Элективный курс "Основы конфликтологии"

Разделы: Школьная психологическая служба


Актуальность

“Конфликт – это нормальное состояние общества; в любом обществе всегда, во все времена существовали, существуют и будут существовать конфликтные ситуации”, – пишет социолог В.А.Ядов. Конфликты неизбежны, даже если взаимоотношения с другими людьми строятся на мире и гармонии. Для того чтобы ткань общественной жизни не рвалась из-за конфликтов, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы, каждый здравомыслящий человек должен обладать умением определять момент зарождения конфликта, эффективно улаживать споры и разногласия.

Для разрешения конфликта важно уметь гибко пользоваться различными подходами, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможность поступать и мыслить по-новому.

Конфликт можно использовать как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения. Конфликты могут быть использованы в качестве учебного материала, если в последующем найдется время на анализ конфликтной ситуации, что позволит узнать больше о самом себе, о вовлеченных в конфликт людях или обстоятельствах, вызвавших конфликт. Такие знания помогут принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.

Пояснительная записка

Курс выполняет функцию поддержки основных курсов профиля “Обществознание” и ориентирован на углубление предметных знаний и соответствующих компетентностей по основным курсам и в целом цикла гражданского образования. Курс ориентирован на развитие практических навыков анализа социальных конфликтов и продуктивного разрешения конфликтов. Курс также рассчитан на поддержку и развитие навыков анализа собственного поведения в ситуациях выбора, в том числе и на разрешение внутриличностных противоречий.

Курс предназначен преимущественно обучающимся, чей профиль обучения связан с гуманитарным и управленческим направлениями. Однако он может быть востребован и для других профилей как возможность для повышения компетентности в сфере построения отношений. Самостоятельная исследовательская работа в группах образует пространство для практического применения обучающимся знаний о конфликтах и способах их разрешения и предоставляют общий для группы материал для анализа случаев.

Программа курса рассчитана на 17 часов (1 час в неделю в течение полугодия). Составлена на основе программы “Психология конфликта” Г.Ю.Любимова, “Победи конфликт!” В.И.Екимова, Т.В.Золотова. Практические задания взяты из социально-психологического тренинга “Конфликты и методы их преодоления” Е.Есипова, Е.Чуменко. практического применения обущщий для группространство для практического применения обущающимся знаний о конфликтах и способах

Цель курса:

Основной целью курса являются формирование установки и накопление соответствующих ресурсов для продуктивного (конструктивного) отношения к конфликтам, обеспечивающих неагрессивное, неразрушительное поведение при разрешении трудных жизненных ситуаций, прежде всего ситуаций выбора.

Задачи курса:

  • формирование представлений о видах конфликтов и их функциях;
  • овладение приемами описания и анализа конфликтных ситуаций;
  • оснащение участников основными ресурсами для выбора наиболее адекватных и продуктивных способов понимания и разрешения конфликтных ситуаций на примере актуальных возрастных конфликтов.

Формы и методы работы

лекционный;
видеолекция;
дискуссионный;
ролевая игра;
деловая игра;
проблемные ситуации;
метод диагностики;
психологические методы исследования поведения личности в конфликте.

Ожидаемый образовательный результат

Предполагается, что в результате изучения курса его участники будут знать, как “увидеть” за конфликтной формой “снятое” в ней противоречие. Получат представление об основных типах и причинах конфликтов. Приобретут навыки анализа конфликтной ситуации с целью определения ресурсов конфликтующих сторон, их интересов и целей, а также перспектив продуктивного или деструктивного конфликтов.

Критерии оценивания достижений обучающихся

  • активное участие в лекциях, беседах, ролевых, деловых играх;
  • диагностический мониторинг;
  • активность участия в заключительном семинаре “Решение конфликтных ситуаций”;
  • защита реферата “Способы разрешения конфликтов”.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема.

Кол-во часов.

Виды деятельности учащихся.

1 Понятие о конфликте. Сущность и структурные элементы конфликтов. Ознакомление с темами итоговых работ.

(Приложения 1,2,3)

2 часа Лекции. Практическая работа. Тест “Конфликтный ли вы человек?”. Сюжетно-ролевая игра “Мельница”.
2 Типы конфликтов. Личностные источники конфликтов. (Приложения 4,5) 2 часа Слушанье лекции. Ролевая игра “В магазине”. Деловая игра “Банкрот”.
3 Внутриличностный конфликт. Конфликтные ситуации в межличностных отношениях. (Приложение 5) 2 часа Видеолекция. Обсуждение. Деловая игра “Настойчивость – сопротивление”.
4 Причины деловых (профессиональных) конфликтов. (Приложение 2) 2 часа Мини-лекция. Сюжетно-ролевая игра “Я – посредник”. Большая игра “Необитаемый остров”.
5 Стратегия поведения в конфликтной ситуации. (Приложения 4, 8) 2 часа Разрешение проблемных ситуаций. Деловая игра “Начальник – секретарь”.
6 Прогнозирование и предупреждение конфликтных ситуаций и конфликтов. (Приложение 6) 1 часа Иллюстрированная лекция. Ситуативная игра “Аэропорт”.
7 Этапы и способы разрешения конфликтных ситуаций. (Приложения 2, 4, 9) 2 часа Дискуссионный стол. Игра “Ток шоу”. Решение игровых конфликтных ситуаций.
8 Преодоление стрессовых последствий конфликтов. Аутогенная тренировка. (Приложения 7, 10) 1 час. Иллюстрированная лекция. Игра “Взгляд”, “Я – высказывание”.
9 Итоговое занятие:

Семинар “Решение конфликтных ситуаций.

2 час Защита рефератов “Способы разрешения конфликтов”.

Приложения