Урок по окружающему миру по теме "Права ребенка в новом веке" с использованием элементов мультимедиа

Разделы: Начальная школа


Каждый человек обязательно  должен знать и изучать свои права и обязанности. Наша жизнь настолько сложна и многообразна, что изучение основ правоведения необходимо начинать с раннего детства. Ребёнок, получив базовые знания на занятиях, более легко сможет ориентироваться во взрослой самостоятельной жизни и будет подготовлен к изучению правоведения более глубоко и детально. Но второклассникам (на уроке по окружающему миру УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф.Виноградовой) достаточно трудно разобраться в таких понятиях, как «право», «Декларация», «Конституция», права человека, права ребёнка.

Цели:

  • объяснить, что означает понятие «право»;
  • ознакомить с Декларацией  прав человека;
  • дать представление о правах ребёнка;
  • формировать представление о правах и обязанностях школьника;
  • развивать чувства человеческого достоинства;
  • воспитывать терпимость, взаимопонимание и равенство.

Оборудование: экран, мультимедиа проектор, компьютер.

ХОД УРОКА

I. Организация начала урока. Введение в тему урока

На сцене появляются озабоченные, куда-то вечно спешащие, взрослые. Среди них оказывается ребенок, он что-то пытается спросить у взрослых.

Ребенок (мужчине в шляпе). Дяденька, извините, пожалуйста, вы не подскажете…
Мужчина (не дослушав). Мальчик, не мешай! Видишь, мне некогда! (Уходит.)
Ребенок (женщине с пакетами). Тетенька, вы не ответите...
Женщина. Нет, не отвечу! Мне не до тебя. (Уходит.)
Молодой человек. Спроси у кого-нибудь другого, я опаздываю! (Убегает.)
Ребенок (девушке). Извините, подскажите мне, пожалуйста...
Девушка. Мальчик, я очень спешу! У меня встреча! (Уходит.)
Ребенок (разводя руками). Но как же мне все-таки быть? Мне очень хочется узнать очень важную вещь! Что мне делать?
Лентяйкин. И зачем тебе это нужно? От знаний только лишь голова пухнет.
Незнайкин. Действительно! Незнание лучше, чем знание!
Вместе. Махни ты на знания рукой. Лучше пойдем, погуляем!
Ребенок (твердо и решительно). Нет, Лентяйкин и Незнайкин! Может быть, вам знания и не нужны! А всем детям они просто необходимы! Особенно если эти знания касаются понятия «право»!
Незнайкин. Знаешь, нам хотелось бы тоже узнать поподробнее, что такое «право», и о том, что с ним взаимосвязано.

Учитель. Я с большим удовольствием расскажу обо всём, что знаю, вам и всем ребятам. Итак, тема нашего урока …<Приложение. Слайд № 1>

II. Сообщение темы и  цели урока <Слайд № 1>

Сегодня мы узнаем, что означает понятие «право», в каких документах оно закреплено, узнаем о правах и обязанностях школьников.

III. Актуализация знаний

Учитель. Что же такое «право?» <Приложение. Слайд № 2>
И давным-давно тысячи лет назад, когда на земле появились люди, <Приложение. Слайд № 3> стали возникать и главные вопросы: что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих вопросов: в беседах, с помощью разных решений, путём международных переговоров. В конце концов, людям удалось решить эти главные вопросы, и на свет появился документ Всеобщая Декларация прав человека. Её создала и приняла ООН 10 декабря 1948 года. <Приложение. Слайд № 4>

Сейчас мы ознакомимся с основными правами человека, записанными в Декларации <Приложение. Слайд № 6>

Вывод <Приложение. Слайд № 7>

Учитель. А есть ли какие-нибудь права у детей? Правильно, есть. И они записаны в декларации прав ребёнка, которую создала и приняла ООН. <Приложение. Слайд № 8>

Познакомимся с основными правами ребёнка: <Приложение. Слайды № 9–15>

(Учитель читает права, дети читают стихи и комментируют условные знаки)

Посмотри на этот знак:
Человек здесь поднял флаг.
Слушать мнение ребёнка
Разрешается.

Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго запрещается.

С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить —
Это разрешается.

Рисовать и петь, учиться,
Если заболел — лечиться.
Это разрешается.

Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа
Запрещается.

Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго запрещается.

Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить —
Это разрешается.

IV. Закрепление знаний

Игра «Включи фантазию», которой закрепим полученные знания о правах ребёнка.

На  <слайде № 17> названия сказок.

1) В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключение Буратино». Карабас Барабас)
2) В какой сказке «хлебобулочный герой» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозами быть съеденным? («Колобок»)
3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга)

Учитель. Все права граждан России записаны в основном законе нашей страны, который называется Конституция. Её приняли 12 декабря 1993 года. <Приложение. Слайд № 18>
Во 2 главе Конституции записаны основные права и обязанности граждан.
И как сказал К.Маркс … <Приложение. Слайд № 19>
Какие обязанности у вас школьников? <Приложение. Слайд № 20> Учащиеся читают права цепочкой.

Учитель. Сейчас мы сами попробуем сочинить правила поведения на уроках. Я начинаю, а вы заканчивайте.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и... (внимательным).

Все пиши, не отставая,
Слушай... (не перебивая).

Говорите четко, внятно,
Чтобы было все... (понятно).

Если хочешь отвечать,
Надо руку... (поднимать).

На математике считают,
На перемене... (отдыхают).

Будь прилежен на уроке.
Не болтай: ты не... (сорока).

Если друг стал отвечать,
Не спеши... (перебивать).

А помочь захочешь другу —
Подними спокойно... (руку).

Знай: закончился урок,
Коль услышал ты... (звонок).

Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда... (готовым).

Чтоб не тревожились врачи.
На переменах не... (кричи)

V. Систематизация знаний

Учитель. И в заключение нашего урока проведем тест. <Слайд № 22>

– Как называется документ, в котором записаны права человека? (Декларация прав человека)
– Как называется документ, в котором записаны права ребёнка? (Декларация прав ребёнка)
– В каком документе записаны права и обязанности граждан России? (Конституция)

VI. Итог урока

Запишите на листике слова, которые вы запомнили на этом уроке.
Для чего мы должны изучать и знать свои права и обязанности

Вывод:

Права ребёнка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.

Домашнее задание: выполнить рисунок на тему «Права ребёнка в новом веке».