Цели: формировать навык письменного умножения на двузначное число, умение решать нестандартные задачи, развивать креативное мышление, математическую речь, способствовать развитию внимания, интереса к предмету, воспитывать толерантность, ответственность.
Методическое обеспечение: Приложение 1 – презентация урока, учебник Моро М.И. Просвещение, 2007.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
2008
– Прочитайте число. (Приложение
1. Слайд 2)
– Сколько в числе отдельных сотен? Всего сотен?
Всего десятков? Единиц?
– О чём говорит это число? (Год семьи)
II. Актуализация знаний
1. Сравните числа: 1437905 1427905. (Приложение 1.
Слайд 3.)
2. Продолжите ряд чисел: 1002, 2004, 3008, 4006, ___ , ___, ___, ___ . (Приложение 1. Слайд 4)
3. Решите задачу. (Приложение 1.
Слайды 5, 6)
Из куска проволоки согнули прямоугольник со
сторонами 5 см и 4 см. Можно ли из этого куска
проволоки согнуть равносторонний треугольник?
– Какое математическое понятие помогло решить
задачу?
– Что понимаем под понятием «периметр»?
4. Вспомните соотношения между величинами:
скорость, время, расстояние. (Приложение
1. Слайд 7)
III. Постановка цели и задач урока. (Приложение 1. Слайды 8, 9)
– Посмотрите на пример. Чему будем продолжать
учиться?
– Вспомните правило письменного умножения на
двузначное число?
1246
x 83
IV. Организация усвоения способов деятельности
1. Путём воспроизведения информации
1246
x 83
Самостоятельная работа:
1-я и 2-я группа – №170 (4 столбик – 1-й пример)
3-я и 4-я группа – №170 (4 столбик – 2-й пример)
2. Творческое применение знаний в новой (проблемной) ситуации. (Приложение 1. Слайды 10, 11)
– Вставьте пропущенные цифры, чтобы получился заданный результат.
1-я и 2-я группа: 3-я и 4-я группа:
**3 **7
x ** x **
10*1 10*8
**01 **28
11011 11308
V. Физминутка (Приложение 1. Слайд 12)
– Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами
ты по периметру веди.– Рисуй восьмёрку вертикально.
Головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Вдоль по линиям води.– Теперь следи горизонтально.
И в центре ты остановись
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза откроем наконец.
Каждый из нас молодец.
VI. Творческое применение и добывание знаний путём решения проблемных задач, построенное на основе ранее усвоенных знаний и умений
1. Решите задачу. (Приложение 1. Слайд 13)
Из пунктов А и В, расстояние между которыми 70км, отправились одновременно пешеход со скоростью 5км/ч и велосипедист со скоростью 15км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?
а) Анализ условия задачи.
– Как двигались объекты относительно друг
друга? (Не сказано)
– Как могут двигаться? (Навстречу, в
противоположных направлениях, в одном
направлении вправо (влево))
– Сколько задач можно решить?
б) Выполнение чертежа к задаче. (Приложение 1. Слайд 14)
1-я группа – объекты двигаются
навстречу друг другу
2-я группа – в противоположных
направлениях
3-я группа – оба объекта движутся
вправо
4-я группа – оба объекта движутся
влево
в) Решение задач в группах самостоятельно.
1-я группа
1) 5 + 15 = 20 (км/ч)
2) 20 x 3 = 60 (км)
3) 70 – 60 = 10 (км)
2-й способ
70 – (5 x 3 + 15 x 3) = 10 (км)
2-я группа
1) 15 + 5 = 20 (км/ч)
2) 20 x 3 = 60 (км)
3) 70 + 60 = 130 (км)
2-й способ
(15 x 3 + 5 x 3) + 70 = 130 (км)
3-я группа
1) 15 x 3 = 45 (км)
2) 5 x 3 = 15 (км)
3) 70 – 15 = 55 (км)
4) 55 + 45 = 100 (км)
4-я группа
1) 15 x 3 = 45 (км)
2) 70 – 45 = 25 (км)
3) 5 x 3 = 15 (км)
4) 25 + 15 = 40 (км)
г) Проверка решения.
– Каким может быть расстояние между пешеходом
и велосипедистом?
– От чего это зависит?
Физминутка (подвижная)
1. Геометрическая задача. (Приложение 1. Слайды 15, 16)
Прямоугольный участок земли длиной 140м и шириной 60м разделили на 4 одинаковых прямоугольных участка разными способами.
– Выберите способ, при котором стоимость изгороди будет наименьшей.
(Выполняют в группах)
- 60 x 2 + 140 x 5 = 820 (м)
- 60 x 5 + 140 x 2 = 580 (м)
- 140 x 3 + 60 x 3 = 600 (м)
2. Самостоятельная работа. (Приложение 1. Слайд 17)
(Записать выражение, сформулированное словами и вычислить значение.)
1-я и 2-я группа – № 175 (1, 3)
(750 + 700) : (750 – 700) = 29
(1000 – 1) : 9 = 111
3 и 4 группа – № 175 (2, 4)
1500 x 50 – 1500 : 50 = 74970
10000 + 9999 = 19999
* Логическая задача. (Приложение 1. Слайд 18)
Шесть рыбаков съедят 6 судаков за 6 дней. Сколько судаков съедят 12 рыбаков за 12 дней?
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Задача № 171 – решить разными способами.
VIII. Рефлексия
– Какое задание было трудным?
– Интересным?
– Чему учились?
Отметки. (Приложение 1. Слайд 19).