Тема: «Космическое путешествие».
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Жанр урока: урок-путешествие.
Форма урока: урок-диалог.
Виды деятельности: читатели, исследователи.
Цели и задачи:
- реализация технологии деятельностного метода на уроке; расширение кругозора учащихся; развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства, знакомство с новым видом пейзажа – космическим пейзажем;
- знакомство с художником-космонавтом Леоновым А. и художником Соколовым А.;
- сравнение линейной и воздушной перспективы на Земле и в Космосе;
- знакомство с новой для учащихся наукой – астрономией, с достижениями в космонавтике;
- воспитание патриотизма, гордости за своего знаменитого земляка В.Быковского, за нашу Россию.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Основная часть
1) Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)
Цели:
- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством загадки, поговорки;
- определить содержательные рамки урока.
– Я хочу начать наш урок с загадок: У пастуха
множество овец, ночью пасутся, а днем отдыхают.
(Луна и звезды). Друг за другом бегают, а догнать
не могут. (Солнце и луна).
Сегодня мы проводим необычный урок –
урок-путешествие. Мы поговорим о том, как люди
стали осваивать космическое пространство.
Ребята, вы готовы к путешествию? Вперед!
С давних времен загадочный мир планет и звезд
притягивал к себе внимание людей, манил их своей
таинственностью и красотой.
Раньше, когда люди только начинали изучать Землю,
и сейчас, в наше время, люди интересовались
погодой, переменами климата и Солнцем.
Астрономические знания необходимы были людям и в
Древнем Египте, и в Вавилоне, и в Индии, и в Китае,
везде, где люди жили, сеяли, собирали урожай, где
они занимались охотой, рыболовством,
скотоводством, совершали путешествия через
пустыни и моря. Всем им необходимо было
ориентироваться во времени и в пространстве. В то
время не было еще хороших карт, а компас был
известен только в Древнем Китае. Небо же было
почти всегда ясным, и звезды могли всегда
направлять путешественника к его
местоназначению.
Вид звездного неба – эта бриллиантовая россыпь
множества звезд всегда привлекал, завораживал
человека. Когда-то очень давно один философ
сказал, что если бы звездное небо было видно
только в каком-нибудь одном месте Земли, то к
этому месту непрерывно двигались бы толпы людей,
чтобы полюбоваться великолепным зрелищем. Для
нас, живущих в 21 веке, зрелище звездного неба
особенно величественно, потому что мы знаем
природу звезд; ведь каждая из них – это солнце,
т.е. гигантский раскаленный газовый шар. Люди не
сразу узнали истинную природу небесных тел.
Проходили века, и люди, тщательно наблюдая за
различными небесными явлениями, пришли к
современному научному пониманию мира.
Звездное небо – великая книга Природы. Кто
сумеет ее прочесть, тому раскроются несметные
сокровища окружающего нас космоса.
Открылась бездна звезд полна,
Звездам числа нет, бездне дна…
(Ломоносов М.В.)
2) Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Цели:
- актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их вербальная (в речи) и знаковая (правило) фиксация и обобщение;
- актуализация мыслительных операций (сравнение).
– Мы с вами говорим о великой книге Природы.
– А что такое пейзаж?
– Изображение природы.
– Конечно, изображение природы (от французского
слова «пэи», что означает «страна»).
– А какие разновидности пейзажа вы уже знаете?
– Сельский пейзаж (деревенский).
– Городской пейзаж.
– Индустриальный пейзаж.
– Морской пейзаж.
– А в Космосе?
– Космический пейзаж.
– Верно. Новый вид пейзажа – космический. (Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3).
При изображении природы на Земле мы используем
линейную и воздушную перспективу. А в Космосе?
3) Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
– У нас еще нет необходимых знаний о Космосе!
Далее, короткие сообщения учащихся:
– Российский теоретик космонавтики. (Приложение 1)
– Генеральный конструктор космических
кораблей. (Приложение 2,
Рисунок 4)
– Из истории развития космонавтики. (Приложение 3)
– Первый космонавт Земли. (Приложение
4, Рисунок 5)
Просмотр документального видео файла. (Приложение
5)
– Наш знаменитый земляк. (Приложение
6, Рисунок 6)
4) Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: организовать построение детьми нового способа действия.
– Ребята! Алексей Леонов, побывав в космосе,
вспоминает: «Особенно красиво выглядит горизонт
Земли. Он контрастно делится на несколько ярких
слоев. У самой Земли ярко- красная линия. Потом
идет теплых тонов палевая линия с желтизной.
Следующая – голубая лента, которая переходит в
темно-фиолетовую и затем в черное, бархатное
небо».
Художник-космонавт Алексей Леонов изображает на
своих картинах космос во всем великолепии
увиденных им красок. Художник А.Соколов никогда
не был в космосе, но его картины удивительно
точно отображают Мир Космоса.
– Первый выход в открытый космос. (Приложение
7, Рисунок 7)
– Художник А.Соколов. (Приложение
8)
– А сейчас мы посмотрим картины этих художников.
(Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12)
5) Первичное закрепление во внешней речи.
– Что же мы с вами увидели? Какие можем сделать
выводы?
– В Космосе мы видим нарушение привычной для нас
линейной перспективы.
– Необычный колорит.
– Незнакомая воздушная перспектива.
– Странные ракурсы.
6) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Задание: изображение космических летательных аппаратов на картонных цветных заготовках округлой формы.
Самостоятельная работа учащихся. (Рисунок 13, Рисунок 14).
7) Включение в систему знаний и повторение.
Цели:
- выявить границы применимости нового знания.
- повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной
непрерывности.
– Отгадываем кроссворд на доске (коллективная
работа, Приложение 9)
– Выставка детских работ на доске (Рисунок
13, Рисунок 14).
8) Рефлексия учебной деятельности
Цели:
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.
- провести рефлексивный анализ учебной деятельности.
- оценить собственную деятельность на уроке.
- зафиксировать неразрешенные затруднения как направление будущей учебной деятельности.
- обсудить и записать домашнее задание.
3. Итог урока
– Наше космическое путешествие подходит к концу. Мы узнали:
- что такое Космос,
- астрономия,
- космический пейзаж,
- краски космоса,
- перспектива в космосе,
- космический корабль,
- самая яркая звезда,
- спутник Земли,
- познакомились с жизнью и творчеством великих людей.
4. Домашнее задание
1) Чтение литературных произведений о Космосе.
2) Продумать композицию своего видения
космической реальности.
От автора: на уроке планировался просмотр документального видео файла о полете Юрия Гагарина в космос (Приложение 5), по техническим требованиям к материалам представленным участникам фестиваля этот материал не смог войти, а также не смог войти Рисунок 14.