Д.И. Менделеев - великий ученый

Разделы: Химия


“У нас в России нет талантов таких же
могучих, как Менделеев”

Ф. Бейльштейн

Цели урока:

Учебные:

  1. Развивать познавательную активность учащихся.
  2. Прививать навыки работы с дополнительной литературой.
  3. Развитие коммуникативных способностей учащихся.

Воспитательные:

  1. Воспитание интереса к изучению жизни и научной деятельности Д.И.Менделеева.
  2. Прививать речевую культуру на уроках химии.
  3. Воспитание патриотизма и гордости за выдающихся людей России.

Развивающие:

  1. Развивать внимание, наблюдательность, умение слушать и делать выводы.
  2. Развивать вербальную коммуникацию (обмен информацией, мыслями, чувствами).
  3. Развивать чувство ответственности за порученное дело (работа в команде).

Педагогические методы и приемы:

  1. Перцептивный подход.
  2. Гностический подход.
  3. Кибернетический подход.
  4. Поисковый.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедиа.

Подготовительная работа:

  1. Создание трех команд
  2. Каждая команда получила задание, связанное с определенным периодом жизни Менделеева.

Ход урока

I. Организационный момент.

Я знакомлю учащихся с целью и задачами данного урока.

II. Основная часть.

1) Вводная часть.

В вводной части выступает учитель с использованием интерактивной доски.

Д.И.Менделеев (на интерактивной доске появляется портрет Менделеева) – гениальный русский химик, разносторонний ученый, педагог и общественный деятель. Исследователь нефти, агроном, инженер, изобретатель, конструктор, строитель, архитектор, литератор, издатель, педагог, искусствовед, энциклопедист… Все это – один человек. И самое удивительное – этот человек родился в нашей стране, в городе Тобольске (на доске – вид города Тобольска). Родился в многодетной семье. Отец – Иван Павлович Менделеев (на доске появляется портрет отца) – после окончания Санкт-Петербургского педагогического института работал учителем в Тобольской гимназии, а позднее стал ее директором, там и учились все его сыновья. Мать – Мария Дмитриевна (на доске появляется портрет матери) – происходила из старинной тобольской купеческой семьи Корнильевых. Это были просвещенные люди. 27 января (по старому стилю) 8 февраля (по новому) 1834 года у супругов Менделеевых родился семнадцатый ребенок – Митя. Рождение его принесло в дом радость. Но в то же время последовала беда: отец из-за болезни глаз ослеп. Ему пришлось уйти с работы, и вся семья жила на скромную пенсию. Жить в Тобольске стало невозможно: денег катастрофически не хватало. Мария Дмитриевна взялась управлять маленьким стекольным заводом. Для этого пришлось переехать в село Аремзянское, что в двадцати пяти верстах от Тобольска. Здесь она завела огород, хозяйство, домашнюю птицу, мелкий скот. Все готова была вынести эта мужественная и умная женщина.

Маленький Митя был ребенком шаловливым. Мать строго держала других детей, но младшему, любимцу, прощалось многое. Живя на заводе, маленький Менделеев видел, как в стеклоплавильные горшки засыпали песок, известняк и селитру, как рабочий, набрав в железную трубку расплавленную массу стекла, выдувал из нее бутылки. Его поражало многообразие оттенков стекольной поливы на горшках. В дальнейшем эти детские наблюдения помогли ему разобраться в сложных вопросах взаимосвязи физических и химических взаимодействий в производственных процессах.

Рядом с заводом были покосы, где заготовляли сено для заводских лошадей и коров, а дальше пахота, дававшая и рожь, и овес, и ячмень. Полевые работы, уборка и молотьба хлеба запоминались ребенком. Из рассказов матери он узнал, что можно увеличить урожаи при помощи удобрений, и запомнил это на всю жизнь, чтобы потом задуматься о переделе почв всей России и сделать первые шаги для решения этой задачи.

Дмитрий Иванович много читал и благодаря своей исключительной памяти хорошо запоминал прочитанное. Недолго продолжалась жизнь в сельском приволье. В 1839 году семья вернулась обратно в Тобольск. Настала пора учиться в гимназии.

2) Учеба в гимназии и Главном педагогическом институте Санкт-Петербурга - об этом периоде жизни рассказывает представитель первой группы.

3) Жизнь и работа за границей – идет рассказ представителя второй группы.

4) Возвращение на Родину и продолжение работы и научных открытий – выступление представителя третьей группы.

Выслушав домашнее задание каждой группы, я перехожу к следующей части урока.

5) Обобщающая часть.

На этой части урока на интерактивной доске появляется таблица, в которой каждая группа учащихся по очереди должны выбрать “ Тему вопроса” и его “ Стоимость” . Они могут сами подходить к доске и нажатием на соответствующий квадрат отрыть себе вопрос, который выбрали или попросить меня, чтобы я открыла соответствующий вопрос при помощи мультимедиа. “ Цена вопроса” возрастает в зависимости от сложности. Если команда (группа) отвечает неверно, право ответа может перейти к другой группе.

СЕМЬЯ МЕНДЕЛЕЕВЫХ. ДЕТСКИЕ ГОДЫ. 10 20 30 40 50
ГОДЫ УЧЕБЫ В ТОБОЛЬСКОЙ ГИМНАЗИИ 10 20 30 40 50
ГЛАВНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 10 20 30 40 50
РАБОТА ЗА ГРАНИЦЕЙ 10 20 30 40 50
РАЗНОЕ 10 20 30 40 50

Семья Менделеевых. Детские годы.

10 баллов: Дата и место рождения, каким по счету был ребенком?

* 27 января (по старому стилю) 8 февраля 1834 года в городе Тобольске. Был последним, семнадцатым, ребенком.

20 баллов: Няня Дмитрия Ивановича.

* Прасковья Ферапонтовна.

30 баллов: С какого возраста умел писать и читать?

* С пяти с половиной лет.

40 баллов: Где жил догимназические годы?

* Догимназические годы Дмитрий Иванович с матерью провел на стекольном заводе в селе Аремзянское, в 25 верстах от Тобольска.

50 баллов: Родители Дмитрия Ивановича и их происхождение.

* Отец – Иван Павлович был сыном священника, мать – Мария Дмитриевна родилась в семье купца Д.В.Корнильева

Годы учебы в Тобольской гимназии

10 баллов: Учитель истории в гимназии?

* М.И.Доброхотов.

20 баллов: Какой язык считался основой учения?

* В классической гимназии основой учения являлся мертвый (латинский) язык

30 баллов: Преподаватель физики и математики?

* И.К.Руммель.

40 баллов: В каком году окончил гимназию?

* 1849.

50 баллов: 14 июля 1849 года получил выпускной аттестат. По каким предметам в нем были удовлетворительные оценки и почему?

* По закону божьему (предмет, который он не любил) и по русской словесности (хорошей оценки по этому предмету быть не могло, так как Менделеев плохо знал церковнославянский язык).

Главный Педагогический институт Санкт-Петербурга

10 баллов: Дата поступления в Главный Педагогический институт?

* 17 июня 1850 года.

20 баллов: Преподаватель химии в институте?

* Александр Абрамович Воскресенский – это был первый профессор химии.

30 баллов: Научные степени Менделеева после окончания института?

* 3 степени: 1) кандидатская, 2) магистерская, 3) докторская.

40 баллов: Название первой научной работы?

* “ Описание грызунов Санкт-Петербургской губернии” (по заданию профессора зоологии Ф. Брандта).

50 баллов: Режим дня в институте?

* в 600 – начиналась жизнь в институте;
630 - студенты собирались в форме в классах для самостоятельных занятий;
830 - завтрак;
900 – 1200 - лекции;
1630 – 1800 - в младших классах читали лекции, в старших – отдых;
1900 - 2000 – занимались самостоятельно;
2030 – ужинали, затем снова занимались до 2230;

Потом спали. В течение дня спальни были заперты.

Работа за границей

10 баллов: В каком городе, и в каких условиях жил Менделеев?

* Поселился в немецком городке Гейдельберге, где снимал небольшую квартиру, в одной из комнат он жил, а в другой оборудовал свою домашнюю химическую лабораторию.

20 баллов: С какими учеными познакомился и подружился в Париже?

* С двумя молодыми учеными: русским – Н.Н.Бекетовым и французским – М.Бертло.

30 баллов: Какое звание было присвоено Эдинбургским университетом?

* Присвоил степень почетного доктора.

40 баллов: Кто был самым близким другом?

* Композитор А.П.Бородин.

50 баллов: Какие приборы для исследования были куплены Менделеевым?

* Были куплены катетометр, т.е. прибор для точного определения высоты, весы, воздушный насос и другие приборы.

Разное.

10 баллов: В каком году вернулся в Петербург?

* В 1961году.

20 баллов: Портрет какого высокочтимого великого человека висел у Дмитрия Ивановича в кабинете?

* Портрет Суворова.

30 баллов: Название диссертации и дата ее защиты?

* Диссертация называлась “ Рассуждение о соединении спирта с водой”, ее защита состоялась 4 февраля 1865 года

40 баллов: Где и когда проводил свои опыты в области агрохимии?

* В 1865 году приобретает имение Боблово Клинского уезда Московской губернии, которое называет “ моя сельскохозяйственная станция”, где проводит опыты в области агрохимии.

50 баллов: Семейное положение Дмитрия Ивановича?

* от первого брака с Феозвой Никитичной Лещевой было двое детей: Владимир и Ольга. От второго брака с Анной Ивановной Поповой было четверо детей: Любовь, Иван и близнецы Мария и Василий.

III. Заключительный этап урока.

1) Подведение итогов урока:

а) оцениваю работу по группам,
б) результаты игры.

2) Выставление оценок. (Команда, набравшая больше всех баллов, получает оценку “отлично”, две другие команды – “хорошо”)

3) Домашнее задание.

Презентация