильно? Почему вы так думаете?

- У вас на столах лежат конверты с карточками. Выберите те из них, которые подходят для вашего поля. Может, что-то хотите дорисовать. У вас есть трафареты, карандаши, восковые мелки, клей. Приступайте к работе. Давайте договоримся, когда выполните свою работу, возьмитесь за руки и поднимите их вверх.

- Что ж все справились с работой. Приступаем к презентации проекта. Предлагаю выбрать докладчика, который будет представлять свою команду.
- Начнем с “голубой” команды. Расскажите, кого вы поселили на свою карту. А как можно очистить грязные пятна?
- Молодцы, мы очистили с вами наш воздушный океан, и дышать стало легче. Давайте подышим.

“Дыхательная гимнастика”.

- Слово предоставляется “белой” команде. Расскажите, кого вы поселили на свою карту. А как можно очистить грязные пятна?
- Мы очистили воду, и она стала чистая, прозрачная. Можно и под дождиком погулять.

Физминутка “Капелька”.

Капля первая упала – кап.
И вторая побежала – кап.
Мы на небо посмотрели
Капельки кап-кап запели.
Намочили лица
Мокрыми стали.

Туфли посмотрите
Мы их вытирали.
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем.
От дождя мы убежим
Под кусточком посидим.

- И осталось у нас зеленое поле- лес? Расскажите, кого вы поселили на свое поле. И на вашем поле есть черные пятна… Как же их очистить?

Ребята предлагают свои варианты.

- Вот как хорошо стало в лесу, чисто. Все животные вышли из своих жилищ.

Двигательная гимнастика “Изобрази животное”.

- Ребята, вы справились с заданием, посмотрите и наш человечек улыбается. Почему, как вы думаете? (Человек, так же, как растения и животные часть природы).
- Вот все вы знаете. А вы любите ходить в лес? Представьте, что вы заблудились, что же будете делать? (громко кричать, звать на помощь, идти на шум транспорта…)

Должны всерьез вы уяснить:
Без взрослых в лес нельзя ходить!
Ведь заблудиться так легко:
Уйти от дома далеко
И не найти назад пути…
И больше к маме не дойти..

- Сейчас садитесь на ковер поудобнее, закройте глаза и послушайте волшебную музыку. (Звучит аудиозапись звуков дождя, ветра, шума леса).
- Откройте глаза. Скажите, что вы услышали? (Рефлексия групповой и собственной деятельности. Эмоциональная оценка занятия.)
- Молодцы. На этом наше занятие заканчивается. Спасибо.