Урок-экскурсия "Действия с рациональными числами"

Разделы: Математика


Цель:

  • систематизация знаний учащихся по данной теме;
  • закрепление знаний правил действий с рациональными числами;
  • развитие интереса учащихся к изучению математики через изучение истории земли усольской и её соляных месторождений

Оборудование урока:

Выставка книг об Усолье-Сибирском; рисунки; фотографии.

Пословицы о соли.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к работе. Мотивация познавательной деятельности.

Сегодня на уроке мы поговорим о соли.

Пословицы:

  • Без хлеба не сыто, без соли не сладко.
  • Соли нет, так и слов нет.
  • Без соли стол кривой.
  • Чтобы узнать человека надо с ним пуд соли съесть, т.е. солью скрепляется дружба.

• Хлеб - соль и разбойника смиряет.
При неудаче говорят: “ Не солоно хлебавши”

II этап.

Очень давно, 430 млн. лет тому назад иркутскую область и Якутию заливало море. Но море не было постоянно устойчивым. Колебания земной коры приводили к тому, что море то отступало и мелело, то вновь заливало низменную сушу, а в бессточных лагунах при тропической жаре того периода происходил процесс выпадения осадков из гипса и соли.

Приблизительно с середины XVII века начинается интенсивное заселение бескрайних сибирских просторов. Вот и в наших краях в 1669 году братьями Михалёвыми на Варничном острове был построен первый дом. Через два года дом сгорел. Новый дом братья поставили на Сосновом острове, где в 1723 году была построена Спасская церковь и остров стал называться Спасским. Позднее Спасский посёлок переименовали в посёлок Угольник.

1.

А вот как называется это место в данный момент мы узнаем, проведя математическую разминку. Под правильным ответом “спрятана” буква, входящая в его название.

Задания с помощью проектора выводятся на экран

Ответ: Красный

Братья Михалёвы начали вываривать соль. А вот как называлось место, для получения готового продукта мы узнаем, проведя следующую разминку.

Ответ: Варница.

Соль Михалёвы получали в варницах. Солевая вода из ключа заливалась в большой железный противень под названием грен. В печи разводили огонь, и начиналось солеварение, длившееся до 2 суток. Оседающую на дне соль потом выгребали и помещали в сушильные лари.

2.

За одну варю Михалёвы получали до 7,5 пудов. Из них 20% шла в государеву казну. Сколько килограммов соли они оставляли на продажу и сколько отдавали в казну.

1 пуд =16 кг.

7,50,2=1,5(пудов) – оставляли.

7,5-1,5=5(пудов).

165= 80(кг) – продавали.

Ответ: 80 килограммов.

Соляным промыслом в основном занимался старший брат Гавриил и его сыновья Иван, Матвей, Филат и Вавила. Из-за недостаточных капиталовложений и нехватки рабочих рук прибыли промысел давал мало. С 1671-1681г. на нём было выварено всего 2800 пудов соли.

3. Определите данную массу в тоннах.

2800* 16=44800(кг)=44,8(т)

Ответ: 44,8 тонны.

После смерти Гавриила промысел сменил много хозяев. Это и Иркутский купец Ушаков и Иркутский Вознесенский мужской монастырь. Поэтому долгое время наш завод назывался Иркутским солеваренным.

Обычно выварка соли шла не весь год, а лишь 8-10 месяцев. И это продолжалось до февраля 1923 года. В этом году впервые обнаружили каменную соль на глубине 682 метров, которая превращала сользавод из сезонного в круглогодичный. Усольское месторождение каменной соли является крупнейшим на территории Сибири.

4.

Давайте подсчитаем, какие запасы каменной соли хранятся в недрах нашей земли.

Найдите значение следующего выражения.

Ответ: 30000000000 тонн.

Такого количества соли может хватить на сотни лет всему населению земного шара.

5. Решите следующую задачу:

Верхние пласты располагаются на расстоянии 700 метров от поверхности земли.

Геологический разрез одной из скважин, прошедший на глубину 1400 метров, показал, что в

Усолье-Сибирском находится 14 отдельных пластов соли.

Определите мощность соляных пластов в метрах.

Ответ: 80 метров.

6.

Выпуск соли в 1936 году составил 31 —тыс.тонн при 1250 работающих. За сорок лет оно увеличилось в 8,5 раз. А число рабочих сократилось на 400 человек. Определите, сколько соли стали добывать в 1976 году. Определите, во сколько раз увеличилась выработка соли на одного человека в 1976 году.

Решение:

31,5·8,5=267,75(тыс.тонн) в 1976 году.

31,5:1250=0,0252(тыс.тонн)=25,2(т)- на 1 человека в 1936 году

1250-400=850(чел.) - в 1976 году

267,75:850=0,315(тыс.тонн)=315(т.)-в 1976 году

315:25,2=12,5(раз)

Ответ: 315(т.) - в 1976 году, 12,5(раз).

В 1976 году наивысший результат по выпуску соли. Но в дальнейшем вместо увеличения выпуска производство её снизили. Произошло это по следующей причине: во время химической очистки сырого рассола, выпарки и сушки соли выделяются пары, которые агрессивно воздействуют на технологическое оборудование.

Итог урока.

Итак, мы сегодня с вами повторили действия над рациональными числами. Кроме этого вы узнали, что усольская соль “Экстра” считается самой лучшей в мире. Слава о ней давно перешагнула границы Восточной Сибири.

Домашнее задание:

  1. Виленкин Н.Я. и др. Математика 6 класс, М.: Мнемозина, 2002.
  2. Повторить правила п.35-38; подготовиться к контрольной работе; решить №1210(е), 1182.