Актуальность
“Конфликт – это нормальное состояние общества; в любом обществе всегда, во все времена существовали, существуют и будут существовать конфликтные ситуации”, – пишет социолог В.А.Ядов. Конфликты неизбежны, даже если взаимоотношения с другими людьми строятся на мире и гармонии. Для того чтобы ткань общественной жизни не рвалась из-за конфликтов, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы, каждый здравомыслящий человек должен обладать умением определять момент зарождения конфликта, эффективно улаживать споры и разногласия.
Для разрешения конфликта важно уметь гибко пользоваться различными подходами, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможность поступать и мыслить по-новому.
Конфликт можно использовать как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения. Конфликты могут быть использованы в качестве учебного материала, если в последующем найдется время на анализ конфликтной ситуации, что позволит узнать больше о самом себе, о вовлеченных в конфликт людях или обстоятельствах, вызвавших конфликт. Такие знания помогут принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.
Пояснительная записка
Курс выполняет функцию поддержки основных курсов профиля “Обществознание” и ориентирован на углубление предметных знаний и соответствующих компетентностей по основным курсам и в целом цикла гражданского образования. Курс ориентирован на развитие практических навыков анализа социальных конфликтов и продуктивного разрешения конфликтов. Курс также рассчитан на поддержку и развитие навыков анализа собственного поведения в ситуациях выбора, в том числе и на разрешение внутриличностных противоречий.
Курс предназначен преимущественно обучающимся, чей профиль обучения связан с гуманитарным и управленческим направлениями. Однако он может быть востребован и для других профилей как возможность для повышения компетентности в сфере построения отношений. Самостоятельная исследовательская работа в группах образует пространство для практического применения обучающимся знаний о конфликтах и способах их разрешения и предоставляют общий для группы материал для анализа случаев.
Программа курса рассчитана на 17 часов (1 час в неделю в течение полугодия). Составлена на основе программы “Психология конфликта” Г.Ю.Любимова, “Победи конфликт!” В.И.Екимова, Т.В.Золотова. Практические задания взяты из социально-психологического тренинга “Конфликты и методы их преодоления” Е.Есипова, Е.Чуменко. практического применения обущщий для группространство для практического применения обущающимся знаний о конфликтах и способах
Цель курса:
Основной целью курса являются формирование установки и накопление соответствующих ресурсов для продуктивного (конструктивного) отношения к конфликтам, обеспечивающих неагрессивное, неразрушительное поведение при разрешении трудных жизненных ситуаций, прежде всего ситуаций выбора.
Задачи курса:
- формирование представлений о видах конфликтов и их функциях;
- овладение приемами описания и анализа конфликтных ситуаций;
- оснащение участников основными ресурсами для выбора наиболее адекватных и продуктивных способов понимания и разрешения конфликтных ситуаций на примере актуальных возрастных конфликтов.
Формы и методы работы
– лекционный;
– видеолекция;
– дискуссионный;
– ролевая игра;
– деловая игра;
– проблемные ситуации;
– метод диагностики;
– психологические методы исследования
поведения личности в конфликте.
Ожидаемый образовательный результат
Предполагается, что в результате изучения курса его участники будут знать, как “увидеть” за конфликтной формой “снятое” в ней противоречие. Получат представление об основных типах и причинах конфликтов. Приобретут навыки анализа конфликтной ситуации с целью определения ресурсов конфликтующих сторон, их интересов и целей, а также перспектив продуктивного или деструктивного конфликтов.
Критерии оценивания достижений обучающихся
- активное участие в лекциях, беседах, ролевых, деловых играх;
- диагностический мониторинг;
- активность участия в заключительном семинаре “Решение конфликтных ситуаций”;
- защита реферата “Способы разрешения конфликтов”.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема. |
Кол-во часов. | Виды деятельности учащихся. |
1 | Понятие о конфликте. Сущность и
структурные элементы конфликтов. Ознакомление с
темами итоговых работ. (Приложения 1,2,3) |
2 часа | Лекции. Практическая работа. Тест “Конфликтный ли вы человек?”. Сюжетно-ролевая игра “Мельница”. |
2 | Типы конфликтов. Личностные источники конфликтов. (Приложения 4,5) | 2 часа | Слушанье лекции. Ролевая игра “В магазине”. Деловая игра “Банкрот”. |
3 | Внутриличностный конфликт. Конфликтные ситуации в межличностных отношениях. (Приложение 5) | 2 часа | Видеолекция. Обсуждение. Деловая игра “Настойчивость – сопротивление”. |
4 | Причины деловых (профессиональных) конфликтов. (Приложение 2) | 2 часа | Мини-лекция. Сюжетно-ролевая игра “Я – посредник”. Большая игра “Необитаемый остров”. |
5 | Стратегия поведения в конфликтной ситуации. (Приложения 4, 8) | 2 часа | Разрешение проблемных ситуаций. Деловая игра “Начальник – секретарь”. |
6 | Прогнозирование и предупреждение конфликтных ситуаций и конфликтов. (Приложение 6) | 1 часа | Иллюстрированная лекция. Ситуативная игра “Аэропорт”. |
7 | Этапы и способы разрешения конфликтных ситуаций. (Приложения 2, 4, 9) | 2 часа | Дискуссионный стол. Игра “Ток шоу”. Решение игровых конфликтных ситуаций. |
8 | Преодоление стрессовых последствий конфликтов. Аутогенная тренировка. (Приложения 7, 10) | 1 час. | Иллюстрированная лекция. Игра “Взгляд”, “Я – высказывание”. |
9 | Итоговое занятие: Семинар “Решение конфликтных ситуаций. |
2 час | Защита рефератов “Способы разрешения конфликтов”. |