Повышенные требования к современному подростку со стороны взрослых, товарищей, одноклассников, общественное мнение, которое определяется уже не столько успехами школьника в учении, сколько многими другими чертами его личности, взглядами, способностями, характером, умением соблюдать “кодекс нравственности”, принятый среди подростков, характерны для этого возрастного периода. Все это порождает мотивы, побуждающие подростка обратиться к самоанализу и к сравнению себя с другими.
Главное же заключается в том, что в силу возрастных особенностей молодое поколение не имеет необходимых знаний, позволяющих с достаточной глубиной понимать современные этнопроблемы, не имеет общей культуры и психологической готовности к участию в них, в то же время молодые не ощущают той остроты неприязни и непримиримости к людям других национальностей, которые порой возникают у взрослого поколения (дети больше и чаще забывают о национальности своих друзей, с которыми играют и учатся).
Одним словом, реальное положение в стране, значимость задач, ответственность за будущее и особенности социального положения молодого поколения делают проблему формирования толерантного сознания и развертывания межкультурных, межэтнических отношений остроактуальной и значимой, хотя и чрезвычайно сложной, особенно в связи с предъявлением высоких требований к способам и уровням ее решения.
Специальное анкетирование, проведенное в 11-х классах Альметьевского городского лицея №2, показало основные ценностные приоритеты подростков.
Таблица 1
Ценностные приоритеты
Ценности | Степень важности |
Здоровье | 1 |
Семья | 2 |
материальное благополучие | 3 |
Образованность | 4 |
хорошие отношения с людьми | 7 |
Самостоятельность, независимость | 5 |
Профессиональная карьера | 6 |
престижная профессия | 9 |
интересная работа | 8 |
собственное дело | 12 |
быть полезным людям | 13 |
честность, порядочность | 15 |
развитие своих способностей | 10 |
не работать, но иметь всё, что хочется | 18 |
хорошие условия труда | 11 |
политическая карьера, власть, сила | 16 |
известность, знаменитость | 17 |
самореализация, творчество | 14 |
приобщение к ценностям духовной культуры | 19 |
Как видно из таблицы, в подростковой среде в приоритетную группу ценностей, по результатам нашего опроса, входят здоровье, семья (от 62% до 78%), материальное благополучие (от 50% до 60%). Устойчивое превосходство этих ценностей, с одной стороны, свидетельствует о социальной и экономической зависимости подростков от родителей, с другой – демонстрирует психологическую привязанность к родителям и отсутствие глубокого конфликта поколений. К числу наименее важных ценностей респонденты отнесли самореализацию, творчество, известность, приобщение к ценностям духовной культуры.
Интересы большинства школьников обращены к образованию, как к необходимой предпосылке успешного продвижения в жизни (более 90% старшеклассников ориентированы на продолжение образования). В то же время приобщение к духовной культуре не значимо для подростков. Таким образом, образованность как ценность становится всё более инструментальной, принимая утилитарно-прагматический характер.
Таблица 2
Представления подростков о ценностях и взглядах социального окружения
Принимают ли Ваши ценности, взгляды
–
Принимаете ли Вы ценности, взгляды (в %)
Да, принимают / принимаю Референтные группы |
Подростки |
Родители (ей) |
70/80 |
друзья (ей) |
88/93 |
одноклассники (ов) |
67/76 |
учителя (ей) |
37/40 |
общество (а) |
25/37 |
Представления подростков о ценностях и взглядах социального окружения (родителей, друзей, одноклассников, учителей, общества) по первым трем позициям идентичны ценностям самих подростков и связаны с традиционными ценностями: семья, семейное благополучие, здоровье и материальный достаток. Далее траектории ценностей взрослых (родителей) и подростков расходятся:
- взрослые, по мнению опрошенных детей, большее значение придают условиям труда, хорошим отношениям с людьми, нравственным качествам: честности, порядочности, законопослушности;
- для друзей, одноклассников наиболее значимы престижная профессия, профессиональная карьера, образованность, свобода действий, самостоятельность, независимость.
Близость взглядов и ценностей в наибольшей степени выражены:
- у подростков и их друзей: около 90% респондентов отметили взаимное принятие и одобрение взглядов;
- около 80% подростков и их родителей отметили взаимное принятие ценностей руг друга;
- взаимопонимание с одноклассниками около 71%.
В меньшей степени взаимопонимание и взаимное принятие, по мнению опрошенных подростков, свойственно:
- отношениям между учащимися и учителями (только 39%); причём опрошенные подростки считают, что они в большей степени одобряют ценности учителей, принимают и понимают их взгляды (48%), нежели учителя – ценности и взгляды подростков (31%);
- ценностям и взглядам подростков и общества (37% одобряемых выборов); менее других принимают и одобряют ценности, декларируемые современным обществом учащиеся старших классов (37%).
Следовательно, подростки более ориентированы на ценности и мнение семьи, родителей. Педагоги в меньшей степени являются трансляторами тех или иных взглядов, ценностей, так как их мнение для подростков не значимо.
Таким образом, именно подростковый возраст, в котором происходит становление собственных ценностей, принципов поведения, основанных на складывающемся мировоззрении, является наиболее продуктивным для формирования толерантного поведения. А педагогам и родителям необходимо постоянно создавать условия для вовлечения подростков в процесс принятия решений в реальных жизненных ситуациях. Основная задача семьи и школы — это развитие подростка, и в первую очередь - целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию, творчеству и т. д.
Список литературы:
- Акимова, М.К. Психофизические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – М.: “Академия”, 2002. – 160 с.
- Андреев, В.И. Пакет диагностических методик / В.И. Андреев. – Казань, 2000. – 55 с.
- Петровский, А.В. Всегда ли правы родители. Психология воспитания / А.В. Петровский, В.А. Петровский. – М.: АСТ Астрель, 2003. – 400 с.