Тип урока: Урок повторительно-обобщающий.
Цели урока:
- Закрепление навыка написания Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных, отглагольных прилагательных, причастий. Закрепление навыка различать полные страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные.
- Развитие приемов наблюдения, навыков выразительного чтения, умения творчески подходить к решению заданий.
Ход урока
Приветствие. Проверка готовности к уроку, готовность наглядных пособий.
1. Раскрытие целей урока.
Посмотрите на эпиграф. Подумайте, с какой целью использует автор в стихотворении прилагательные и причастия?
Одним из знатоков и ценителей русского языка был Иван Сергеевич Тургенев. Вы, конечно, помните: “Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий и свободный русский язык…”
Повторять эту тему мы будем, используя произведения И.С. Тургенева и поэтов Чернского районаТульской области, где находится родовое имение писателя. (Слайд № 2)
С какими произведениями И.С. Тургенева вы знакомились на уроках литературы?
(Слайд № 3)
2. Актуализация опорных знаний и умений. Формирование познавательных мотивов.Глядели звезды робко в Снежедь,
Дремали кони на лугу,
Всю ночь, распугивая леших,
Горел костер на берегу.
Струился дым белесой лентой
И уплывал по сторонам.
Ребячьи сказки и легенды
Мешались с дымом пополам.
А у костра, поджав колени,
Не опуская добрых глаз,
Сидел задумчивый Тургенев
И слушал будущий рассказ. …
Вспомним алгоритм действий при выборе написания Н и НН.
Слайд № 4
Задание.
Распределите в два столбика слова по исходным словам.
Слайд № 5,6,7
Что нужно учитывать, для писания Н или НН в прилагательных, образованных от существительных?
Работа с таблицей
(Слайд № 8, 9, 10)
Алгоритм написания слов, образованных от глаголов – отглагольных прилагательных и причастий.
Работа с таблицей.
Слайд № 11
Лексическая работа: ( Слайд № 12)
На слайде - родовое имение Тургеневых, в котором провел свое детство писатель. Сейчас здесь находится сельская школа. Он прост, невысок, без архитектурных украшений, не отличается от дома зажиточного крестьянина.
Ребята, как вы считаете, какие словосочетания, из записанных нами в тетрадь, подходят для описания жизни крестьянства?
- Ржаная мука - из нее пекли хлеб, использовали для приготовления моченых яблок
- жженая солома – использовали для удобрения
- соляной раствор - приготовления сала
- соленые грибы - Чернский район богат грибами
- смоленая нитка - нитки опускали в смолу “ смолили” и получали “дратву”,
- дети огорчены - именно с такими чувствами уезжали мы их Тургенева
- традиционная встреча – в последнее воскресенье июня в селе Колотовка проходит фольклорный праздник.
Составьте 2-3 предложения, используя данные словосочетания.
Как отличить краткое причастие от краткого прилагательного?
Слайд № 13
3. Контроль и проверка знаний (Слайд № 14)
Используя данное рассуждение, объясните написание:
Нарушена надолго связь времен,
Поруганы традиции и вера,
Посеяно не нами, мы все жнем…
Но чем восполнить сможем те потери?
(В. Савин “Невосполнимые потери. Размышления на Бежином луге”.
Неизвестное об известном (Слайд № 15)
В существующих грамматиках русского языка слово ветреный рассматривается, как исключение в написании слов с суффиксом –енн-, образованных от существительных. Если слово употребляется с приставкой – пишется НН (безветренный, проветренный)
Слово ветреный не является исключением, а подчиняется правилам правописания слов, образованных от глагола. В “Толковом словаре …” В.И. Даля (том 1 стр. 335) есть глагол ветрить
Проследите:
Ветрить-ветренный-проветренный-ветрен- проветрен.
Иногда и в наше время говорится: на улице ветрит. Точно так же мы говорим: на море штормит, сильно метет.
Глагол ветрить, по толкованию В.И. Даля имеет вторе значение - веселиться, легкомысленно вести себя. Вот откуда словосочетание ветреный человек (т.е. легкомысленный)
Составьте словосочетания или предложения, используя эти слова.
Слайд № 16
Вывод:
Н – НН в прилагательных и причастиях
(Слайд № 17)
4. Обобщение и систематизация знаний
Проведем конкурс: представьте себе, что помещик ищет себе управляющего, но нужен грамотный управляющий, поэтому нужно пройти испытания.
Задание.
Слайд № 18, 19
НН пишется во всех словах ряда: | Проверяем: |
|
|
Экспресс-диктант ( Слайд № 20)
Распределить слова в два столбика по способу написания Н и НН (в 1-м столбике запишите номера слов с н, во 2-м – с нн).
- бесценная вещь,
- выкрашенные лавки,
- поляна освещена,
- румяные лица,
- некрашеная ткань,
- ветреный день,
- безветренный день.
Задание: Выпишите из стихотворения словосочетания со словами, на изученное правило, объясните графически написание.
(Слайд № 21)
Задание.
Записать предложения, объяснить правописание слов с Н и НН
1.Послышалась беспокойная беготня встревоже…ого табуна.
- Ночь стояла торжестве…ая и царстве…ая.
- Блеск молний подобен блеску кова..ого серебра.
- Подобно островам, разброса…ым по бесконечно разлившейся реке, облака не трогаются с места.
- Эта безлу…ая ночь была великолепна.
- В такие дни краски все смягче…ы.
- Какие-то некоше…ые, низкие кусты широко расстилались передо мною.
- Из освеще…ого места трудно разглядеть, что делается в потемках.
- Темное и чистое небо стояло над нами со всем своим таинстве…ым великолепием.
- У Павлуши волосы были всклокоче…ы.
- Все подвинулись к котельчику и начали есть варе…ый картофель.
- Федя обратился к Илюше, возобновляя прерва…ый разговор.
- Бесчисле…ы е золотые звезды, тихо мерцая, текли по направлению к Млечному пути. (И.С. Тургенев “Бежин луг”)
5. Подведение итогов. Слайд № 22
6. Домашнее задание:
Перечитать рассказ И.С. Тургенева “Бежин луг”. Выписать 5 предложений на изученное правило.
Обращаясь к родному языку и русской литературе, мы учимся любить природу, свой край, и необходимо сохранить эти чувства в своей душе.
Угасая в памяти навечно,
Прошлое питает пламя свеч
Тем святым из жизни быстротечной,
Что хотелось до конца сберечь…(Ю. Косточка)