“У нас в России нет талантов таких же
могучих, как Менделеев”
Ф. Бейльштейн
Цели урока:
Учебные:
- Развивать познавательную активность учащихся.
- Прививать навыки работы с дополнительной литературой.
- Развитие коммуникативных способностей учащихся.
Воспитательные:
- Воспитание интереса к изучению жизни и научной деятельности Д.И.Менделеева.
- Прививать речевую культуру на уроках химии.
- Воспитание патриотизма и гордости за выдающихся людей России.
Развивающие:
- Развивать внимание, наблюдательность, умение слушать и делать выводы.
- Развивать вербальную коммуникацию (обмен информацией, мыслями, чувствами).
- Развивать чувство ответственности за порученное дело (работа в команде).
Педагогические методы и приемы:
- Перцептивный подход.
- Гностический подход.
- Кибернетический подход.
- Поисковый.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедиа.
Подготовительная работа:
- Создание трех команд
- Каждая команда получила задание, связанное с определенным периодом жизни Менделеева.
Ход урока
I. Организационный момент.
Я знакомлю учащихся с целью и задачами данного урока.
II. Основная часть.
1) Вводная часть.
В вводной части выступает учитель с использованием интерактивной доски.
Д.И.Менделеев (на интерактивной доске появляется портрет Менделеева) – гениальный русский химик, разносторонний ученый, педагог и общественный деятель. Исследователь нефти, агроном, инженер, изобретатель, конструктор, строитель, архитектор, литератор, издатель, педагог, искусствовед, энциклопедист… Все это – один человек. И самое удивительное – этот человек родился в нашей стране, в городе Тобольске (на доске – вид города Тобольска). Родился в многодетной семье. Отец – Иван Павлович Менделеев (на доске появляется портрет отца) – после окончания Санкт-Петербургского педагогического института работал учителем в Тобольской гимназии, а позднее стал ее директором, там и учились все его сыновья. Мать – Мария Дмитриевна (на доске появляется портрет матери) – происходила из старинной тобольской купеческой семьи Корнильевых. Это были просвещенные люди. 27 января (по старому стилю) 8 февраля (по новому) 1834 года у супругов Менделеевых родился семнадцатый ребенок – Митя. Рождение его принесло в дом радость. Но в то же время последовала беда: отец из-за болезни глаз ослеп. Ему пришлось уйти с работы, и вся семья жила на скромную пенсию. Жить в Тобольске стало невозможно: денег катастрофически не хватало. Мария Дмитриевна взялась управлять маленьким стекольным заводом. Для этого пришлось переехать в село Аремзянское, что в двадцати пяти верстах от Тобольска. Здесь она завела огород, хозяйство, домашнюю птицу, мелкий скот. Все готова была вынести эта мужественная и умная женщина.
Маленький Митя был ребенком шаловливым. Мать строго держала других детей, но младшему, любимцу, прощалось многое. Живя на заводе, маленький Менделеев видел, как в стеклоплавильные горшки засыпали песок, известняк и селитру, как рабочий, набрав в железную трубку расплавленную массу стекла, выдувал из нее бутылки. Его поражало многообразие оттенков стекольной поливы на горшках. В дальнейшем эти детские наблюдения помогли ему разобраться в сложных вопросах взаимосвязи физических и химических взаимодействий в производственных процессах.
Рядом с заводом были покосы, где заготовляли сено для заводских лошадей и коров, а дальше пахота, дававшая и рожь, и овес, и ячмень. Полевые работы, уборка и молотьба хлеба запоминались ребенком. Из рассказов матери он узнал, что можно увеличить урожаи при помощи удобрений, и запомнил это на всю жизнь, чтобы потом задуматься о переделе почв всей России и сделать первые шаги для решения этой задачи.
Дмитрий Иванович много читал и благодаря своей исключительной памяти хорошо запоминал прочитанное. Недолго продолжалась жизнь в сельском приволье. В 1839 году семья вернулась обратно в Тобольск. Настала пора учиться в гимназии.
2) Учеба в гимназии и Главном педагогическом институте Санкт-Петербурга - об этом периоде жизни рассказывает представитель первой группы.
3) Жизнь и работа за границей – идет рассказ представителя второй группы.
4) Возвращение на Родину и продолжение работы и научных открытий – выступление представителя третьей группы.
Выслушав домашнее задание каждой группы, я перехожу к следующей части урока.
5) Обобщающая часть.
На этой части урока на интерактивной доске появляется таблица, в которой каждая группа учащихся по очереди должны выбрать “ Тему вопроса” и его “ Стоимость” . Они могут сами подходить к доске и нажатием на соответствующий квадрат отрыть себе вопрос, который выбрали или попросить меня, чтобы я открыла соответствующий вопрос при помощи мультимедиа. “ Цена вопроса” возрастает в зависимости от сложности. Если команда (группа) отвечает неверно, право ответа может перейти к другой группе.
СЕМЬЯ МЕНДЕЛЕЕВЫХ. ДЕТСКИЕ ГОДЫ. | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
ГОДЫ УЧЕБЫ В ТОБОЛЬСКОЙ ГИМНАЗИИ | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
ГЛАВНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
РАБОТА ЗА ГРАНИЦЕЙ | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
РАЗНОЕ | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Семья Менделеевых. Детские годы.
10 баллов: Дата и место рождения, каким по счету был ребенком?
* 27 января (по старому стилю) 8 февраля 1834 года в городе Тобольске. Был последним, семнадцатым, ребенком.
20 баллов: Няня Дмитрия Ивановича.
* Прасковья Ферапонтовна.
30 баллов: С какого возраста умел писать и читать?
* С пяти с половиной лет.
40 баллов: Где жил догимназические годы?
* Догимназические годы Дмитрий Иванович с матерью провел на стекольном заводе в селе Аремзянское, в 25 верстах от Тобольска.
50 баллов: Родители Дмитрия Ивановича и их происхождение.
* Отец – Иван Павлович был сыном священника, мать – Мария Дмитриевна родилась в семье купца Д.В.Корнильева
Годы учебы в Тобольской гимназии
10 баллов: Учитель истории в гимназии?
* М.И.Доброхотов.
20 баллов: Какой язык считался основой учения?
* В классической гимназии основой учения являлся мертвый (латинский) язык
30 баллов: Преподаватель физики и математики?
* И.К.Руммель.
40 баллов: В каком году окончил гимназию?
* 1849.
50 баллов: 14 июля 1849 года получил выпускной аттестат. По каким предметам в нем были удовлетворительные оценки и почему?
* По закону божьему (предмет, который он не любил) и по русской словесности (хорошей оценки по этому предмету быть не могло, так как Менделеев плохо знал церковнославянский язык).
Главный Педагогический институт Санкт-Петербурга
10 баллов: Дата поступления в Главный Педагогический институт?
* 17 июня 1850 года.
20 баллов: Преподаватель химии в институте?
* Александр Абрамович Воскресенский – это был первый профессор химии.
30 баллов: Научные степени Менделеева после окончания института?
* 3 степени: 1) кандидатская, 2) магистерская, 3) докторская.
40 баллов: Название первой научной работы?
* “ Описание грызунов Санкт-Петербургской губернии” (по заданию профессора зоологии Ф. Брандта).
50 баллов: Режим дня в институте?
* в 600 – начиналась жизнь в институте;
630 - студенты собирались в форме в классах
для самостоятельных занятий;
830 - завтрак;
900 – 1200 - лекции;
1630 – 1800 - в младших классах читали
лекции, в старших – отдых;
1900 - 2000 – занимались самостоятельно;
2030 – ужинали, затем снова занимались до 2230;
Потом спали. В течение дня спальни были заперты.
Работа за границей
10 баллов: В каком городе, и в каких условиях жил Менделеев?
* Поселился в немецком городке Гейдельберге, где снимал небольшую квартиру, в одной из комнат он жил, а в другой оборудовал свою домашнюю химическую лабораторию.
20 баллов: С какими учеными познакомился и подружился в Париже?
* С двумя молодыми учеными: русским – Н.Н.Бекетовым и французским – М.Бертло.
30 баллов: Какое звание было присвоено Эдинбургским университетом?
* Присвоил степень почетного доктора.
40 баллов: Кто был самым близким другом?
* Композитор А.П.Бородин.
50 баллов: Какие приборы для исследования были куплены Менделеевым?
* Были куплены катетометр, т.е. прибор для точного определения высоты, весы, воздушный насос и другие приборы.
Разное.
10 баллов: В каком году вернулся в Петербург?
* В 1961году.
20 баллов: Портрет какого высокочтимого великого человека висел у Дмитрия Ивановича в кабинете?
* Портрет Суворова.
30 баллов: Название диссертации и дата ее защиты?
* Диссертация называлась “ Рассуждение о соединении спирта с водой”, ее защита состоялась 4 февраля 1865 года
40 баллов: Где и когда проводил свои опыты в области агрохимии?
* В 1865 году приобретает имение Боблово Клинского уезда Московской губернии, которое называет “ моя сельскохозяйственная станция”, где проводит опыты в области агрохимии.
50 баллов: Семейное положение Дмитрия Ивановича?
* от первого брака с Феозвой Никитичной Лещевой было двое детей: Владимир и Ольга. От второго брака с Анной Ивановной Поповой было четверо детей: Любовь, Иван и близнецы Мария и Василий.
III. Заключительный этап урока.
1) Подведение итогов урока:
а) оцениваю работу по группам,
б) результаты игры.
2) Выставление оценок. (Команда, набравшая больше всех баллов, получает оценку “отлично”, две другие команды – “хорошо”)
3) Домашнее задание.