В современных условиях наступления “массовой культуры” становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой личности.
Если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям (гуманизм, толерантность), то все лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению. Чтобы дети знали и помнили, как жили их деды и прадеды, не были “Иванами, не помнящими родства”.
И здесь народное искусство в силу своей доступности обладает особыми возможностями. Являясь национальным достоянием, заложенным в генетический код человека, оно способствует формированию исторической памяти, творческого мышления, нравственных воззрений, эстетического идеала, тем самым, являясь духовной ценностью, источником истины, добра и красоты. Освоение культурного наследия прошлого, формирование интереса к нему оказывают позитивное влияние на эмоциональную и нравственную сферы личности.
Сегодня нельзя воспитать человека-гуманиста, человека с серьезными духовными запросами, настоящего патриота без опоры на народное искусство и национальную культуру.
К.Д. Ушинский писал: “Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа”.
Поэтому мотивационно-побуждающим началом для создания воспитательной системы в отделе декоративно-прикладного творчества стала идея приобщения растущей личности к традициям народной культуры.
В предлагаемой концепции воспитание рассматривается как целостное управление процессом развития личности при активной педагогической помощи ребенку в становлении его культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении.
Воспитательная система одела декоративно-прикладного творчества, в составе которого студия художественных ремесел “Харитина” и студия моды “Стиль”, имеет определенную концепцию воспитания, выраженную в цели, принципах, содержании. Приоритет в работе педагогов нашего коллектива отдается опосредованному педагогическому воздействию: на первый план выдвигаются диалогические методы общения, совместные творческие дела, создание воспитывающих ситуаций. Мы исходим из того, что человек XXI века должен быть образованным, воспитанным, понимающим и сохраняющим культуру своего народа, умеющим адекватно оценивать окружающую действительность.
Основные функции воспитательной системы отдела это:
- развивающая, которая обеспечивает динамику системы воспитания, ее обновление и совершенствование;
- регулирующая, которая направлена на упорядочение педагогических процессов, на управление ими;
- интегрирующая, которая приводит к соединению в единое целое ранее разрозненные, несогласованные воспитательные воздействия.
Цель воспитания: формирование гармонически развитой личности, готовой и способной к самоактуализации в статусе полезного члена общества.
Задачи воспитания:
- формирование гражданского самосознания, ценностного отношения к собственной жизни;
- воспитание чувства сопричастности к материально-духовному наследию своего народа;
- развитие свободной личности с чувством собственного достоинства, способной к объективной самооценке;
- формирование гуманной личности, с присущими ей качествами доброты, милосердия, толерантности, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;
- становление духовной личности, готовой к культурной идентификации, выбору культуросообразного образа жизни;
- воспитание позитивного отношения к труду как высшей ценности жизни, развитие потребности к творческому труду;
- развитие потребности в здоровом образе жизни.
Принципы воспитания:
- природосообразности, предполагающий отношение к ребенку с учетом его психического и физического развития;
- культуросообразности, означающий опору в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру;
- сотрудничества, предусматривающий объединение целей детей и взрослых, организацию совместной жизнедеятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь, общую устремленность в будущее;
- гуманистического подхода к построению отношений между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним, что позволяет создавать психологический комфорт;
- создание воспитывающей среды, предполагающей организацию материальной базы, содействующей формированию личности ребенка.
Содержание воспитательной работы
Содержание воспитания обеспечивает развитие таких сфер человека как интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, предметно-практическая, эстетическая и культурная.
В интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о нравственных ценностях, моральные идеалы, принципы, нормы поведения. В мотивационной сфере целесообразно формировать правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам: бережное отношение к человеку, сочетание личных и общественных интересов, стремление к идеалу, так как это является движущей силой формирования и развития личности. В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость и др. В предметно-практической сфере следует развивать способность совершать нравственные поступки. В эстетической сфере воспитания необходимо развивать чувство прекрасного, адекватную оценку предметов искусства и всего окружающего предметного мира. В культурной сфере необходимо формировать чувство причастности к культуре своего народа, его традициям и мировоззрению, потребности к сохранению и развитию культурного наследия.
Так как доминирующее воздействие на ту или иную сферу оказывают не все методы, а какой-то определенный метод воспитания, то эту взаимосвязь можно представить в виде таблицы.
Классификация используемых методов воспитания
Сущностная сфера | Доминирующий метод воспитания |
Интеллектуальная Мотивационная Эмоциональная Предметно-практическая Эстетическая Культурная |
Убеждение Стимулирование Внушение Воспитывающая ситуация Экскурсии Праздники, массовые мероприятия |
Система воспитательной работы включает воспитание в процессе обучения (на учебных занятиях) и внеучебной деятельности, в ходе которых решаются проблемы коллективного и индивидуального воспитания. Организация воспитательной работы подразумевает и взаимодействие с социумом, сотрудничество с семьей с целью установления гуманистических отношений и благоприятного морально-психологического климата.
Система воспитательной работы
Воспитание в процессе обучения осуществляется на занятиях в творческих мастерских отдела. В студии художественных ремесел “Харитина” это: художественная обработка дерева и соломки, флористика, дизайн кожи, керамика, тестопластика, бумагопластика, изонить, мягкая игрушка, текстильное творчество, народная кукла, роспись по ткани, ручное ткачество и гобелен, вязание на спицах и крючком, бисероплетение, изобразительное искусство. В студии моды “Стиль” это: моделирование и конструирование одежды, дизайн костюма, дефиле, красота и здоровье.
На занятиях дети познают красоту труда, так как сами участвуют в создании эстетически выразительных изделий и имеют возможность получить удовлетворение от своей деятельности. Атмосфера психологического комфорта, непринужденное общение с педагогом и другими детьми способствуют формированию нравственной культуры, уважения друг к другу, взаимопомощи, сотрудничества, взаимоподдержки. Создание ситуации успеха для каждого ребенка позволяет педагогам добиваться высоких результатов обучения и воспитания.
В отделе реализуется комплексная образовательная программа “Прекрасное своими руками”, составными частями которой являются не только учебные программы педагогов по направлениям деятельности мастерских, но предполагается и изучение общеразвивающих курсов “Мир народной культуры”, “Народный календарь”.
Здесь учебный процесс тесно взаимосвязан с внеучебной деятельностью. Занятия проходят в форме обрядовых праздников, посиделок, конкурсов: “День рождения Харитины”, “Осенние посиделки”, “Рождественские посиделки”, “Раз в крещенский вечерок”, “Масленица”, благотворительная рождественская ярмарка, выставка пасхальных сувениров, праздники, посвященные русскому костюму, убранству русской избы. Эти праздники сопровождаются представлениями, где воспитанники могут наглядно познакомиться с бытом, обрядами, традициями русского народа, стать участниками театрализованного действа. Дети принимают живое участие в подготовке и оформлении праздников, изготовлении народных костюмов, используя литературные источники, иллюстрации, музейные экспонаты, вещи из “бабушкиного сундука”. Доброжелательная, теплая атмосфера праздников, раскрепощение сил каждого участника народного действа, обряда способствуют сплочению коллектива, формированию чувства уверенности в себе.
Неоценимое значение в духовно-нравственном, эстетическом воспитании детей имеют и организуемые педагогами студии “Харитина” встречи с народными мастерами, знакомство с их произведениями, экскурсии в краеведческие музеи городов Абакана и Минусинска, музей этнографии Шушенского, посещение выставочных залов.
Воспитанники отдела – активные участники массовых мероприятий городского и республиканского уровней. Они представляют результаты своей работы в творческих объединениях на ежегодных выставках декоративно-прикладного искусства “Гармония рук и души”, “Абакан – река дружбы”, девиз которых “Наследие наших предков сохраним и приумножим”, городских конкурсах “Марья-искусница”, “Чудотворцы”, конкурсе театров моды, республиканских конкурсах “Русь мастеровая”, “Юные мастера декоративно-прикладного искусства”, “Кутюрье ХХI века”, “Юные таланты в дизайне одежды”, республиканском фестивале “Созвездие юных”, международном фестивале “Зеленая планета”, где занимают призовые места. Такие мероприятия помогают учащимся самореализоваться, самоутвердиться, правильно оценить свои возможности, научиться отличать прекрасное от безобразного.
Важным звеном в построении воспитательной работы в отделе является сотрудничество с родителями воспитанников. В практике отдела используются различные формы работы с родителями: индивидуальные тематические консультации, родительские собрания, дни открытых дверей, организация экскурсий, выездов на природу, участие родителей в подготовке и проведении праздников, посещение родителями учебных занятий, творческих отчетов детей (выставок, конкурсов), оказание родителями благотворительной помощи в укреплении материально-технической базы.
Тесный контакт с семьей, доверительные отношения позволяют педагогам лучше узнать индивидуально-личностные особенности воспитанников, помогают решать проблему развития личности ребенка. Важно и то, чтобы родители видели позитивное отношение педагога к их ребенку и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в интересах ребенка.
Взаимодействие с социумом – так же один из главных компонентов воспитательной работы. Педагоги отдела, организуя внеучебную деятельность (праздники, выставки), сотрудничают с другими творческими объединениями ЦДТ: музыкально-фольклорной студией “Гармония”, хореографическими коллективами.
У нас сложились хорошие отношения с преподавательским составом колледжа профессиональных технологий, экономики и сервиса, кафедры декоративно-прикладного искусства, кафедры технологии швейного производства и методики профессионального обучения ХГУ им. Н.Ф. Катанова. Мы организуем встречи с преподавателями и студентами, экскурсии на выставки студенческих работ, посещение и участие наших детей в Дне кафедры технологии швейного производства, фестивале “Студенческая мода”, конкурсах “Юные таланты в дизайне одежды”, “Юные мастера ДПИ”. Кроме того, преподаватели этих учебных заведений – постоянные члены жюри на творческих отчетах воспитанников. Для учащихся очень важна оценка профессионалов, повышается значимость детских работ. Это сотрудничество помогает детям реально оценить собственные возможности, поверить в собственные силы, реализовать свой творческий потенциал, профессионально самоопределиться.
Для мониторинга результативности воспитательной работы, корректировки воспитательного процесса, внедрения результатов в практику воспитания проводится диагностика.
Осуществляя диагностику, мы имеем возможность сопоставить запланированные и реальные результаты, определить, достиг ли воспитательный процесс поставленной цели. Без знания достигнутых результатов, как промежуточных, так и конечных, ни планирование, ни управление процессом невозможно. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью и коллективом уровень воспитанности. Он может соответствовать запроектированному, а может и отличаться от него. Выявить степень соответствия, получить информацию о личности воспитанника, уровне его интересов, мотивов деятельности, эмоциональном состоянии, развитии личностных качеств можно, используя ряд эмпирических методов.
Применяя такие формы диагностики как наблюдение, беседа, опросники, интервью, анкеты, тесты, педагогические игры. Например, методик профессора Л.В. Байбародовой “Изучение мотивов участия школьников в деятельности”, М.И. Рожкова и др. “Диагностика уровня творческой активности учащихся”, Л.М. Фридман “Наши отношения”, Л.Г. Жедуновой “Психологическая атмосфера в коллективе” и пр. Диагностику проводят как сами педагоги, так и профессиональный психолог. Помощь психолога необходима и при анализе результатов. После обработки результатов заполняются индивидуальны карты, где отслеживается личностный рост воспитанников, подвергается корректировке воспитательный процесс в отделе.
Для эффективного функционирования воспитательной системы выделим приоритетные направления развития. Это, во-первых, повышение квалификации педагогов по проблеме воспитания подрастающего поколения. Здесь и самообразование педагогов, и рассмотрение проблем воспитания на методических объединениях, теоретических и практических семинарах городского и республиканского уровней, курсы повышения квалификации.
Во-вторых, создание в отделе воспитывающей среды. Это и формирование коллектива единомышленников педагогов, детей и родителей; поддержание в коллективе позитивного морально-психологического климата; модернизация материально-технического обеспечения образовательного процесса.
В-третьих, совершенствование воспитательного потенциала занятий в творческих объединениях.
В-четвертых, подготовка материалов и издание сборника по организации и проведению воспитательных мероприятий, включая сценарии праздников, конкурсов.
Осуществляя комплексный подход к воспитанию гармоничной, разносторонне развитой личности, педагоги отдела искренне убеждены, что только личность, воспитанная на идеалах истины, добра и красоты, может правильно проектировать свое будущее, ощущая себя носителем духовно-нравственного потенциала своего народа.