Показатели уровня сформированности толерантного поведения у современного подростка

Разделы: Общепедагогические технологии


Повышенные требования к современному подростку со стороны взрослых, товарищей, одноклассников, общественное мнение, которое определяется уже не столько успехами школьника в учении, сколько многими другими чертами его личности, взглядами, способностями, характером, умением соблюдать “кодекс нравственности”, принятый среди подростков, характерны для этого возрастного периода. Все это порождает мотивы, побуждающие подростка обратиться к самоанализу и к сравнению себя с другими.

Главное же заключается в том, что в силу возрастных особенностей молодое поколение не имеет необходимых знаний, позволяющих с достаточной глубиной понимать современные этнопроблемы, не имеет общей культуры и психологической готовности к участию в них, в то же время молодые не ощущают той остроты неприязни и непримиримости к людям других национальностей, которые порой возникают у взрослого поколения (дети больше и чаще забывают о национальности своих друзей, с которыми играют и учатся).

Одним словом, реальное положение в стране, значимость задач, ответственность за будущее и особенности социального положения молодого поколения делают проблему формирования толерантного сознания и развертывания межкультурных, межэтнических отношений остроактуальной и значимой, хотя и чрезвычайно сложной, особенно в связи с предъявлением высоких требований к способам и уровням ее решения.

Специальное анкетирование, проведенное в 11-х классах Альметьевского городского лицея №2, показало основные ценностные приоритеты подростков.

Таблица 1

Ценностные приоритеты

Ценности

Степень важности

Здоровье

1

Семья

2

материальное благополучие

3

Образованность

4

хорошие отношения с людьми

7

Самостоятельность, независимость

5

Профессиональная карьера

6

престижная профессия

9

интересная работа

8

собственное дело

12

быть полезным людям

13

честность, порядочность

15

развитие своих способностей

10

не работать, но иметь всё, что хочется

18

хорошие условия труда

11

политическая карьера, власть, сила

16

известность, знаменитость

17

самореализация, творчество

14

приобщение к ценностям духовной культуры

19

Как видно из таблицы, в подростковой среде в приоритетную группу ценностей, по результатам нашего опроса, входят здоровье, семья (от 62% до 78%), материальное благополучие (от 50% до 60%). Устойчивое превосходство этих ценностей, с одной стороны, свидетельствует о социальной и экономической зависимости подростков от родителей, с другой – демонстрирует психологическую привязанность к родителям и отсутствие глубокого конфликта поколений. К числу наименее важных ценностей респонденты отнесли самореализацию, творчество, известность, приобщение к ценностям духовной культуры.

Интересы большинства школьников обращены к образованию, как к необходимой предпосылке успешного продвижения в жизни (более 90% старшеклассников ориентированы на продолжение образования). В то же время приобщение к духовной культуре не значимо для подростков. Таким образом, образованность как ценность становится всё более инструментальной, принимая утилитарно-прагматический характер.

Таблица 2

Представления подростков о ценностях и взглядах социального окружения

 Принимают ли Ваши ценности, взгляды –
Принимаете ли Вы ценности, взгляды (в %)

Да, принимают / принимаю

Референтные группы

Подростки

Родители (ей)

70/80

друзья (ей)

88/93

одноклассники (ов)

67/76

учителя (ей)

37/40

общество (а)

25/37

Представления подростков о ценностях и взглядах социального окружения (родителей, друзей, одноклассников, учителей, общества) по первым трем позициям идентичны ценностям самих подростков и связаны с традиционными ценностями: семья, семейное благополучие, здоровье и материальный достаток. Далее траектории ценностей взрослых (родителей) и подростков расходятся:

- взрослые, по мнению опрошенных детей, большее значение придают условиям труда, хорошим отношениям с людьми, нравственным качествам: честности, порядочности, законопослушности;

- для друзей, одноклассников наиболее значимы престижная профессия, профессиональная карьера, образованность, свобода действий, самостоятельность, независимость.

Близость взглядов и ценностей в наибольшей степени выражены:

- у подростков и их друзей: около 90% респондентов отметили взаимное принятие и одобрение взглядов;

- около 80% подростков и их родителей отметили взаимное принятие ценностей руг друга;

- взаимопонимание с одноклассниками около 71%.

В меньшей степени взаимопонимание и взаимное принятие, по мнению опрошенных подростков, свойственно:

- отношениям между учащимися и учителями (только 39%); причём опрошенные подростки считают, что они в большей степени одобряют ценности учителей, принимают и понимают их взгляды (48%), нежели учителя – ценности и взгляды подростков (31%);

- ценностям и взглядам подростков и общества (37% одобряемых выборов); менее других принимают и одобряют ценности, декларируемые современным обществом учащиеся старших классов (37%).

Следовательно, подростки более ориентированы на ценности и мнение семьи, родителей. Педагоги в меньшей степени являются трансляторами тех или иных взглядов, ценностей, так как их мнение для подростков не значимо.

Таким образом, именно подростковый возраст, в котором происходит становление собственных ценностей, принципов поведения, основанных на складывающемся мировоззрении, является наиболее продуктивным для формирования толерантного поведения. А педагогам и родителям необходимо постоянно создавать условия для вовлечения подростков в процесс принятия решений в реальных жизненных ситуациях. Основная задача семьи и школы — это развитие подростка, и в первую очередь - целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию, творчеству и т. д.

Список литературы:

  1. Акимова, М.К. Психофизические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – М.: “Академия”, 2002. – 160 с.
  2. Андреев, В.И. Пакет диагностических методик / В.И. Андреев. – Казань, 2000. – 55 с.
  3. Петровский, А.В. Всегда ли правы родители. Психология воспитания / А.В. Петровский, В.А. Петровский. – М.: АСТ Астрель, 2003. – 400 с.