Взрослый должен помочь ребенку открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом. Именно эту задачу можно решить, если активно приобщать ребенка к миру природы. Первые попытки использования оригами связывают с именем немецкого гуманиста Фридриха Фребеля (1782-1852). Фребель полагал, что первейшая и главная задача педагога способствовать органическому развитию заложенных в ребенке природных данных. Вслед за Руссо Фребель считал природу лучшим учителем.
Искусство оригами дает возможность создать из бумажного листа самые разнообразные фигурки и игрушки. А если при этом еще использовать ножницы или клей, то появится множество других изделий. Подобную технику складывания (из бумаги при помощи ножниц и клея) хитроумные японцы называют “кирикоми”.
Первое знакомство с оригами у детей состоялось в старшей группе. Они освоили некоторую терминологию и условные знаки, принятые в оригами и кирикоми. Дети так же получили знания о том, что такое базовая форма. Возможности оригами в воспитательном процессе нельзя недооценивать. Во-первых, это продуктивная деятельность. Во-вторых, результат – полученное изделие. В-третьих, сам процесс изготовления способствует решению многих задач:
- развитие мелкой моторики и кисти руки;
- развитие психических процессов, таких как внимание, память, мышление, воображение;
- развитие речи и личностных качеств (дисциплинированность, целеустремленность, самостоятельность, активность, любознательность).
Особое место занимает задача расширения кругозора детей за счет сообщения сведений различного характера: культорологические знания (традиции Японии), информация экологического характера, связанная с использованием фигурок растений и животных.
Основы экологической культуры закладываются в повседневной жизни и на занятиях. Большой упор делается на процесс овладения действиями построения моделей, отображающих связь животного и растительного мира различных природных зон Земли с условиями жизни в них. Накопленные представления необходимо осмыслить, расширить, углубить, систематизировать и обобщить. Для этого мы решили создать альбом “ЭКО – оригами”. Одна подгруппа детей создавала пейзаж из элементов живой и неживой природы, а другая складывала из бумаги фигурки растений, животных и птиц. Сложные коллективные работы мы оформляли на модуле, размещенном в приемной. В зависимости от организации занятия проводились музыкальные или художественно-игровые паузы (загадки или стихотворения по теме). Свои поделки дети использовали для сочинения и обыгрывания экологических сказок, иллюстрирования книг, выполнения экологических проектов, оформления группы к праздникам. В течение всего года мы собирали разные виды бумаги (цветная, самоклеющаяся, картон и т.д.) для создания музея бумаги. Дети пытались складывать поделки из бумаги разного размера и фактуры, делая соответствующие выводы.
Восточная мудрость гласит: “Не тяни за ростки!” Подразумевается: когда посадил семечко, поливай его, рыхли землю, удобряй, пропалывай сорняки, но не пытайся силой заставить расти, потянув за росток, навсегда погубить неокрепшие корни. Росток растет сам, по-своему, мы же, подобно хорошему садовнику, создаём условия для роста.