“Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным– вот задача первоначального обучения”.
К. Д. Ушинский
Когда ребёнок приходит в школу, задача учителя заключается не только в том, чтобы научить его писать, читать и считать, но развивать в нём способность правильно и красиво выражать свои мысли, описывать окружающий мир.
Одним из важнейших показателей уровня культуры и интеллекта человека, является речь. Речь, есть воссоздание внутри себя мира. Воссоздание идёт всю жизнь, но особенно интенсивно в первые годы жизни. И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть речью. Для этого просто почаще играйте с ребёнком в развивающую речь.
Игра – основное занятие детей. В игре часто и сложное становится доступным. В игре дети откроют для себя удивительный мир слов, познавать окружающий мир, накопление знаний, освоение языка, развитие умения общаться.
Игры в школе – это не игры дошкольников, это не игры- развлечения, вводимые лишь для занимательности и разнообразия заданий. Игры в школе – прежде всего, обучающие, они должны приковывать неустойчивое внимание ребёнка к материалу урока, давать новые знания, заставляя его напряжённо мыслить. Важной является и воспитательная сторона. Игра требует от детей сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, умение быстро находить правильное решение, воспитывает чувство взаимопонимания.
Цель занятия – способствовать более прочному и сознательному усвоению, углублению и расширению знаний учащихся на уроках, содействовать развитию речи детей, повышать уровень языкового развития, воспитывать познавательный интерес к родному языку, интеллектуальное развитие, создание условий для появления положительных эмоций по отношению к учебной деятельности младших школьников.
Формой занятия по речевому творчеству может быть внеклассное мероприятие. Занятие по речевому творчеству – это интеграция уроков русского языка, развития речи, литературного чтения, уроков технологии. Разнообразные методы и приёмы с использованием инновационных технологий в обучении, способствуют обучению с увлечением.
Ход занятия
1. Организационный момент (сообщение темы).
– Отгадайте загадки! Они связаны с темой (презентация загадок и темы).
Вы побываете в гостях у зимушки – зимы. Узнаете её тайны и секреты.
Ваши знания и умения будут необходимы, за правильно выполненные задания получаете снежинки.
2. Литературное творчество (знатоки поэзии).
– Какие стихотворения о зиме вы знаете (можно предложить узнать стихи и их авторов используя аудиозапись или чтение детьми)? Лучших чтецов или знатоков отметить сне– жинками.
– Найдите ошибку в пословицах.
Пословица, тебя мы знаем,
Но не такою ты была.
Неужто буква озорная
Вновь чьё-то место заняла?
– Прочитайте пословицы и исправьте ошибки.
- Новый род – к весне поворот. (Год)
- В зимний голод – всякий молод. (Холод)
- Сугроб да вьюга – два круга. (Друга)
– Это интересно… (из истории слов)
По выбору учащихся самостоятельная работа с этимологическим словарём, происхождение слов : варежки, тулуп, лыжи, сани (отметить учащихся за точность и твор– ческий подход к выполнению задания).
3. Весёлая минутка (слова сопровождаются движениями).
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок –
Получается снежок.
Мы деревья побелили –
Крышу пухом замели.
Землю бархатом укрыли.
И от стужи сберегли.
4. В мастерской (изготовление снежинок).
– Послушайте стихотворение. О чём оно?
Я в руках листок держу,
Вчетверо его сложу,
Отогну ещё разок,
Получился уголок.
Режу ровно, не спеша,
Как снежинка хороша!
(В. Мирясова)
– О чём оно? Как и из чего? (по выбору учащихся изготовление снежинок из белой и цвет– ной бумаги)
Повторное чтение стихотворения, практическая работа учащихся и выставка снежинок.
– Какие слова зашифрованы в ребусе? Новый год.
– Что вы знаете о новогоднем празднике?
– Как можно поздравить любимого и уважаемого вами человека с Новым годом?
– Это интересно… (из истории поздравительной открытки). Сообщает учитель.
[Известна дата, когда появилась первая открытка, – 7 октября 1775 года. Возникновение поздравительных писем связывают именно с этой датой и необычайной историей.
В немецком городе Ольденбурге некий книготорговец по имени Шварц рассердился на своего друга. Но так как он был воспитанным, вежливым человеком и не мог сказать другу в глаза то, что больше всего хотелось, он принял другое решение. На белом листе картона Шварц один из рисунков книги, которая имела в то время большой успех. На рисунке главного героя чёрт волочил в преисподнюю, именно этого желал своему другу книготорговец. Его друг развеселился и всем показывал это забавное послание. В книжный магазин Шварца хлынули покупатели, чтобы приобрести такую картинку, ведь у каждого был кто-то, кому хотелось досадить, да ещё так, чтобы не подписывать своего имени. Почтовые служащие долго не принимали всерьёз эту новинку и много лет относились к ней как к пустой затее. Но они заблуждались относительно будущего открытки. Успех её был огромен, и сегодня жизнь без неё была бы лишена многих красок. Время изменило её и изменило её назначение, сейчас её цель не досадить, а доставить удовольствие.]
(Е. Сентевани)
[В Москве живёт интересный человек – Михаил Степанович Забоченя, который коллекционирует открытки. У него одних только новогодних открыток сто тысяч!]
Поздравления пишутся от души, должны быть приятны тому, кого ты поздравляешь.
– Когда люди поздравляют друг друга?
5. Редактирование поздравительной открытки.
(Презентация поздравительной открытки и обсуждение её оформления и написания).
Приложение 2. (Обсуждение ошибок в поздравительной открытке)
Приложение 3. (Правильный вариант)
– Напишите своё поздравление тому, кого бы вы хотели поздравить с Новым годом. Оформите поздравительные открытки.
6. Подведение итогов.
Поздравить всех ребят с Новым годом и пожелать чуда и исполнения самых заветных желаний.
Список использованной литературы.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М.,1991.
- Ладыженская Т. А. , Никольская Р. И., Сорокина Г. И. и др. Речевые уроки.- М.,1994.