I. Актуализация знаний
1) На доске записи:
3 + 5 6 – 2 1 + 6 4 – 1
Учитель: Как назвать записи на доске?
Ученик: Математические выражения.
Учитель: Найти значения выражений и составить математические предложения.
Ученик: Сумма трех и пяти равна восьми.
Учитель выставляет под выражением карточку с числом 8.
Ученик: Разность шести и двух равна четырем.
Учитель выставляет под выражением карточку с числом 4.
Появляются карточки 8, 4, 7, 3.
Учитель сдвигает карточки и предлагает продолжить ряд чисел.
Ученик: 6, 2, 5, 1, 4, 0.
На доске числа 8, 4, 7, 3, 6, 2, 5, 1, 4, 0.
Учитель: Придумать выражения с числами 6, 2, 0.
Учитель: Какие числа остались?
Ученик: 5, 1, 4.
Учитель предлагает составить с этими числами задачу.
Ученики придумывают задачи, «одевают» схемы, обосновывают выбор арифметического действия и решают их устно.
2) Работа с геометрическими фигурами.
Игра «Угадай признаки разбиения фигур».
Учитель показывает равенства, дети читают их и называют признаки разбиения.
2 + 5 = 7 – по форме
4 + 3 = 7 – по цвету
1 + 6 = 7 – по размеру.
Учитель: Разложите фигуры в мешки по форме
У детей на карточках аналогичный рисунок. Возможна работа в группах.
Учитель просит придумать задание для ребят.
Ученик: Сравнить число треугольников с числом кружков.
Один ученик выполняет задание у доски, остальные – на карточках: определяет количество фигур в каждом мешке, устанавливают взаимно однозначное соответствие между фигурами в большем по численности мешке, выделяют часть фигур, вошедших в пару.
Учитель: Какие выводы можно сделать?
Ученик: Две меньше пяти
И другие: Пять больше двух, пять больше двух на три, две меньше пяти на три.
II. Постановка учебной задачи.
Учитель предлагает выполнить аналогичное задание по другой иллюстрации, где в каждом мешке фигур очень много.
Проблема: Задание выполнить сложно, нужен новый способ сравнения.
III. Решение учебной задачи.
1) Учитель предлагает вернуться к первой иллюстрации, где предметов немного.
Учитель: Что можно сказать об оставшихся без пары фигурах?
Ученик: Их три. Они составляют часть.
Учитель: Загляните во второй мешок и составьте равенство, которое показывает, как найти эту часть.
Ученик: 5 – 2 = 3.
Учитель: Что показывает 5?
Ученик: Число кружков.
Учитель: Что показывает 2?
Ученик: Число треугольников.
Учитель: Что показывает 3?
Ученик: Это разность (разница) чисел 5 и 2. 3 показывает, на сколько 5 больше 2.
Учитель: По какому правилу определяем, на сколько 5 больше 2?
Ученик: Из большего числа 5 вычитаем меньшее число 2.
2) Сравнение чисел с помощью полосок.
У каждого ребенка на столе по 2 полоски разной длины.
Учитель: Возьмите красную полоску. Какое число она может обозначать?
Ученик: Большее число.
Учитель: Почему?
Ученик: Она длиннее.
Учитель: Что обозначает зеленая полоска?
Ученик: Она будет обозначать меньшее число.
Учитель просит на красной полоске поставить букву «Б», а на зеленой – «М».
Учитель: Как сравнить полоски?
Ученик: Наложить одну полоску на другую.
Учитель: Отметьте на большей полоске часть, равную меньшей. Как называется вторая часть?
Ученик: Разность (разница).
Появляется схема.
Учитель: Как найти разность?
Ученик: Б – М = Р
Учитель: Какие еще равенства можно составить?
Ученик: М + Р = Б, Б – Р = М.
На доске появляются карточки.
Дети проговаривают правила: чтобы узнать, насколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.
3) Составление и решение обратных задач на сравнение по иллюстрации: красных шаров 6, синих – 4. На сколько красных шаров больше, чем синих?
IV. Подведение итогов.
Какой новый способ сравнения чисел узнали? Рассказать или повторить правило.